Программа «Три ступени туристского мастерства»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1Пояснительная записка

     В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов подготовки, самостоятельных, активных, физически здоровых, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

     В современных экономических и социальных условиях спортивно-оздоровительный туризм является одним из оптимальных способов организации здорового, активного досуга всех слоев населения и прежде всего детей, как наиболее подверженных отрицательному влиянию внешней среды.

     Актуальность программы заключается в том, что детско-юношеский туризм во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативы и коллективизма, изучению своего края и воспитанию патриотизма.

     Именно туристские походы, соревнования, слеты – это своеобразный спорт, который сочетается с приобретением разносторонних знаний и умений, вооружает обучающихся навыками выживания в экстренных условиях, способствует оздоровлению и развивает навыки самообслуживания. Занятия туризмом, походы прививают учащимся такие ценные качества характера, как сила воли, сознание ответственности за порученное дело, настойчивость в разрешении поставленных задач, находчивость, выносливость, смелость, аккуратность. Они дисциплинируют и организуют учащихся, способствуют сближению участников походов и развитию среди них чувства крепкой дружбы и товарищеской взаимопомощи, воспитывают коллективизм.

     Туризм – средство физического воспитания и в то же время – воспитания личности, в которой гармонически сочетаются все стороны человеческой деятельности: интеллектуальная, физическая, эмоциональная, нравственная. Поэтому туристская деятельность – одна из активных форм отдыха, здорового досуга и важнейших средств воспитания обучающихся.

    Новизна программы состоит в том, туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, не изучив историю и прошлое родного края, малой родины, поэтому в программе предусмотрен раздел краеведение. Краеведческая деятельность позволяет учащимся глубже освоить учебный материал, способствует историческому самообразованию, развивает кругозор, позволяет ввести ребенка в поле родной культуры в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба его малой родины – поселка Озеро-Карачи Чановского района.

      Отличительные особенности данной программы заключаются в содержательном компоненте. Образовательный процесс строится с учетом региональных, местных особенностей и туристских возможностей Чановского района.

Программа туристско-краеведческой направленности

      Программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных способностей учащихся, овладение туристскими навыками, позволяющими свободно ориентироваться в природе, не теряться в экстремальных ситуациях, самостоятельно подготовить и провести поход.

Адресат программы

      Программа адресована учащимся, имеющим медицинский допуск к занятиям туризмом в возрасте от 12 до 16лет.

      Психологи утверждают, что в каждом возрасте есть свой ведущий тип психической деятельности, определяющий развитие личности в данный период.

       Психологические процессы подросткового и раннего юношеского возраста находятся в стадии совершенствования – активно начинает развиваться логическая память теоретическое мышление. Этот возраст отличает склонность к экспериментированию, тяга к самостоятельности и оригинальности мышления, наблюдается интеллектуальная активность подростков их выраженное стремление проникнуть в суть вещей, Они изобретательны и самостоятельны в обучении, что очень важно для занятий туризмом. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности, что является одним из условий занятия туризмом.

Объем и сроки освоения программы

Программы реализуется в течение 3-х лет обучения.

Объем программы – 432 часа,108 недель.

1-й год обучения-144часа.

2-й год обучения-144часа.

3-й год обучения-144часа.

Формы обучения: очная

         Организационные формы обучения: коллективной, групповой и индивидуальный. Обучение проходит в основном в одновозрастных группах.

Формы реализации образовательной программы – традиционная.

Уровень программы – базовый

Педагоги

Кузюрин Олег Юрьевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Общий стаж педагогической деятельности: 16 лет. 

