Программа «Денница»

Фольклор – это источник народной мудрости, к которому должен прикоснуться каждый ребенок уже в раннем детстве. Обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и подростков.

 

Назрела потребность в качественно новом подходе к воспитанию и обучению. Необходимо подготовить ребёнка к жизни в меняющемся мире, сформировать осознанную, добросовестную мотивацию к получению знаний, к профессиональному самоопределению.

 

Изучение родной культуры заставляет задуматься о наших общечеловеческих корнях, побуждает уважать культуру других народов и чутко к ней относиться. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов – одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества.

 

Народное песенное творчество благодаря широкому спектру различных стилей, жанров способствуют нравственному, художественно-эстетическому формированию личности. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили из «поколения в поколение».

 

Авторская дополнительная образовательная программа фольклорного отделения «Денница» объединяет общие принципы и технологии обучения. Способствует осознанию глубин музыкальных фольклорных традиций, выразительности и глубокого содержания песенного материала. Это важно для формирования мировоззрения, нравственного и духовного развития ребёнка.

 

Педагоги

Данная программа разработана руководителем школы русской традиционной культуры «Ясница» – Приваловой Натальей Матвеевной.

Педагогический стаж работы: 50 лет.

Образование: высшее.

 

В 2017 году программа «Денница» награждена медалью памяти Мельникова М.Н. Фольклорный ансамбль «Купавушка» и фольклорный ансамбль «Жаворонушки» постоянные участники международных («Сибирь зажигает звёзды», «Берега надежды», «Шоу талантов», «Интербриг», «На крыльях таланта»), всероссийских («Таланты Сибири») и региональных конкурсах. Имеют звания дипломы лауреатов и победителей конкурсов.

Содержание программы

Программа рассчитана на пятилетнее обучение, учебный процесс осуществляется по трём этапам:

 

Первый этап:

Начальная подготовка (1 и 2 год обучения) – на этом этапе формируется интерес к обучению и начальное развитие знаний, умений и навыков.

 

Предметы данного этапа:

  1. фольклорный ансамбль (хор) – 2 часа в неделю;
  2. сольфеджио – 1 час в неделю;
  3. доп. инструмент – 1 час в неделю.

Всего учащийся занят: 4 часа в неделю.

 

Второй этап:

Школа мастера (3 и 4 год обучения) – на этом этапе обучающийся получает углублённое знание по предметам. Доминирующий метод обучения – частично-поисковый.

 

Предметы данного этапа:

  1. фольклорный ансамбль (хор) – 2 часа в неделю;
  2. сольфеджио – 1 час в неделю; вокал – 1 час в неделю;
  3. народоведение – 1 час в неделю;
  4. доп. инструмент – 1 час в неделю;
  5. народная хореография – 1 час в неделю.

Всего учащийся занят: 7 часов в неделю.

 

Третий этап:

Профессиональная ориентация (5 год обучения) – на этом этапе обучающийся получает удовлетворение творческих потребностей, самореализация и развитие творческой деятельности. Доминирующий метод обучения – эвристический.

 

Предметы данного этапа:

  1. фольклорный ансамбль (хор) – 3 часа в неделю;
  2. сольфеджио – 1 час в неделю;
  3. музыкальная литература – 1 час в неделю;
  4. вокал – 1 час в неделю; народоведение – 1 час в неделю;
  5. доп. инструмент – 1 час в неделю; народная хореография – 1 час в неделю.

Всего учащийся занят: 9 часов в неделю.

Цели программы

Цель программы – приобщение детей к нравственным и эстетическим ценностям традиционной народной культуры, сохранение и возрождение русской традиционной певческой культуры

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • освоение разножанрового и разностилевого народно-песенного репертуара;
  • освоение местной песенной традиции; изучение музыкальной азбуки фольклора.

Развивающие:

  • развитие вокально-исполнительских и общемузыкальных способностей детей;
  • развитие навыков (ритмических, слуховых, интонационных);
  • развитие музыкальной памяти;
  • развитие творческих способностей через собственную художественную деятельность.

Личностные:

  • развитие музыкальных способностей, связанных с общими свойствами личности ребёнка: внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение и др. А также личностные качества такие как: трудолюбие, усидчивость, сформированность положительных отношений со сверстниками, умение работать в коллективе.

Метапредметные:

  • развитие познавательной активности; пробудить в детях интерес к освоению народной художественной культуры своего народа.

Воспитательные:

  • воспитание к уважению многообразию мировых культур и традиций;
  • воспитание к чувству сопричастности и гордости по отношению к национальному наследию.

Результат программы

Результат обучения детей детей в рамках реализации программы «Денница» представлены на предметном, метапредметном и личностном уровнях.

 

Предметный результат обучения:

  • обучение по получению новых знаний, их преобразованию и применению. 

Метапредметный результат обучения:

  • освоенные универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. 

Личностный результат обучения:

  • готовность и способность обучающихся к самореализации, мотивации к обучению и познанию. 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • смысл изучаемого предмета, русские традиции, обряды, праздники и их значение для отечественной культуры;
  • основные теоретические сведения на начальном профессиональном уровне;
  • пройденный материал (репертуар) и его специфику, основы сценического поведения, концертного выступления. 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • практически использовать полученные знания и навыки на смежных предметах;
  • владеть пройденным репертуаром;
  • готовиться к концертному выступлению;
  • отличать народное искусство от академического и другого. Профессионально владеть инструментом.

Особые условия проведения

Реализация программы особых условий не предусматривает

Материально-техническая база

Занятия проходят в специально оборудованном классе.

 

Интерьер фольклорного класса оформлен в виде русской избы. В классе имеются инструменты: баян, фортепиано, шумовые инструменты и народные инструменты.

 

Необходимый дидактический материал, сборники русских народных песен, обработки различных авторов, своя фонотека, записи концертов, конкурсов и учебных занятий. Аудио и видео аппаратура. Достаточное количество мебели (шкафы, столы, стулья и скамейки).