Программа «Три ступени туристского мастерства»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Три ступени туристского мастерства» имеет туристско - краеведческую направленность. Программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных способностей учащегося, овладение туристскими навыками, позволяющими свободно ориентироваться в природе, не теряться в экстремальных ситуациях, самостоятельно подготовить и провести поход.

     В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов подготовки, самостоятельных, активных, физически здоровых, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

     В современных экономических и социальных условиях спортивно-оздоровительный туризм является одним из оптимальных способов организации здорового, активного досуга всех слоев населения и прежде всего детей, как наиболее подверженных отрицательному влиянию внешней среды.

     Актуальность программы заключается в том, что детско-юношеский туризм во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативы и коллективизма, изучению своего края и воспитанию патриотизма.

     Именно туристские походы, соревнования, слеты – это своеобразный спорт, который сочетается с приобретением разносторонних знаний и умений, вооружает обучающихся навыками выживания в экстренных условиях, способствует оздоровлению и развивает навыки самообслуживания. Занятия туризмом, походы прививают учащимся такие ценные качества характера, как сила воли, сознание ответственности за порученное дело, настойчивость в разрешении поставленных задач, находчивость, выносливость, смелость, аккуратность. Они дисциплинируют и организуют учащихся, способствуют сближению участников походов и развитию среди них чувства крепкой дружбы и товарищеской взаимопомощи, воспитывают коллективизм.

     Туризм – средство физического воспитания и в то же время – воспитания личности, в которой гармонически сочетаются все стороны человеческой деятельности: интеллектуальная, физическая, эмоциональная, нравственная. Поэтому туристская деятельность – одна из активных форм отдыха, здорового досуга и важнейших средств воспитания обучающихся.

    Новизна программы состоит в том, туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, не изучив историю и прошлое родного края, малой родины, поэтому в программе предусмотрен раздел краеведение. Краеведческая деятельность позволяет учащимся глубже освоить учебный материал, способствует историческому самообразованию, развивает кругозор, позволяет ввести ребенка в поле родной культуры в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба его малой родины – поселка Озеро-Карачи Чановского района.

      Отличительные особенности данной программы заключаются в содержательном компоненте. Образовательный процесс строится с учетом региональных, местных особенностей и туристских возможностей Чановского района.

 

Адресат программы

      Программа адресована учащимся, имеющим медицинский допуск к занятиям туризмом в возрасте от 12 до 16 лет.

      Психологи утверждают, что в каждом возрасте есть свой ведущий тип психической деятельности, определяющий развитие личности в данный период.

       Психологические процессы подросткового и раннего юношеского возраста находятся в стадии совершенствования – активно начинает развиваться логическая память теоретическое мышление. Этот возраст отличает склонность к экспериментированию, тяга к самостоятельности и оригинальности мышления, наблюдается интеллектуальная активность подростков их выраженное стремление проникнуть в суть вещей, Они изобретательны и самостоятельны в обучении, что очень важно для занятий туризмом. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности, что является одним из условий занятия туризмом.

Объем и сроки освоения программы

Программы реализуется в течение 3-х лет обучения.

Объем программы – 432 часа, 108 недель.

1-й год обучения-144 часа.

2-й год обучения-144 часа.

3-й год обучения-144 часа.

Формы обучения: очная

         Организационные формы обучения: коллективной, групповой и индивидуальный. Обучение проходит в основном в одновозрастных группах.

Формы реализации образовательной программы – традиционная.

Уровень программы – базовый

Педагоги

Кузюрин Олег Юрьевич

 Квалификация "Учитель географии" по специальности "География

Новосибирский государственный педагогический университет, 2000 г.

Занимаемая должность: педагог дополнительного образования, руководитель туристского клуба "Оптимист"

Общий  педагогический стаж - 19

Стаж работы в данной организации - 9 лет

Уровень образования:  высшее

 Категория: первая , с 20.04.2016 по 20.04.2021
Приказ № 6-АК от 10.05.2016 Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской  области.

Расписание

Режим занятий

 

 Занятия по программе организованы в соответствии с нормами Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (в редакции 2020 г.);

    Занятия  проводятся  3 раза   в неделю  по 4  часа . ( 40 мин на 1 академический  час. с перерывом 10 мин). Содержание программы включает как теоретическую,  так и практическую части.

     Количество часов,   отводимых  на  практические занятия достаточно, чтобы учащийся попробовал свои силы  в туристских соревнованиях, смог самостоятельно подготовиться к походу, быть инструктором для  учащихся младших групп.

 

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Водное занятие. Инструктаж по ТБ. История развития туризма – 2 часа.
  2. Туристское снаряжение − 10 часа.
  3. Медицинская помощь в походах – 10 часа.
  4. Туристские узлы – 24 часа.
  5. Топографическая подготовка – 24 часа.
  6. Азбука ориентирования – 24 часов.
  7. Физическая подготовка – 10 часа.
  8. Краеведение – 12 часов.
  9. Туристический быт – 10 часов.
  10. Подготовка к районному туристско-краеведческому слету – 18 часов.

Всего: 144 часа.

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ − 2 часа.
  2. Подготовка и проведение похода − 18 часов.
  3. Техника пешего туризма – 20 часов.
  4. Топографическая подготовка – 20 часов.
  5. Контрольный туристический маршрут – 20 часа.
  6. Азбука ориентирования – 22 часа.
  7. Физическая подготовка − 8 часа.
  8. Краеведение - 12 часов.
  9. Подготовка к туристско-краеведческому слету - 22 часа.

