Программа «Кольцобинчик»

  • (5)

 

Занятие актерской деятельностью и по сей день не потеряло своей актуальности в качестве мощного общеразвивающего и стимулирующего всю психическую сферу жизнедеятельности человека средства. Во все времена и у всех народов в качестве «средства исцеления» различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и ритуалы, мистерии и многое другое. Современные психологи и дефектологи все чаще используют арт-терапию как естественный и бережный метод исцеления и развития души и тела через художественное творчество.

 

Многолетний опыт автора программы по работе с детьми с ОВЗ показал, что одним из самых эффективных способов социальной адаптации является интегративный театр. Под интеграцией здесь понимается совместное творчество детей с ОВЗ и здоровых детей и взрослых. Когда работаешь с детьми-инвалидами, необходимо понимать, что чем бы ты с ними не занимался, самое главное – это их социализация. Дополнительное образование позволяет привлекать к процессу обучения родителей, дает возможность ребенку быть успешным, заявить о себе, получить общественное признание позволяет получить большой общественный резонанс.

 

В Кольцово работа с семьями с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами имеет почти 30-летнюю историю. Отсчет ведется с создания интегративного театра детей-инвалидов «Кольцобинчик». Дети все вместе занимаются в разновозрастных группах, т.к. психологами замечено, что дети гораздо лучше перенимают навыки у других детей.

Педагоги

Тихонова Алефтина Павловна - педагог дополнительного образования детей высшей квалификационной категории, биолог, педагог. "Почетный работник общего образования Российской Федерации".

 

Курсы повышения квалификации:

"Государственное и муниципальное управление: профессиональная подготовка педагога дополнительного образования" - 2017 г.,

"Современные технологии социально-культурной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья" - 2018 г.

 

Харченко Консантин Игоревич - педагог дополнительного образования детей первой квалификационной категории, преподаватель творческого коллектива, аккомпаниатор.

Содержание программы

1 год (цикл) обучения (театр):

  1. Техника безопасности – 1 ч.
  2. Упражнения на ритм, пластику, память, наблюдательность, координацию, коммуникацию, работа с предметами – 103 ч.
  3. Русские народные игры, песни, танцы – 40 ч.

2 год (цикл) обучения (театр):

  1. Техника безопасности - 2 ч.
  2. Упражнения на ритм, память, наблюдательность, пластику, координацию, коммуникацию, работа с предметами, ролевые игры, развитие воображения, фантазии, русские народные игры и танцы, импровизация - 14 ч.
  3. Речевые упражнения, песенные - 20 ч.
  4. Работа над ролью, спектаклем - 150 ч.
  5. Разбор выступлений - 4 ч.
  6. Знакомство с историей и культурой нашей страны - 10 ч.
  7. Участие в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях - 16 ч.

Цели программы

Цель программы – создание коррекционно-развивающей среды для развития творческих способностей и социальной адаптации детей с ОВЗ средствами интегративного театрального искусства.

 

Для достижения данной цели требуется выполнение следующих основных задач:

 

Предметные:

 

1. Сформировать представление о театре и театральной деятельности.

1. Ознакомить с видами и жанрами театрального искусства.

2. Обучить техническим приемам актерского мастерства и навыкам сценического взаимодействия.

3. Освоить алгоритм работы над спектаклем.

 

Личностные:

 

1. Способствовать осознанию социально-приемлемого поведения и формированию его навыков.

2. Способствовать формированию навыков самообслуживания и самоконтроля.

3. Развить наблюдательность, память, внимание, чувство ритма.

4. Способствовать развитию фантазии и творческого потенциала.

5. Развить умение слушать и слышать.

 

Метапредметные:

 

1. Обучить навыкам взаимодействия в малой группе.

2. Способствовать развитию социальных и коммуникативных навыков.

Результат программы

Поскольку программа «Особенный ребенок» является программой социально-педагогической направленности и имеет адаптационный характер, то главное значение имеет достижение личностные и метапредметных результатов.

 

У ребенка происходит:

 

  1. расширение:  кругозора, социальных контактов;
  2. развитие:  речи и умения слушать и слышать педагога, наблюдательности, памяти и внимания,трудолюбия, уверенности в себе,чувства ритма;
  3. овладение навыками: самообслуживания, самоконтроля, взаимодействия в парах и в малой группе, коммуникативными, умения держать «стоп-кадр» (что при многих диагнозах затруднительно), социально-приемлемого поведения.

Ребенок по мере освоения программы повышает свою самооценку, преодолевает социальную изоляцию, получает общественное признание, адаптируется к жизни в социуме.

 

Кроме того, ломается стереотипное поведение ребенка, когда он считает, что «я ничего не умею, значит, не буду и пытаться», «мне все должны», "я – центр Вселенной".

 

Предметные результаты, которые достигаются в ходе освоения программы:

 

  1. улучшение координации и пластики движений;
  2. овладение навыками сценического взаимодействия;
  3. овладение своим речевым артикуляционным аппаратом;
  4. умение:  работать с предметами, размещать себя в сценическом пространстве, следовать заданному алгоритму, импровизировать на заданную тему, входить в сценический образ и держать его необходимое время, слушать музыку и импровизировать на музыкальную тему, исполнять разученные песни сольно и хором;
  5. сформирован навык движения под музыку.

Особые условия проведения

Ограничений по диагнозу и по умению ребенка нет.

Материально-техническая база

  1. Зал для занятий.
  2. Отдельное помещение-костюмерная для хранения элементов театральных декораций и костюмов.
  3. Компьютер (мультимедийная система).
  4. Музыкальная фонотека (в виде файлов).