Программа «Экологическая азбука»

Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
Если на 10 лет вперед – сажай лес,
Если же на 100 лет – воспитывай детей.
(Народная мудрость)

 

В настоящее время никому не надо доказывать значение формирования экологических знаний и умений у подрастающего поколения. Экологическая культура, экологическое образование всего общества и конечно школьников определяют пути решения экологических проблем современного общества, выхода его из экологического кризиса. Решения этой проблемы переносится в наши дни в школы и учреждения дополнительного образования.


Каждый ребенок с ранних лет постигает искусство общения с природой, с окружающей средой, учится народной мудрости – как правильно жить, общаться с природой и самое главное как ей не навредить. Проблема сохранение природных богатств родного края, как никогда актуальна в настоящее время. Бережное отношение к водным богатствам нашего края многочисленным озерам, уникальным водным объектам – озеру Чаны, озеру Карачи, лесным массивам, почвенному покрову, исчезающим видам животных, растений нашей малой родины.

 

Привитие навыков бережного отношение к каждой травиночке, цветку, жучку, ответственного поведения в окружающей среде, первостепенная задача, которая стоит передо мной как педагогом. В. А. Сухомлинский сказал: «Любовь к родине начинается с восхищения красотой того, что видит перед собой ребенок, чем он любуется, во что вкладывает частицу своей души». Поэтому значительное место в программе занимает краеведческий компонент.

 

Восприятие ребенком природных объектов в ближайшем окружении школы, поселка – лес, цветы и кустарники, трудно заметить какими-либо художественными фотографиями, так как эмоциональное воздействие именно живой природы надолго остается в памяти ребенка. Подкрепление знаний эмоциями и чувствами даем толчок к размышлениям и сопоставлениям.

 

Использование краеведческого материала помогает убедить учащихся в необходимости дальнейшего расширения знаний, делает их реальными участниками в поиске научных знаний, выводов и обобщений в процессе изучения нового учебного материала. Полностью на краеведческом материале даются темы, связанные с природой, экологическим состоянием родного края. Образовательный процесс строится с учетом региональных и природных особенностей родного края.

Педагоги

Кононова Олеся Викторовна педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж работы: 8 лет.

Образование: среднее профессиональное. Диплом Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Татарский педагогический колледж».

 

Прошла курсы повышения квалификации в 2016 году в НИПК и ПРО по программе «Учимся создавать проект» – 24 часа.

 

В 2017 году повышение квалификации в Автономной некоммерческойорганизации дополнительного образования «Институт Управления и права» по дополнительной профессиональной программе «Учитель МУЗЫКИ. Преподавание предмета «Музыка» в условиях реализации ФГОС» – 72 часа.

 

В 2018 году профессиональная переподготовка ООО «Инфоурок» по программе «Биология: теория преподавания в образовательной организации».

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
  2. Природа родного края, как объект охраны – 24 часов.
  3. Природа родного края, как объект познания – 27 часов.
  4. Природа родного края, как объект пользы – 12 часов.
  5. Природа родного края, как объект красоты – 7 часов.

Всего: 72 часа.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
  2. Природа родного края, как объект охраны – 24 часа.
  3. Природа родного края, как объект познания – 27 часов.
  4. Природа родного края, как объект пользы – 12 часов.
  5. Природа родного края, как объект красоты – 7 часов.

Всего: 72 часа.

Цели программы

Цель программы – формирование экологической культуры обучающихся.

 

Задачи:

Образовательные:

  • формирование более глубокое представление о природных объектах родного края;
  • приобретение навыков исследовательской деятельности в природе, социуме по вопросам экологического состояния окружающей среды родного края;
  • овладение знаниями, умениями, необходимыми для рационального природопользования и охраны природы родного края.

Развивающие:

  • развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка в процессе общения с объектами живой природы;
  • развитие экологической грамотности;
  • формирование экологического мышления, опыта ответственного поведения в природе, умения видеть экологические проблемы в повседневной жизни, находить пути их решения.

Воспитательные:

  • заложение основ гармоничного восприятия окружающей природы, приобщение к эстетическому, познавательному и рационально потребительскому общению с природой;
  • воспитание патриотизма, гражданственности, бережного отношения к природе родного края.

 

Программа реализуется по основным направлениям деятельности:

  • эколого – просветительская (направлена на формирование экологической культуры ребенка,выходы в УДОД ДЮЦ «Гармония»,социум);
  • природоохранная (направлена на организацию посильной природоохранной деятельности, ответственности к своему поведению в природе);
  • исследовательская (направлена на формирования практических навыков совместной исследовательской деятельности педагога и ребенка).

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • географические и природные особенности родного края;
  • экологические проблемы района;
  • охраняемые растения и животные родного края;
  • природоохранные знаки;
  • состав и строение почвенного покрова;
  • способы охраны почв от эрозии и загрязнения;
  • особенности природы озера Чаны, Карачи;
  • правила поведения в природе, у водоема;
  • видовой состав насекомых родного края.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • проводить наблюдения в природе;
  • проводить элементарные исследования в природе;
  • разрабатывать экологические проекты;
  • через фотосъемку замечать красоту родной природы;
  • определять лекарственные растения;
  • на основе исследовательского материала, составлять презентации.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • географическое положение села Красное;
  • экологические проблемы р.п. Чаны;
  • растения и животные – предсказателей погоды;
  • способы утилизации мусора;
  • что такое Красная книга НСО;
  • виды рептилий и земноводных;
  • источники традиционного природопользования;
  • экологические нарушения водоема.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • выявлять экологические нарушения в природе;
  • разрабатывать экологические проекты;
  • изготавливать кормушки из подручных средств;
  • проводить наблюдения во время экскурсии.

Особые условия проведения

Особых условий не требуется.

Материально-техническая база

  1. фотоаппарат;
  2. компьютер;
  3. компасы, измерительные приборы;
  4. мультимедийный проектор;
  5. аудиаппаратура.