Программа «Живая глина»

  • (4)

Глина, конечно, из грязи взялась,
Но, обжигаясь в печи, как посуда,

Дождик забыла, слякоть и грязь
И превратилась в фигурное чудо!

А. Пастернак

 

Керамика и гончарное дело – одно из самых любимых занятий учащихся, поскольку обладает большим разнообразием форм, техник изготовления изделий и широким спектром используемых материалов. В исследовании истории развития материальной культуры именно керамике принадлежит одна из ведущих ролей в определении основных этнографических признаков связей времен и народов. Научные обобщения и систематизация, обзор керамических форм, декора, функций позволяют проследить этапы, время, уровни развития быта и эстетического развития народов.

Глина настолько прочно вошла в нашу жизнь, как замечательный строительный и декоративный материал, что ей нет конкурентов.

 

Данная дополнительная образовательная программа относится к художественной направленности. В результате работы по программе через искусство, художественное творчество, обучение детей керамике и лепке происходит передача духовного опыта человечества, способствующего гармоничному развитию подрастающей личности, восстановлению связей между поколениями, духовно-нравственному воспитанию.

 

Актуальность программы «Живая глина» обусловлена огромной ролью, которую играет в развитии детей приобщение к ценностям творчества, а также необходимостью целенаправленного формирования духовно-нравственных основ личности ребёнка.

 

В процессе творческого развития формируются базовые национальные ценности, которые являются основой духовно-нравственного развития и воспитания личности: патриотизм, потребность к труду и творчеству, любовь к искусству, экологическое мировоззрение, понимание многообразия культур и народов, семья.

Педагоги

Березикова Алина Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: НГПУ (2019), педагог-психолог.

Стаж работы: 8 лет.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО
  • Магистратура НГПУ (закончила в феврале 2019 г.).
  • Повышение квалификации по программе "Мультимедийные и информационно-коммуникационные технологии в современном образовании", 2019 г.
  • Региональный методический семинар «Великие секреты воспитания», 2016 г.
  • Обучающий курс «Оказание первой помощи при неотложных состояниях», НГПУ 2018 г.

 

О педагоге:

Алина Николаевна выступает на семинарах и конференциях различного уровня:

  • XVI городская августовская конференция работников образования, тема: «Критерии оценки эффективности взаимодействия с семьей на занятиях творческого объединения «Живая глина» (август 2018 г.).
  • XV городская августовская конференция работников образования, тема: «Формы взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями одаренных детях» (август 2017 г.).
  • Школа профессионального роста педагогов «Потенциал» (май 2018 г.).
  • Педагогическая лаборатория «Крылья» (сентябрь 2018 г.).

Педагог ежегодный участник Международного Сибирского Фестиваля керамики, лауреат 5-го Международного Сибирского Фестиваля керамики, призер Межрегионального детского конкурса «Родники культуры», в качестве мастера гончарного искусства. Участник ежегодного межрегионального фестиваля «Живой огонь» в качестве мастера-гончара, Томск 2014-2018.

 

Алина Николаевна имеет благодарственное письмо начальника департамента образования мэрии города Новосибирска, 2018 год.

 

Благодарственное письмо «За организацию и проведение творческого коворкинга профильной интеллектуальной смены АМКИР, 2018 г.

 

Алина Николаевна регулярно публикует свои материалы в сборниках ДТД УМ «Юниор», своевременно выкладывает информацию на сайт, в группы социальных сетей.

 

Обучающиеся Алины Николаевны регулярно участвуют в конкурсах различного уровня и достигают высоких результатов. В рамках«13 Международного Сибирского фестиваля керамики» Преловский Дмитрий награжден дипломом 3 степени за победу в детском творческом конкурсе «Изготовление объемной композиции к произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» к 75-летию написания книги, а также Дмитрий победитель межрегионального детского творческого конкурса по ДПИ «РОДНИКИ КУЛЬТУРЫ» награжден дипломом 1 степени в номинации лепка.

 

В 2019 г. ученики студии "Живая глина" приняли участие в Межрегиональном детском творческом конкурсе Родники культуры. Николаев Евгений занял 1 место в Конкурсе выставочных работ в возрастной категории 5-8 лет, Кинксеп Анастасия заняла 2 место в возрастной категории 9-13 лет, Ронжина Анна заняла 2 место в возрастной категории 5-8 лет. Так же творческий коллектив студии награжден кубком Родники культуры за успешное участие.

Содержание программы

Первый, второй, третий год обучения: 144 часа, 2 занятия в неделю по 2 часа.

Группы учащихся формируются по возрастным категориям. Группа 5 - 7 лет, группа 7 - 9 лет, группа 10 - 11 лет. Количество обучающихся в группе 10 – 15 человек.

