Программа «Защитник»

Актуальность данной программы обусловлена тем, что, по данным социологического исследования «Патриотизм молодежи Новосибирской области», проведенного по заказу министерства культуры и молодежной политики Новосибирской области, значительно изменилось отношение подростков к таким непреходящим ценностям, как Отечество, верность героическим традициям, память о павших за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к служению родной стране, защита ее государственных интересов. К числу наиболее актуальных проблем современной молодежи относится то, что патриотические, духовные, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира молодого человека.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что в структуру программы входят 11 блоков. Все блоки предусматривают не только освоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Педагоги

Курепина Екатерина Сергеевна - педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 6 лет.

Уровень образования: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2011 г.

Содержание программы

 

Первый год обучения (144 ч.):

  1. Введение. – 2 ч.

  2. Посвящение в курсанты ВПО. – 2 ч.

  3. История Вооружённых Сил РФ. – 2 ч.

  4. Уставы Вооружённых Сил РФ. – 2 ч.

  5. Начальная военная подготовка. – 60 ч.

  6. Основы медицинских знаний. – 14 ч.

  7. Воинская обязанность. Боевые традиции вооружённых сил РФ. Военная история. – 4 ч.

  8. Гражданская оборона. – 10 ч.

  9. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. – 10 ч.

  10. Основы туристической подготовки. – 6 ч.

  11. Этика и культура общения. – 2 ч.

  12. Контрольные занятия. – 4 ч.

  13. Военизированные полевые выходы, походы. – 10 ч.

  14. Участие в мероприятиях. – 16 ч.

 

2-3 год обучения (216 ч.):

  1. Введение. – 4 ч.

  2. Посвящение в курсанты ВПО. – 2 ч.

  3. История Вооружённых Сил РФ. – 4 ч.

  4. Уставы Вооружённых Сил РФ. – 4 ч.

  5. Начальная военная подготовка. – 90 ч.

  6. Основы медицинских знаний. – 20 ч.

  7. Воинская обязанность. Боевые традиции вооружённых сил РФ. Военная история. – 8 ч.

  8. Гражданская оборона. – 14 ч.

  9. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. – 20 ч.

  10. Основы туристической подготовки. – 10 ч. 

  11. Этика и культура общения. – 4 ч. 

  12. Контрольные занятия. – 6 ч. 

  13. Военизированные полевые выходы, походы. – 10 ч.

  14. Участие в мероприятиях. – 20 ч.

Цели программы

Цель программы: формирование нравственной личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами и мотивами поведения.

 

Задачи:

  • Обучающие задачи:

    1. Формирование знаний о начальной военной подготовке, службе в ВС РФ;

    2. Развитие умений и навыков, связанных со службой в ВС РФ.

     

  • Воспитательные задачи:

    1. Развитие патриотизма, чувства гордости за историю своего Отечества;

    2. Воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов;

    3. Совершенствование таких качеств как честность, ответственность, готовность прийти на помощь.

    4. Воспитание целостного мировоззрения окружающего мира.

     

  • Развивающие задачи:

    1. Активизация познавательной активности;

    2. Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, укреплению здоровья и повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды;

    3. Развитие коммуникабельности, умения работать в коллективе;

    4. Развитие личности подростков, формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности.

Результат программы

По окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Защитник» у обучающихся:

1. Будут сформированы знания о начальной военной подготовке и службе в ВС РФ.

2. В наличии имеются навыки и умения, связанные со службой в ВС РФ.

3. Развит патриотизм, чувство гордости за историю своего Отечества.

4. Присутствуют такие качества как честность, ответственность, готовность прийти на помощь.

5. Присутствует целостное мировоззрение окружающего мира.

6. Активизирована познавательная активность.

7. Сформирована положительная мотивация к здоровому образу жизни и укреплению здоровья.

8. Развита коммуникабельность, умение работать в коллективе.

 

1 год обучения

Предметные:

Обучающийся должен знать:

1. Этапы становления и развития, организационной структуры ВС РФ.

2. Виды и рода войск

3. Воинский устав, его назначение;

4. Содержательную характеристику уставов внутренней службы, дисциплинарной, гарнизонной и караульной служб.

