Программа по фортепиано «В мире музыки»

  • (5)

Обучение игре на фортепиано открывает большие возможности для самовыражения обучающегося, даёт толчок для его  будущего самоопределения. Происходит развитие общей культуры личности,  воспитания её эстетического вкуса и мировоззрения.

 

Приобщение ребёнка к музыкальному искусству, лучшим образцам классической и современной музыкальной культуры через активную практическую музыкальную деятельность, различные виды и формы музицирования аккумулируют в себе фактически все виды человеческой деятельности, мышления.

 

Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узкоспециальных, но и тех, которые необходимы в повседневной жизни:

  • при игре двумя руками и приёме педализации получают развитие одновременно оба полушария головного мозга;
  • за счёт усвоения множества специфических музыкальных терминов и знаков, исполнения музыкальных произведений на память происходит развитие памяти;
  • развитие пальцевой моторики напрямую связано с развитием речевых навыков детей;
  • игра на фортепиано развивает гибкость и вариативность мышления.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её освоения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Это достигается за счёт развития музыкального слуха, внимания, координации движения, развития чувства ритма, основ сценического мастерства.

 

В ходе реализации программы у детей воспитывается художественный вкус, трудолюбие, желание постигать азы мастерства. Данная программа направлена на общемузыкальное развитие и приобщение к любительскому музицированию. Включение в репертуар мелодий популярных произведений, в образовательный процесс музыкальных игр и творческих заданий делают обучение интересным и привлекательным для детей самого разного возраста.

Педагоги

Шубина Лариса Александровна, педагог высшей квалификационной категории.

Общий стаж педагогической работы: 26 лет.

Образование: среднее профессиональное, Новосибирское музыкальное училище.

Специальность: «Фортепиано», квалификация: «Преподаватель ДМШ, концертмейстер».

 

Профессиональная переподготовка:

  • НИПКиПРО, «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования».
  • НИПКиПРО обучение – по программе «Современные технологии в системе дополнительного образования детей в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в объеме 72 часа. С 28.10.20г. по 13.11.20г

    Профессиональные достижения

    05.04.20г. - участие в Международном профессиональном конкурсе «ГОРДОСТЬ РОССИИ», - номинация: «Творческие работы и учебно-методические разработки педагогов» - Диплом 1 степени (Победитель) – Центр дистанционных конкурсов для педагогов, г. Москва

    01.03.19г. – «Взаимодействие педагогов дополнительного образования в реализации дополнительных образовательных программ художественного направления» - публикация в сборнике статей и материалов III Всероссийской конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского. 

Расписание

Занятия проходят в индивидуальной форме, 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Учебный год - 36 учебных недель с сентября по май.

Содержание программы

Программа «В мире музыки» является разноуровневой,  и включает 2 этапа (уровня) освоения: 

Стартовый этап (1-2 год обучения). На данном этапе Формируются необходимые практические начальные музыкально-исполнительские навыки. Происходит формирование положительной мотивации к занятиям музыкой, развитие творческих способностей детей, закладываются основы их общей и музыкальной культуры.

 

Отбор и содержание репертуара происходит исходя из возможностей и способностей ребенка в рамках индивидуального образовательного маршрута.

 

Базовый этап (3-7 год обучения): это освоение специализированных знаний. Совершенствование предметных компетенций: продолжение знакомства с основными средствами музыкальной выразительности, формами, жанрами. Дальнейшее формирование пианистических умений обучающегося.

 

Учебный план 1, 2, 3,4 года обучения.

Раздел 1. Организация музыкальных интересов   обучающихся -  20 часов.

  • Беседы о музыке;
  • Игра педагога.
  • Слушание музыки.

 

Раздел 2. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот -  20 часов.

  • Подбор по слуху.
  • Транспонирование.
  • Импровизация.
  • Ансамблевое музицирование.
  • Чтение с листа.

 

Раздел 3. Работа над репертуаром -  32 часа.

  • Работа над игровыми приемами, упражнениями и развитием   мастерства.
  • Работа над произведением.
  • Накопление репертуара.
  • Воспитание просветительско – артистической направленности (концертная деятельность).

 

Учебный план 5, 6 года обучения.

  • Организация музыкальных интересов   обучающихся -  10 часов.
  • Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот -  20 часов.
  • Работа над репертуаром -  42 часа.

