Программа «Возрождая традиции»

Программа рассчитана на пятилетнее обучение художественной направленности. Обучение проводится по предметам: композиция, рисунок, живопись, роспись, лепка и бумагопластика.

 

В период обучения по программе создаются благоприятные условия для развития творческих способностей детей, закладываются и развиваются навыки владения выразительными средствами: в рисунке, в живописи, в композиции, в ДПИ.

 

Формируются компетенции зрителя, мастера и художника. Весь материал выстраивается по принципу от простого к сложному.

 

Широко применяются занятия по методике "Мастер-класс", когда педагог вместе с учащимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы. Большое внимание уделяется проектной, выставочной деятельности, фестивалям детского творчества.

 

Полученные знания позволяют реализовывать оригинальные авторские идеи в материальный продукт, дают возможности продолжать дальнейшее художественное образование в средних и высших учебных заведениях.

Педагоги

По данной авторской программе работают педагоги дополнительного образования ШРТК «Ясница», структурного подразделения МАУ ДО ДТД УМ «Юниор»:

 

Куграшова Ольга Алексеевна, образование высшее педагогическое, автор программ "Возрождая традиции", "Радужка".

В 2019 году закончила магистратуру ИИГСО в НГПУ. Имеет высшую квалификационную категорию.

 

Педагог и учащиеся являются неоднократными лауреатами и победителями конкурсов: регионального – «Через прошлое в будущее», международного – «Дерзай! Твори!», всероссийского – «Талантливая Россия». Являются обладателями Малой золотой медали образовательной ярмарки «УчСиб» в 2008, 2009, 2010, 2012, 2016 гг.

 

Кольдякова Елизавета Николаевна, образование высшее педагогическое.

В учреждении работает третий год. Категории не имеет.

Педагог и её ученики являются неоднократными участниками, лауреатами и победителями международного конкурса «Дерзай! Твори!».

 

Пахомова Наталья Валентиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. В ШТРК «Ясница» работает 10 лет.

Педагог и её ученики являются неоднократными участниками,лауреатами и победителями конкурсов разного уровня.

Содержание программы

Этапы реализации программы «Возрождая традиции»

Программа рассчитана на пятилетнее обучение. Процесс обучения осуществляется по трем этапам.

 

Первый этап (первый и второй год обучения):

Формирование компетенций зрителя – первоначальное развитие знаний, умений, навыков по ИЗО, ДПИ. Основные задачи: формирование интереса к обучению. Доминирующий метод обучения– объяснительно-иллюстративный. Планируемый результат : заинтересованное приобретение первоначальных знаний, умений и навыков по ДПИ и ИЗО. Воспитание таких качеств, как терпение, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к материалу, дружелюбие.

 

Второй этап (третий и четвёртый год обучения):

Формирование компетенций мастера. Основные задачи : углубление знаний по ДПИ и ИЗО, формирование необходимых знаний, умений и навыков, претворение авторской идеи в новый материальный продукт. Доминирующий метод обучения: частично-поисковый. Планируемый результат: приобретение базовых знаний, умений и навыков в области ИЗО и ДПИ, развитие творческих способностей, формирование художесвенно-эстетического вкуса.

 

Третий этап (пятый год обучения профессионально - ориентирующий):

Формирование компетенций художника. Основные задачи: удовлетворение творческих потребностей обучающихся, развитие самореализации и авторской деятельности. Доминирующий метод обучения эвристический. Планируемый результат: развитие самостоятельности, творчества, художественно-эстетического вкуса.

 

Выпускная работа обучающихся организуется педагогами ДПИ как индивидуальное исследование и проводится по следующей (не жесткой) схеме:

  • постановка творческой задачи (выбор темы, сюжета, композиции);
  • выбор техники выполнения;
  • сбор информации по выбранной теме;
  • разработка эскизов по выбранной теме на основе собранного материала, личного опыта;
  • практическое выполнение проекта;
  • оформление проекта (текстовая работа);
  • защита проекта, анализ выполненной работы комиссией.

Цели программы

Цель программы – создание условий для воспитания всесторонне гармонично развитой личности через изучение традиционной культуры средствами изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.

 

Для реализации программы необходимо решить ряд задач:

Воспитательные:

  • воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
  • воспитание чувства ответственности, умение доводить начатое дело до завершения;
  • воспитание патриотизма, уважение и любовь к культурному наследию своей страны, как неотъемлемой части мирового искусства;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к материалам;
  • воспитание коммуникативных качеств.

 

Образовательные:

  • формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорции и т.д.);
  • обеспечение уровня усвоения учащимися содержания программы;
  • создание условий для формирование творческой активности учащихся;
  • умение воплощать идею в жизнь;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в средних образовательных учреждениях;
  • формирование умения творческой работы индивидуально и в коллективе;
  • овладение культурными и художественными ценностями России как частью мировой художественной культуры.


Развивающие:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся;
  • развитие интереса к изучению ИЗО и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, обычаев, традиционных праздников страны;
  • формирование знаний, умений, навыков для выражения творческой идеи;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие творческой индивидуальности, активности;
  • развитие художественного вкуса учащихся.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • закономерности строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы композиции;
  • различные техники изображения;
  • специфику техник и приемов (четкость и гибкая контрастность, мягкие светотеневые нюансы, декоративная броскость и др.);
  • отдельные произведения выдающихся мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего;
  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции;
  • использовать различные техники: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки;
  • понимать ритм, гармоничность цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция»);
  • презентовать подготовленную информацию;
  • использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Особые условия проведения

Особые условия не требуются.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо наличие:

  • отдельного помещения (класса с посадочными местами не менее 8), столы, стулья, мольберты, подиумы для постановок, софиты, классная доска;
  • шкафы для хранения наглядных пособий, драпировок, натурного фонда, учебных папок и других учебных пособий и оборудования;
  • богатый натурный фонд;
  • гипсовые геометрические тела и фигуры: куб, пирамида, параллелепипед, цилиндр, конус и т.д.;
  • наличие мультимедийного оборудования, доступ к Интернет-ресурсам, книжно-печатные издания, специальная литература, электронная библиотека.