 

Основные темы разделов практики и теории на весь период обучения:

  1. Вводное занятие «Что мы умеем и любим лепить».
  2. «Петушок».
  3. «Сказочная птица» (глина) – работа по замыслу.
  4. «Русский пряник» (рельеф).
  5. Портрет кошки (на пластине).
  6. Портрет клоуна «Смешная рожица» (глина).
  7. Фрукты и овощи (глина).
  8. Животные в различных ситуациях.
  9. Дымковская игрушка «Лошадка» (глина).
  10. Панно «Кувшинчики».
  11. «Зоопарк» коллективная работа.
  12. Посуда (чайник).
  13. Роспись вазочки.
  14. Панно «Бабочка».
  15. Натюрморт «Ваза с овощами».
  16. Домик жгутиками.
  17. Цветочное солнышко».
  18. Рельеф «Космос» (из пласта глины).
  19. «Чайная подставка», декорация декупажем.
  20. Рельеф «Аленький цветочек» 10×10 см (глина).
  21. Колокольчики.
  22. Сказочный персонаж (Бармалей, Баба-Яга, Мойдодыр и др.).
  23. Декоративные фигурки «Цирк».
  24. Рыбы (лепка по замыслу, от целого куска).
  25. Рельеф «Аквариум» (коллективная работа).
  26. «Птичий переполох» (выражение характера).
  27. «Малышок».
  28. «На прогулке» (по воображению).
  29. Рельеф «Весенние цветы».
  30. Коллективное панно «В лесу».
  31. Посуда жгутиковым способом.
  32. Любимый сказочный персонаж.
  33. Улитка по замыслу.

Продолжительность учебного процесса: 36 недель.

Цели программы

Цель: Создание условий для развития индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка через приобщение его к искусству, как духовному опыту поколений.

 

 Задачи:

 

Образовательные:

  • помочь детям в приобретении знаний о свойствах и особенностях изобразительных материалов;
  • дать детям знания по основам композиции;
  • помочь детям в приобретении навыков лепки с натуры, по представлению, по памяти;
  • познакомить детей со свойствами материала (керамическая глина, шликер);
  • способствовать практическому освоению детьми объемной формы предметов и передачи ее в пространстве близко к реальной форме;
  • создать условия для освоения детьми различных приемов лепки;
  • способствовать освоению обучающимися первичных знаний о мире искусств: изобразительном, декоративно-прикладном.

 

Развивающие:

  • помочь детям в развитии художественно-творческих способностей, образного мышления, эмоциональной чуткости;
  • способствовать развитию у детей чувства цвета и композиции, пространственного мышления;
  • способствовать укреплению мелкой мускулатуры рук и развитию координации;
  • развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

 

Воспитательные:

  • побуждать стремление доводить начатое дело до конца, самостоятельность в работе;
  • воспитывать дисциплинированность, ответственность за поведение, обучение, труд;
  • прививать этические нормы поведения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения и почитания её традиций.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • название и назначение материалов, таких как глина, глазури, и другие природные материалы;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: стеков, мастихинов, палитр, кистей разного качества;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами;
  • рельеф-крнтррельеф, объем-плоскость.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • анализировать под руководством педагога свое изделие(правильность построения композиции, использованные техники лепки, последовательность выполненной работы);
  • определять рельеф-контррельеф, объем-плоскость;
  • экономно расходовать материалы, отмеряя необходимое для операции количество глины.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки глины и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке материала;
  • приемы жгутовой, пластовой, цельнокусковой лепки;
  • способы масштабирования деталей изделия.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • правильно использовать ручные инструменты по назначению;
  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • рисовать и разбирать эскизы;
  • самостоятельно создавать композиции, изделия предусмотренные программой как самостоятельно, так и по эскизу.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • правильно подбирать и использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготавливать изделие по эскизу или задумке;
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • контролировать правильность выполнения работы.

 

Также в результате освоения программы обучающиеся овладеют следующими навыками:

  • приобретут знания и навыки работы с изобразительными материалами;
  • освоят основы композиции;
  • приобретут навыки лепки с натуры, по представлению, по памяти;
  • ознакомятся со свойствами глины;
  • освоят объемные формы предметов и научатся передавать её в пространстве близко к реальной форме;
  • овладеют различными приёмами лепки;
  • начнется развитие художественно-творческих способностей, образного мышления, эмоциональной чуткости;
  • разовьется пространственное мышление;
  • произойдет укрепление мелкой мускулатуры рук и развитие координации;
  • появится эмоционально-ценностное восприятие своего отношения к окружающему миру;
  • появится стремление доводить начатое дело до конца, и проявлять самостоятельность в работе;
  • сформируются этические нормы поведения;
  • появится эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств, любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение и почитание её традиций.

Материально-техническая база

Материально-техническая база:

  1. Отдельное помещение (класс) с качественным освещением в дневное и вечернее время, в соответствии с нормами СанПин 2.4.41251-03.
  2. Доска универсальная (с возможностью магнитного крепления).
  3. Столы, стулья.
  4. Инструменты: стеки, резаки, штампики, кисти, ножницы, мастихины.
  5. Тара для воды, шликера, красителей.
  6. Стеллажи для хранения материалов и образцов детских работ.
  7. Компьютерная техника,
  8. Интерактивная доска для работы с электронными учебными пособиями и демонстрационными материалами.
  9. Доступ к сети Интернет.

Видео

[ "", "" ]