 

Учебный план - 7 год обучения

  • Организация музыкальных интересов обучающихся - 10 часов.
  • Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот -  10 часов.
  • Работа над репертуаром - 52 часа.

Цели программы

Цель программы –создание условий для развития творческих способностей,  личностного самоопределения и самореализации через обучение игре на фортепиано.

 

Задачи.

Предметные:

  • познакомить учащихся с инструментальной музыкой русских и зарубежных композиторов, различными стилями музыки, обучать сопоставлять музыкальные произведения с окружающей действительностью;
  • правильно организовать пианистический аппарат;
  • научить самостоятельно работать с нотным текстом;
  • научить понимать структурные закономерности музыкального языка;
  • обучать навыкам использования различных технических (пианистических) приемов.

  

Развивающие:

  • развивать у учащихся музыкальные способности (слух, ритм, память, пальцевую моторику, координацию) и творческое трудолюбие;
  • развивать творческие способности и фантазию ребенка, проявляющихся, например, в подборе мелодий, развития умения подбирать по слуху простой аккомпанемент;
  • развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, арпеджио, этюдов.

 

Личностные:

  • формирование умения идентифицировать себя в роли исполнителя;
  • формирование личностных качеств: работоспособность, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, самообладание, исполнительской воли, артистизма, умение демонстрировать свои результаты;
  • воспитывать эстетический вкус на лучших образцах мировой классики; прививать интерес и любовь к музыке;

 

Метапредметные:

  • формировать умения анализировать свои исполнительские возможности, способности учащегося к саморазвитию и творческом росту;
  • формировать устойчивую мотивацию к занятиям творческими видами деятельности;
  • формировать навыки взаимодействия и сотрудничества с педагогами и обучающимися.
  • Формировать  высокий уровень общей и музыкальной культуры.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • специальную музыкальную терминологию;
  • стилевые и жанровые особенности музыки;
  • получат знания о мировой музыкальной культуре;
  • освоят основы музыкальной грамоты;
  • овладеют основами музыкально-эстетических, музыкально-теоретических и музыкально-практических видов деятельности.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • артистично исполнять на фортепиано музыкальные произведения и, пользуясь простейшими художественными сравнениями, описывать характерные черты музыкального произведения и их взаимодействие в музыкальном образе.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • самостоятельность, активность, готовность вести музыкальную деятельность в форме концертного выступления;
  • будут отличаться творческим подходом к исполнительской и иным видам творческой деятельности, умению взаимодействовать;
  • повысится уровень своей культуры, а также культуры общения и поведения;
  • сформируется музыкальный вкус, самостоятельность суждений, социальные навыки.

 

Метапредметные результаты:

  • формирование активной творческой личности, для которой музицирование становится  постоянной эстетической потребностью;
  • формирование основ гражданской идентичности, правильных жизненных ориентиров и норм социального поведения.
  • Формирование умений саморегуляции и самоорганизации в учебное и свободное время.
  • проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
  • умение адекватно воспринимать результаты своего труда и его внешней оценки.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, общей площадью 11, 8 кв. метров, соответствует санитарно-гигиеническим нормам и противопожарным требованиям. 

 

Материально - техническое обеспечение

 Оборудование: фортепиано, стул специальный, подставка для ног.

Необходимая учебная мебель: рабочий стол педагога, шкаф для хранения печатных материалов.

 

Дидактические разработки  и методическое обеспечение:

портреты композиторов, музыкально-нотная литература,

методическая литература, литература по дополнительному образованию.

подборки музыкального материала разных жанров;

сборники диагностических материалов по отслеживанию развития компетенций обучающихся и сборники пособий по развитию музыкальных способностей детей.

 

Информационное обеспечение:

  • аудио, видеозаписи концертных выступлений ведущих музыкантов;
  • аудиозаписи произведений разных жанров и эпох;
  • фотоальбомы с изображением известных композиторов, музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров;
  • репродукции картин прославленных художников;
  • список ссылок на интернет-источники;
  • сайты музыкальных конкурсов;
  • ссылки на полезные статьи, видеозаписи, необходимые для демонстрации определенных содержательных блоков программы и расширения музыкального кругозора учащихся. 

Видео

[ " " ]