Программа «Три ступени туристского мастерства»

Туризм – средство физического воспитания и в то же время – воспитания личности, в которой гармонически сочетаются все стороны человеческой деятельности: интеллектуальная, физическая, эмоциональная, нравственная. Поэтому туристская деятельность – одна из активных форм отдыха и важнейших средств воспитания обучающихся.

 

Задачи туристской деятельности многогранны. Именно туристские походы, соревнования, слеты – это своеобразный спорт, который сочетается с приобретением разносторонних знаний и умений, вооружает обучающихся навыками выживания в экстренных условиях, способствует оздоровлению и развивает навыки самообслуживания. Путешествие и соревнования – лучший путь интеллектуального развития ребенка.

 

Занятия туризмом, связанные со сменой привычной повседневной жизнью, с пребыванием на воздухе, с интенсивной физической нагрузкой закаляют организм, делают его невосприимчивым к болезнетворным воздействиям, повышает работоспособность.

 

Программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных способностей обучающихся, овладение туристскими навыками, позволяющими свободно ориентироваться в природе, не теряться в экстремальных ситуациях, самостоятельно подготовить и провести поход.

 

Программа составлена с учетом психологических особенностей возраста участников программы. Подростковый возраст – возраст «пытливого ума», жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности. Подросток проявляет готовность овладеть интересующей его областью знаний (туризмом). Дети этого возраста, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, они способны анализировать свои действия и поступки. Все это способствует успешному обучению детей в туристском объединении.

Педагоги

Кузюрин Олег Юрьевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Общий стаж педагогической деятельности: 16 лет.

 

Ступени профессионального роста педагога

  • 2000 г – окончание обучения в НГПУ (ЕГФ).
  • 2001 г. – учитель географии.
  • школьный турорганизатор в Озеро - Карачинской СОШ.
  • 2005 г. - педагог дополнительного образования ДЮЦ «Гармония».
  • 2007 г. – присвоена первая квалификационная категория.
  • 2008 г. – дипломант 2 степени областного этапа.
  • Всероссийского конкурса авторских образовательных программ в номинации «Туристско-краеведческая».
  • 2008 г.- благодарность департамента образования.
  • Новосибирской области за подготовку команды и участие в областном туристско-краеведческом слете.
  • 2009 г. – благодарность начальника отдела культуры и молодежной политики, начальника управления образования за участие в проведении профильной смены «Альтернатива» на территории «Чановского района».
  • 2011 г. Грамота ДЮЦ «Гармония» за успехи в профессиональной деятельности.
  • 2012 г. Грамота УО администрации Чановского района за успешное руководство туристской группы в районной акции «Звездный поход на лыжах» среди молодежи Чановского района.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Введение в программу. Инструктаж по ТБ − 2 часа.
  2. История развития туризма. Классификация видов туризма – 2 часа.
  3. Туристское снаряжение − 5 часа.
  4. Медицинская помощь в походах – 7 часа.
  5. Топографическая подготовка – 15 часа.
  6. Азбука ориентирования – 16 часов.
  7. Физическая подготовка – 4 часа.
  8. Туристический быт – 14 часов.
  9. Виды узлов – 12 часов.
  10. Походы выходного дня – 28 часов.
  11. Подготовка к соревнованиям – 26 часов.

Всего: 72 часа.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ − 2 часа.
  2. Подготовка и проведение похода − 16 часов.
  3. Техника пешего туризма – 10 часов.
  4. Туристические узлы – 12 часов.
  5. Способы и правила страховки и самостраховки – 4 часа.
  6. Спуск и подъем по склону – 4 часа.
  7. Параллельная (навесная) переправа, траверс, бабочка, преодоление бревна – 4 часа.
  8. Преодоление болота – 4 часа.
  9. Туристическая полоса препятствий − 4 часа.
  10. Контрольный туристический маршрут – 4 часа.
  11. Азбука ориентирования – 4 часа.
  12. Физическая подготовка − 4 часа.