5. Строевой Устав, приёмы и элементы строевой подготовки, их назначением.

6. Устройство и ТТХ огнестрельного оружия (автомата АК-74) и пневматических винтовок

7. Правила выполнения и технику безопасности при выполнении стрельб из пневматического оружия.

8. Историю развития пневматического и огнестрельного оружия и основ общевойскового боя.

9. Возможности применения противотанковых гранат, приёмов обнаружения вражеских мин, преодоления минных полей по проходам в составе отделения.

10. Правила работы с компасом, ориентирование на местности, относительно определённых предметов, правила подготовки доклада по результатам наблюдения за объектом.

11. Правила оказания первой помощи при порезах, ссадинах, ушибах – характеристику травм.

12. Понятия тепловых и солнечных ударов, обморожений, первая помощь при спасении утопающего.

13. Характеристику основных реанимационных мероприятий – ИВЛ и НМС.

14. Права и ответственности военнослужащих, воинскую обязанность,

15. Понятия о воинском учёте и его назначении.

16. Системы оповещения и информирования об опасности чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правила пользования индивидуальной аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-8, противогазами ГП-5, ГП-7, костюмами ОЗК, Л1, технологии самостоятельного изготовления ватно-марлевой повязки.

17. Организацию проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС и современные средства пожаротушения.

18. ЧС природного характера и способы защиты населения от их последствий.

19. Основы ориентирования на местности и выхода к населённым пунктам, правила и методы оборудования временного укрытия – возможности и технологию оборудования, разновидность зимних укрытий.

20. Типы костров, способы разведения костра, правила питания в экстремальных условиях и способы добычи и приготовления пищи.

21. Туристические узлы, типы туристических веревок.

22. Правила общения и поведение в различных местах и ситуациях, правила поведения в конфликте.

Обучающийся должен уметь:

1. Выполнять приемы и элементы строевой подготовки.

2. Стрелять из пневматической винтовки.

3. Выполнять разборку/сборку макета автомата АК-74.

4. Уметь метать гранату, искать мины.

5. Работать с компасом, уметь найти магнитный азимут.

6. Оказать первую помощи при порезах, ссадинах, ушибах, тепловых и солнечных ударах, обморожениях.

7. Выполнить реанимационные мероприятия – ИВЛ и НМС.

8. Правильно надеть противогаз ГП-5, ГП-7.

9. Правильно надеть костюм ОЗК, Л-1.

10. Самостоятельно изготовить ватно-марлевую повязку.

11. Вести себя при ЧС природного характера.

12. Ориентироваться на местности,

13. Вязать узлы.

 

Метапредметные:

1. Регулятивные:

  • уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения.

2. Познавательные:

  • уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классификации;
  • самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

3. Коммуникативные:

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

2 год обучения

Предметные:

Обучающийся должен знать:

1. Этапы становления и развития, организационной структуры ВС РФ.

2. Виды и рода войск

3. Воинский устав, его назначение;

4. Функции и задачи Вооружённых сил страны в преломлении истории: становление и охрана границ государства, военные конфликты и их разрешение, развязывание военных действий.

5. Содержательную характеристику уставов внутренней службы, дисциплинарной, гарнизонной и караульной служб.

6. Строевой Устав, приёмы и элементы строевой подготовки, их назначением.

7. Устройство и ТТХ огнестрельного оружия (автомата АК-74) и пневматических винтовок

8. Правила выполнения и технику безопасности при выполнении стрельб из пневматического оружия.

9. Историю развития пневматического и огнестрельного оружия и основ общевойскового боя.

10. Возможности применения противотанковых гранат, приёмов обнаружения вражеских мин, преодоления минных полей по проходам в составе отделения.

11. Миротворческую деятельность вооружённых сил России.

12. Правила работы с компасом, ориентирование на местности, относительно определённых предметов, правила подготовки доклада по результатам наблюдения за объектом.

13. Правила оказания первой помощи при порезах, ссадинах, ушибах – характеристику травм.

14. Понятия тепловых и солнечных ударов, обморожений, первая помощь при спасении утопающего.

15. Характеристику основных реанимационных мероприятий – ИВЛ и НМС.

