Студия мультипликации «Три кота»

  • (6)

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвертые – еще к чему-либо. Анимация – как вид экранного искусства – дает детям возможность реализовать все эти творческие способности. Кино вообще, и в особенности анимационное кино – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. Даже в самом коротком мультфильме используется и художественное слово, и визуальный образ, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

 

Занятие анимацией развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. В самом деле, мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открыта для них (универсальность).

 

Новизна: В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности (целостность). Все сказанное заставляет смотреть на мультипликацию не как на новый предмет эстетического цикла, а как на благоприятную среду для создания всеобъемлющей системы комплексного эстетического воспитания.

 

Для большинства детей знакомство с искусством начинается именно с мультипликации: раньше, чем читать и даже говорить, дети начинают смотреть мультики. По мнению ведущих исследователей искусства мультипликации, это искусство впитывает и перерабатывает все, что несут все важнейшие области искусства: литература, живопись, музыка, кукольный театр, цирковая клоунада и другие.

 

Мультфильм – этого своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Краткость фильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательный его характер – это главные предпосылки сильного впечатления, производимого искусством «мультика» на детей. Движение, действие, быстрая смена эпизодов в наибольшей мере соответствуют психологической потребности школьников. Огромное значение имеет культурная и воспитательная роль мультипликации. Сказка для ребенка – энциклопедия жизни, она учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация личности ребенка.

 

Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы, разработанной для детей 9-18 лет, заключается в том, что она учитывает их возрастные особенности. Детей в младшем школьном возрасте отличает непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников. Программа содержит творческие задания, которые способствуют развитию воображения у детей. В данном возрасте школьник хочет получить быстрый результат своей работы, данная образовательная программа позволяет решить эту проблему.

 

Программа обучения предназначена для вовлечения, в том числе, учащихся 5-8 классов в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для учащихся любого возраста. Он удачно сочетается с элементами игры и участии ребят в конкурсах, фестивалях, выставках и т.п.

 

Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе: художники конструкторы, дизайнеры, медики, разработчики рекламной продукции, фотографы, модельеры и др. Данная программа позволит подготовить учащихся к сознательному выбору профиля.

 

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда коллектива детей. В процессе создания мультипликационного фильма у ребят развиваются сенсомоторные качества, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности; восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

 

Данная программа обучает умению работать в коллективе, использовать проектные методики, компьютер и фотоаппарат как инструмент творчества.

Педагоги

Палкина Надежда Александровна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Содержание программы

1 год обучения – 216 часов.

  1. Вводная часть. История анимации. Виды анимации, техники (показ мультфильмов-примеров). Техника безопасности - 1 ч.
  2. Тауматроп. Минимульт-иллюзия без съемки - 1 ч.
  3. Фенакистископ. Первые пробы движения - 6 ч.
  4. Предметная анимация. Осенний этюд (листья, ветки и проч.) - 8 ч.
  5. Волшебство сыпучего материала - 10 ч.
  6. Мультфильм в жанре "хоррор, ужастик" - 12 ч.
  7. Хеллоуин. Тематическое занятие со съемкой в технике пиксиляция. Анимационные фокусы - 2 ч.
  8. Индивидуальный мультфильм. Перекладка. Раскадровка - 20 ч.
  9. Коллективный мультфильм к Новому году и Рождеству. Сценарий - 26 ч.
  10. Новогодняя вечеринка. Пиксиляция - 2 ч.
  11. Живая линия (графика). Озвучивание - 12 ч.
  12. Рисованная анимация. Флипбук - 8 ч.
  13. Пластилиновая перекладка. Перелепка. Из чего же сделаны мальчики? Из чего же сделаны девочки? (23 февраля, 8 марта) - 20 ч.
  14. Живопись на стекле. Весенний этюд - 10 ч.
  15. Объемные фигуры (на проволочном каркасе). Этюд - 18 ч.
  16. Ожившие народные промыслы (предметная анимация) -  10 ч.
  17. Рисованная анимация. Этюды - 6 ч.
  18. Итоговый мультфильм по считалочке/ песенке/ сказке/стихотворению. Перекладка - 20 ч.
  19. Отчетный концерт (показ всех изготовленных мультфильмов за год) - 2 ч.

 

2 год обучения – 216 часов.