Всего: 72 часа.

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
  2. Техника пешего туризма – 22 часа.
  3. Контрольный туристский маршрут −12 часов.
  4. Азбука ориентирования – 12 часов.
  5. Физическая подготовка – 6 часов.
  6. Краеведение – 10 часов.
  7. Подготовка к зачетному походу и турслету – 8 часов.

Всего: 72 часа.

Цели программы

Цель программы − развитие индивидуальных личностных качеств обучающихся в процессе коллективной туристической деятельности.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • Обучение основным туристическим навыкам, которые позволят обучающимся сохранить жизнь и здоровье в любых климатических и экстремальных условиях.

Воспитательные:

  • Воспитание творчески активной, самостоятельной, физически и нравственно здоровой личности, способной к самоанализу и самоконтролю.

Развивающие:

  • Развитие наблюдательности, дисциплины, и практических навыков школы выживания.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • инструктаж по ТБ;
  • виды туризма
  • формы организации туристских мероприятий;
  • туристские возможности Чановского района.
  • групповое снаряжение;
  • личное снаряжение;
  • состав медицинской аптечки;
  • состав рем. набора;
  • виды костров;
  • перечень болезней и травм, возможных в походе;
  • способы оказания первой медицинской помощи при различных травмах;
  • способы транспортировки пострадавшего;
  • виды топографических карт, виды топознаков;
  • масштаб и его виды;
  • способы ориентирования;
  • устройство компасов;
  • что такое азимут;
  • устройство бивака;
  • техника бивачных работ;
  • костровое оборудование;
  • выбор места для костра, виды костров;
  • функциональные обязанности кострового.
  • узлы для крепления на опоре;
  • узлы для связывания веревок;
  • узлы проводники;
  • нормативные требования к участию в ПВД;
  • основные обязанности в походе;
  • маршрутную документацию;
  • оформление документации, маршрутного листа. 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • укладывать рюкзак;
  • использовать страховочные системы;
  • выбирать место для бивака;
  • разбить бивак и готовить пищу;
  • оказывать первую мед. помощь в походе;
  • сооружать носилки для транспортировки пострадавшего
  • определять стороны горизонта;
  • определять азимут;
  • определять расстояние по карте;
  • составлять план местности.
  • определять азимут;
  • ориентироваться по маркированной трассе;
  • ориентирование по компасу в заданном направлении;
  • преодолевать этапы дистанции.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • классификацию туристических походов по сложности и видам;
  • походную документацию;
  • технику пешего туризма;
  • виды узлов;
  • виды страховок и само страховок
  • виды топографических и спортивных карт;
  • лекарственные растения;
  • функциональные обязанности участников похода. 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • оформлять маршрутный лист, заявки на соревнования;
  • вязать туристические узлы ( 26 узлов);
  • пользоваться страховочными системами;
  • преодолевать препятствия на маршруте;
  • определять расстояния на местности;
  • читать топографические карты;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • условия соревнований;
  • наибольшее количество туристических узлов;
  • условия проведения топографической съемки;
  • виды ориентирования (по выбору, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту;
  • жумар, БСУ;
  • способы переправы пострадавшего, груза;
  • правила поведения на воде, на льду.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • проходить этапы туристической полосы препятствий;
  • уметь ориентироваться по обозначенному маршруту на карте, по выбору, в заданном направлении;
  • составлять техническое описание маршрута;
  • выполнить норматив на значок «Турист России» (участие в многодневных походах);
  • вести экологические исследования водоема (озера, реки.), краеведческие наблюдения в походе.

Особые условия проведения

Ограничения по состоянию здоровья.

Материально-техническая база

Палатки, рюкзаки, веревки (основные и вспомогательные), жидкостные компасы, планшеты, измерительные приборы, страховочные системы, карабины, жумары, безопасные спусковые устройства, спальные мешки, костровое оборудование, посуда, видеоаппаратура, фотоаппарат.