16. Права и ответственности военнослужащих, воинскую обязанность,

17. Понятия о воинском учёте и его назначении.

18. Системы оповещения и информирования об опасности чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правила пользования индивидуальной аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-8, противогазами ГП-5, ГП-7, костюмами ОЗК, Л1, технологии самостоятельного изготовления ватно-марлевой повязки.

19. Организацию проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС и современные средства пожаротушения.

20. ЧС природного характера и способы защиты населения от их последствий.

21. Основы ориентирования на местности и выхода к населённым пунктам, правила и методы оборудования временного укрытия – возможности и технологию оборудования, разновидность зимних укрытий.

22. Типы костров, способы разведения костра, правила питания в экстремальных условиях и способы добычи и приготовления пищи.

23. Туристические узлы, типы туристических веревок.

24. Правила общения и поведение в различных местах и ситуациях, правила поведения в конфликте.

Обучающийся должен уметь:

1. Выполнять приемы и элементы строевой подготовки.

2. Стрелять из пневматической винтовки.

3. Выполнять разборку/сборку макета автомата АК-74.

4. Уметь метать гранату, искать мины.

5. Выбрать и оборудовать место для стрельбы

6. Преодолеть минное поле по проходам в составе отделения.

7. Работать с компасом, уметь найти магнитный азимут.

8. Оказать первую помощи при порезах, ссадинах, ушибах, тепловых и солнечных ударах, обморожениях.

9. Выполнить реанимационные мероприятия – ИВЛ и НМС.

10. Правильно надеть противогаз ГП-5, ГП-7.

11. Правильно надеть костюм ОЗК, Л-1.

12. Самостоятельно изготовить ватно-марлевую повязку.

13. Вести себя при ЧС природного характера.

14. Ориентироваться на местности,

15. Вязать узлы.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • определять необходимые действия в соответствии с познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты, обосновывая логическую последовательность шагов;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • планировать и корректировать свой индивидуальный образовательный маршрут;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

2. Познавательные:

  • определять причинно-следственные связи явлений и обстоятельства, которые предшествовали их возникновению, выявлять причины и следствия явлений;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • выделять общий признак нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • определять свое отношение к природной среде;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

3. Коммуникативные:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, уметь выдвигать контраргументы;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством педагога;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

 

3 год обучения

Предметные:

Обучающийся должен знать:

1. Этапы становления и развития, организационной структуры ВС РФ.

2. Виды и рода войск

3. Вооружение и военную технику

4. Роль Вооруженных сил в политике и обществе.

5. Историю возникновения воинских уставов.

6. Воинский устав, его назначение;

7. Функции и задачи Вооружённых сил страны в преломлении истории: становление и охрана границ государства, военные конфликты и их разрешение, развязывание военных действий.

8. Содержательную характеристику уставов внутренней службы, дисциплинарной, гарнизонной и караульной служб.

9. Организацию караульной службы.

10. Строевой Устав, приёмы и элементы строевой подготовки, их назначением.

11. Устройство и ТТХ огнестрельного оружия (автомата АК-74) и пневматических винтовок

12. Правила выполнения и технику безопасности при выполнении стрельб из пневматического оружия.

13. Историю развития пневматического и огнестрельного оружия и основ общевойскового боя.

14. Возможности применения противотанковых гранат, приёмов обнаружения вражеских мин, преодоления минных полей по проходам в составе отделения.

15. Миротворческую деятельность вооружённых сил России.

16. Правила работы с компасом, ориентирование на местности, относительно определённых предметов, правила подготовки доклада по результатам наблюдения за объектом.

17. Правила оказания первой помощи при порезах, ссадинах, ушибах – характеристику травм.

18. Понятия тепловых и солнечных ударов, обморожений, первая помощь при спасении утопающего.

19. Характеристику основных реанимационных мероприятий – ИВЛ и НМС.

20. Права и ответственности военнослужащих, воинскую обязанность,

21. Понятия о воинском учёте и его назначении.

22. Системы оповещения и информирования об опасности чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правила пользования индивидуальной аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-8, противогазами ГП-5, ГП-7, костюмами ОЗК, Л1, технологии самостоятельного изготовления ватно-марлевой повязки.