Ступени профессионального роста педагога

  • 2000 г – окончание обучения в НГПУ (ЕГФ).
  • 2001 г. – учитель географии.
  • школьный турорганизатор в Озеро - Карачинской СОШ.
  • 2005 г. - педагог дополнительного образования ДЮЦ «Гармония».
  • 2007 г. – присвоена первая квалификационная категория.
  • 2008 г. – дипломант 2 степени областного этапа.
  • Всероссийского конкурса авторских образовательных программ в номинации «Туристско-краеведческая».
  • 2008 г.- благодарность департамента образования.
  • Новосибирской области за подготовку команды и участие в областном туристско-краеведческом слете.
  • 2009 г. – благодарность начальника отдела культуры и молодежной политики, начальника управления образования за участие в проведении профильной смены «Альтернатива» на территории «Чановского района».
  • 2011 г. Грамота ДЮЦ «Гармония» за успехи в профессиональной деятельности.
  • 2012 г. Грамота УО администрации Чановского района за успешное руководство туристской группы в районной акции «Звездный поход на лыжах» среди молодежи Чановского района.

Расписание

Режим занятий

 

Занятия туристского клуба проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на отдых 10 минут), (40 мин на 1 академический час).

Содержание программы включает как теоретическую, так и практическую части.

Количество часов, отводимых на практические занятия достаточно, чтобы учащийся попробовал свои силы в туристских соревнованиях, смог самостоятельно подготовиться к походу, быть инструктором для учащихся младших групп.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Водное занятие. Инструктаж по ТБ. История развития туризма – 2 часа.
  2. Туристское снаряжение − 10 часа.
  3. Медицинская помощь в походах – 10 часа.
  4. Туристские узлы – 24 часа.
  5. Топографическая подготовка – 24 часа.
  6. Азбука ориентирования – 24 часов.
  7. Физическая подготовка – 10 часа.
  8. Краеведение – 12 часов.
  9. Туристический быт – 10 часов.
  10. Подготовка к районному туристско-краеведческому слету – 18 часов.

Всего: 144 часа.

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ − 2 часа.
  2. Подготовка и проведение похода − 18 часов.
  3. Техника пешего туризма – 20 часов.
  4. Топографическая подготовка – 20 часов.
  5. Контрольный туристический маршрут – 20 часа.
  6. Азбука ориентирования – 22 часа.
  7. Физическая подготовка − 8 часа.
  8. Краеведение - 12 часов.
  9. Подготовка к туристско-краеведческому слету - 22 часа.

Всего: 144 часа.

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
  2. Техника пешего туризма – 30 часа.
  3. Контрольный туристский маршрут −22 часов.
  4. Азбука ориентирования – 24 часов.
  5. Физическая подготовка – 14 часов.
  6. Краеведение – 14 часов.
  7. Подготовка к зачетному походу и турслету – 38 часов.

Всего: 144 часа.

Цели программы

1.2.Цель:

Развитие индивидуальных личностных качеств учащихся в процессе коллективной туристической деятельности.

Задачи:

1. Обучение основным туристическим навыкам, которые позволят учащимся сохранить жизнь и здоровье в любых климатических и экстремальных условиях.

2. Развитие наблюдательности, дисциплины, и практических навыков школы выживания.

3. Воспитание творчески активной, самостоятельной, физически и нравственно здоровой личности, способной к самоанализу и самоконтролю.

Задачи первого года обучения:

– выявление физических способностей учащегося, овладение простейшими туристскими навыками и умениями;

- формированию интереса к туристской деятельности, вовлечению ребят в различные виды деятельности;

-изучение основ топографии и ориентирования;

-развитие навыков общения в туристском коллективе;

- воспитание любви к родному краю, малой родине.

Задачи второго года обучения:

- овладение основами техники туризма;

– изучение основ безопасности в условиях полевого быта;

- совершенствование навыков ориентирования на местности и карте.

 

Задачи третьего года обучения:

– отработка тактико – технических приемов в условиях пешего похода, районных соревнований;

– проведению краеведческих наблюдений и исследований;

– воспитание любви к малой родине.