  1. Вводная часть. Новые виды анимации, техники (показ мультфильмов-примеров). Техника безопасности - 1 ч.
  2. Мини-анимашки под музыку шумы, на заданное время. Изучение монтажа - 11 ч.
  3. Ожившие шедевры. Живопись на стекле (работа на стекле мульт-стола) - 12 ч.
  4. Предметная анимация. Драматургия. Сценарий - 8 ч.
  5. Пиксиляция. Фокусы, иллюзии - 6 ч.
  6. Рисованная анимация. Флипбук - 6 ч.
  7. Живопись на стекле. Этюды - 12 ч.
  8. Перекладка, встроенная в видео - 10 ч.
  9. Ротоскоп. Работа с видео. Рисованная анимация - 20 ч.
  10. Пластилиновая анимация. Этюды. Раскадровка - 20 ч.
  11. Кукольная анимация - 20 ч.
  12. Рисованная анимация. Вживление в реальное фото - 10 ч.
  13. Индивидуальный мультфильм в выбранной технике - 20 ч.
  14. Раскадровка. Контрапункт - 12 ч.
  15. Озвучание. Работа в монтажной программе - 8 ч.
  16. Монтаж. Работа в монтажной программе - 10 ч.
  17. Рисованная анимация. Этюды - 20 ч.
  18. Итоговый коллективный мультфильм для конкурса - 20 ч.

Цели программы

Цель занятий: создать условия для развития творческих способностей детей через приобщение к миру мультипликации и создание мультфильмов.

 

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

 

· реализация творческого потенциала личности ребенка;

· знакомство учащихся с основами анимации (замысел и драматургия, владение различными техниками анимации, правила съемки и монтажа, звуковое оформление мультфильма, совместные просмотры, участие в анимационных фестивалях, история развития анимации);

· систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, мелкой моторики и речи детей;

· развитие художественного и ассоциативного мышления детей;

· формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;

· формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

· развитие коммуникативной культуры детей.

· изучение (коллективный просмотр) шедевров мировой мультипликации и кино, совместный разбор и анализ;

· развитие речи, воображения, абстрактного и творческого мышления посредством создания визуальных образов мультипликации;

· освоение основных простых техник рисунка, аппликации, коллажа, дизайна и мультипликации;

· совместная разработка сценариев мультфильмов, а также их героев, пластики и речи;

· совместное создание мультфильмов, их монтаж и озвучивание.

Результат программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса мультипликации:

 

Личностные.

 

- умение взаимодействовать с партнерами по команде, быть терпеливым, вежливым в процессе творческого взаимодействия;

- выражение себя в творческой и игровой деятельности;

- адекватное отношение к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества и использовать накопленные знания.

- красивая, правильная, четкая, звучная речь как средство полноценного общения;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, родителя и др. людей;

 

Метапредметные.

 

- умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

- умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умение подводить самостоятельный итог занятия;

- умение анализировать и систематизировать полученные умения и навыки;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

 

Предметные.

 

- необходимые сведения о видах анимационных техник;

- полученные сведения о многообразии экранного искусства;

- о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране;

- законах развития сюжета и правилах драматургии;

- о сценической речи;

- о звуковом сопровождении мультфильма;

- «оживлять» на экране самые различные предметы и пользоваться основными анимационными техниками;

- умение импровизировать, выступать перед публикой, зрителями.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект. 

Материально-техническая база

Занятия проводятся в обычном кабинете, где есть окно, доска, учительский стол. Только для занятий все парты сдвигаются на середину класса, образуя один большой общий стол.

Для съемки следующее оснащение:

· компьютер;

· ноутбук;

· программы для покадровой съемки;

· программы для монтажа;

· телевизор, подключенный к компьютеру/ноутбуку;

· доступ в интернет;

· фотоаппарат;

· штатив большой тренога, штативы настольные для съемки этюдов, индивидуальные;

· вебкамера для второго съемочного места;

· лампы для второго съемочного места;

· мульт-станок, то есть специальный стол с несколькими (3-5) прозрачными слоями (стекол) друг над другом и со световыми панелями по бокам;

набор канцелярских расходных материалов (пластилин, цветная бумага, фломастеры, краски, бумага писчая и т.п.).

Видео

[ "", "", "", "", "", "", "", "", "", "", "", "", "", "", "", "", "", "", "", "" ]