23. Организацию проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС и современные средства пожаротушения.

24. ЧС природного характера и способы защиты населения от их последствий.

25. Основы ориентирования на местности и выхода к населённым пунктам, правила и методы оборудования временного укрытия – возможности и технологию оборудования, разновидность зимних укрытий.

26. Типы костров, способы разведения костра, правила питания в экстремальных условиях и способы добычи и приготовления пищи.

27. Туристические узлы, типы туристических веревок.

28. Правила общения и поведение в различных местах и ситуациях, правила поведения в конфликте.

29. Основы товарищества и дружбы в традициях русского народа.

Обучающийся должен уметь:

1. Выполнять приемы и элементы строевой подготовки.

2. Стрелять из пневматической винтовки.

3. Выполнять разборку/сборку макета автомата АК-74.

4. Уметь метать гранату, искать мины.

5. Выбрать и оборудовать место для стрельбы

6. Преодолеть минное поле по проходам в составе отделения.

7. Работать с компасом, уметь найти магнитный азимут.

8. Оказать первую помощи при порезах, ссадинах, ушибах, тепловых и солнечных ударах, обморожениях.

9. Выполнить реанимационные мероприятия – ИВЛ и НМС.

10. Правильно надеть противогаз ГП-5, ГП-7.

11. Правильно надеть костюм ОЗК, Л-1.

12. Самостоятельно изготовить ватно-марлевую повязку.

13. Вести себя при ЧС природного характера.

14. Ориентироваться на местности,

15. Вязать узлы.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки совей учебной деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания совей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать их самостоятельно;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения достижения цели;
  • систематизировать (выбиррать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

2. Познавательные:

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной, поисковой и исследовательской деятельности;
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, резюмировать главную идею текста.

3. Коммуникативные:

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задач инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

Особые условия проведения

Набор в группы первого года обучения осуществляется без ограничений за исключением состояния здоровья ребёнка (предоставляется соответствующая медицинская справка) и согласия родителей.

Материально-техническая база

  • 1. Учебный класс (кабинет № 39 МКОУ "СОШ № 1 р.п.Линево имени Ф.И.Кулиша").

    2. Оружейная комната, оборудованная по воинским стандартам.

    3. Складское помещение, оборудованное для хранения снаряжения и оборудования.

    4. Приборы РХР – 2 шт.

    5. Манекен «Александр», для отработки реанимационных мероприятий – 1 шт.

    6. Макет автомата Калашникова – 4 шт.

    7. Пневматическая винтовка – 8 шт.

    8. Противогаз ГП-5, ГП-7 – 40 шт.

    9. Плакаты по НВП и ГО – 15 шт.

    10. Компьютер (кабинет № 39 МКОУ "СОШ № 1 р.п.Линево имени Ф.И.Кулиша").

    11. Принтер (кабинет № 39 МКОУ "СОШ № 1 р.п.Линево имени Ф.И.Кулиша").

    12. Палатка – 5 шт.

    13. Военная форма одежды – 10 комплектов.

    14. Стенды по разделам программы – 12 шт.

    15. ОЗК – 2 шт.

    16. Л-1 – 1 шт.

    17. Магазин с учебными патронами для автомата Калашникова – 3 шт.

    18. Спортивный городок (МКОУ "СОШ № 1 р.п.Линево имени Ф.И.Кулиша")

    19. Спортивный зал (МКОУ "СОШ № 1 р.п.Линево имени Ф.И.Кулиша")

    20. Комплект туристического снаряжения.

    21. Спортивный инвентарь для проведения военно-спортивных эстафет и конкурсов (МКОУ "СОШ № 1 р.п.Линево имени Ф.И.Кулиша").

    22. Видеофильмы по программе.

    23. Инженерный щуп – 3 шт.

    24. УВС ВС РФ – 1 комплект.

Стоимость

Согласно Уставу МКУДО «ЦДОД» утвержденного Постановлением главы Искитимского района от 12.05.2015 № 1000 п. 2.1. "Предметом деятельности Учреждения является реализация общедоступного и бесплатного дополнительного образования детей...".

Видео