Всего: 144 часа.

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
  2. Техника пешего туризма – 30 часа.
  3. Контрольный туристский маршрут −22 часов.
  4. Азбука ориентирования – 24 часов.
  5. Физическая подготовка – 14 часов.
  6. Краеведение – 14 часов.
  7. Подготовка к зачетному походу и турслету – 38 часов.

Всего: 144 часа.

Цели программы

1.2.Цель: Формирование у учащихся системы знаний, умений, навыков по основам туристской подготовки, топографии, ориентирования, безопасности в условиях природной среды.

Задачи:

Предметные:

 - обучать  элементам техники пешего туризма;

 - формировать навыки туристского быта,  ориентирования на местности и карте;

 - совершенствовать  туристские, краеведческие знания умения и навыки

в  походах и соревнованиях.

Метапредметные:

-развить  коммуникативные навыки в  туристском коллективе;

-развить физические способности, туристское мастерство  в походах и соревнованиях;

 -развить творческие способности, инициативу, самостоятельность в процессе туристско-краеведческой деятельности;

 

 Личностные:

- способствовать достижению личностно значимых результатов в физическом совершенстве и туристском мастерстве;

 - воспитать активную, самостоятельную, физически и нравственно здоровую личность в процессе занятий туризмом;

- формировать чувство гордости, уважения к истории и традициям малой родине, судьбам земляков.

    

 

 

Результат программы

1.4.Планируемые результаты: 

Личностные:

 - обучены  элементам техники пешего туризма;

 - сформированы навыки туристского быта,  ориентирования на местности и карте;

 - усовершенствованы  туристские, краеведческие знания умения и навыки

в  походах и соревнованиях.

Метапредметные:

-развиты  коммуникативные навыки в  туристском коллективе;

-развиты физические способности, туристское мастерство  в походах и соревнованиях;

 -развиты творческие способности, инициатива, самостоятельность в процессе туристско-краеведческой деятельности.

 Личностные:

-  повышены личностно значимые результаты в физическом совершенстве и туристском мастерстве;

 - сформирована активная, самостоятельная, физически и нравственно здоровая личность, способная к самоанализу и самоконтролю в процессе занятий туризмом;

 - сформировано чувство гордости, уважение к истории и традициям малой родине, судьбам земляков.

   

Основные знания и умения, получаемые учащимися к концу

1-го года обучения

Дети должны знать:

– виды туризма;

- групповое снаряжение;

- личное снаряжение;

- виды, названия узлов;

- состав медицинской аптечки;

- состав ремонтный набор.

- виды костров.

- перечень болезней и травм, возможных в походе;
- туристские возможности Чановского района;
- историю курортного поселка Озеро Карачи;

- виды топографических карт, основные топографические знаки;

- виды компасов и их устройство;

- азимут (прямой, обратный).

Уметь:

- укладывать рюкзак;

- выбирать место для бивака.

- разбить бивак и приготовить пищу;

- оказывать первую медицинскую помощь в походе;

– вязать основные узлы;

- изготовлять носилки для транспортировки пострадавшего из двух жердей и штормовки;

- определять стороны горизонта;

- определять азимут на объект (прямой, обратный).

 

Основные знания и умения, получаемые учащимися к концу

2-го года обучения

Дети должны знать:

- классификацию туристических походов по сложности и видам;

- походную документацию;

- технику пешего туризма;

- название узлов, их применение в туристской практике;

- виды страховок и само страховок;

- виды топографических карт;

- лекарственные растения;

- функциональные обязанности участников похода.

Уметь:

- оформлять маршрутный лист, заявки на соревнования;

- вязать туристические узлы (26 узлов);

- пользоваться страховочными системами;

- преодолевать препятствия на маршруте;

- определять расстояния на местности;

- читать топографические карты;

- ориентироваться на местности в заданном направлении.

 

Основные знания и умения, получаемые учащимися к концу

3-го года обучения

Дети должны знать:

- условия соревнований;

- наибольшее количество туристических узлов;

- условия проведения топографической съемки;

- виды ориентирования (по выбору, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту);

- жумар, БСУ;

- способы переправы пострадавшего, груза;

- правила поведения на воде, на льду;

-првила судейства на соревнованиях;

- требования к составлению отчета по походу.

Уметь:

- проходить этапы туристической полосы препятствий (дистанции);

- уметь ориентироваться по обозначенному маршруту на карте, по выбору;

- составлять техническое описание маршрута;

- выполнить норматив на значок «Юный турист» (участие в многодневных походах);

- описывать экскурсионный объект;

- вести экологические исследования в природе;

- вести краеведческую работу на маршруте, в социуме;

- оформлять отчет, походную документацию.

 

 

Особые условия проведения

К занятиям допускаются учащиеся, имеющие медицинский допуск с 12 лет. 

 

Материально-техническая база

 

Столы, стулья для учащихся и педагога, доска, шкафы для хранения УМК, компасы, планшеты, измерительные приборы.

  Специальное туристское снаряжение: палатки, рюкзаки, веревки - основные и вспомогательные , страховочные системы, карабины, жумары, безопасные спусковые устройства, спальные мешки, костровое оборудование, посуда.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, экран, видеокамера, фотоаппарат.

 

Стоимость

Обучение  по программе проходит на бесплатной основе.

Видео

[ "", "" ]