Результат программы

1.4.Планируемые результаты: личностные, предметные, метапредметные

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных личностных качественных результатов учащихся, которые приобретаются в процессе освоения программы " Три ступеньки туристского мастерства«

    Качественные результаты проявляются:

- в понимание роли и значения туризма в формировании личностных качеств, укреплении и сохранении индивидуального здоровья средствами туризма;

- в накоплении знаний и формировании умений и навыков для удовлетворения индивидуальных интересов в процессе туристской деятельности;

- усвоение правил индивидуального безопасного поведения в природе и экстремальных ситуациях;

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащегося к саморазвитию и самообразованию в процессе коллективной туристской деятельности;

- достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве и туристском мастерстве.

    Предметные результаты отражают:

– овладение системой знаний по истории развития туризма, краеведению, туристской технике, топографии, ориентированию, туристскому быту, медицинской подготовке;

-применение полученных знаний в практической деятельности;

- приобретение опыта организации и участия в пеших походах и районных соревнованиях с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

-освоение навыков краеведческой и исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых учащемуся при обучении по программе :

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности по программе.

Планируемые результаты.

Основные знания и умения, получаемые учащимися к концу

1-го года обучения

Дети должны знать:

– виды туризма;

- групповое снаряжение;

- личное снаряжение;

- виды, названия узлов;

- состав медицинской аптечки;

- состав ремонтный набор.

- виды костров.

- перечень болезней и травм, возможных в походе;
- туристские возможности Чановского района;
- историю курортного поселка Озеро Карачи;

- виды топографических карт, основные топографические знаки;

- виды компасов и их устройство;

- азимут (прямой, обратный).

Уметь:

- укладывать рюкзак;

- выбирать место для бивака.

- разбить бивак и приготовить пищу;

- оказывать первую медицинскую помощь в походе;

– вязать основные узлы;

- изготовлять носилки для транспортировки пострадавшего из двух жердей и штормовки;

- определять стороны горизонта;

- определять азимут на объект (прямой, обратный).

 

Основные знания и умения, получаемые учащимися к концу

2-го года обучения

Дети должны знать:

- классификацию туристических походов по сложности и видам;

- походную документацию;

- технику пешего туризма;

- название узлов, их применение в туристской практике;

- виды страховок и само страховок;

- виды топографических карт;

- лекарственные растения;

- функциональные обязанности участников похода.

Уметь:

- оформлять маршрутный лист, заявки на соревнования;

- вязать туристические узлы ( 26 узлов);

- пользоваться страховочными системами;

- преодолевать препятствия на маршруте;

- определять расстояния на местности;

- читать топографические карты;

- ориентироваться на местности в заданном направлении.

 

Основные знания и умения, получаемые учащимися к концу

3-го года обучения

Дети должны знать:

- условия соревнований;

- наибольшее количество туристических узлов;

- условия проведения топографической съемки;

- виды ориентирования (по выбору, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту;

- жумар, БСУ;

- способы переправы пострадавшего, груза;

- правила поведения на воде, на льду;

-првила судейства на соревнованиях;

- требования к составлению отчета по походу.

Уметь:

- проходить этапы туристической полосы препятствий (дистанции);

- уметь ориентироваться по обозначенному маршруту на карте, по выбору;

- составлять техническое описание маршрута;

- выполнить норматив на значок «Юный турист» (участие в многодневных походах);

- описывать экскурсионный объект;

- вести экологические исследования в природе;

- вести краеведческую работу на маршруте, в социуме;

-оформлять отчет, походную документацию.

 

 

Особые условия проведения

     К занятиям допускаются учащихся, имеющих медицинский допуск с 12 лет Наполняемость группы 8-10 человек

    Занятия организованы в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41.

Материально-техническая база

Учебно-материальна база:

палатки, рюкзаки, веревки ( основные и вспомогательные), жидкостные компасы, планшеты, измерительные приборы, страховочные системы, карабины, жумары, безопасные спусковые устройства, спальные мешки, костровое оборудование, посуда,

ТСО: компьютер, мультимедийная установка, экран, видеоаппаратура, фотоаппарат.

Стоимость

Обучение проходит на бесплатной основе.

Видео

[ "", "" ]