Программа «Автомногоборье»

У каждого человека должно быть сформировано представление о целостной системе «Человек – дорога – автомобиль».

 

Для этого необходимо получение знаний и навыков, включающих в себя изучение правовых вопросов, правил дорожного движения, конструктивных особенностей автомобиля, правил первой доврачебной медицинской помощи и, конечно, получение первоначальных навыков вождения на закрытой площадке, а также навыков исследовательской, инженерной и конструкторской деятельности.

 

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью создания образовательной среды для развития спортивно-технической деятельности учащихся, инженерно – конструкторского мышления.

 

Большое внимание в программе уделяется практическому обслуживанию и вождению автомобиля, совершенствованию навыков фигурного и экстремального вождения и приемов безопасного управления автомобилем.

 

Все обучающиеся участвуют в соревнованиях по автомобильному спорту и автомногоборью. Значительное место в программе уделено творческой и исследовательской деятельности.

Педагоги

Цыганков Валентин Алексеевич – педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.

 

Образование: высшее профессиональное, Томский государственный педагогический институт.

 

Курсы повышения квалификации: НИПК и ПРО, повышение квалификации по теме "Управление персоналом в образовательном учреждении", 108 часов, 2010 г.

 

Звания, награды:

  • Благодарность губернатора Новосибирской области, 2009 г.
  • Медаль Покрышкина, 2013 г.
  • Почетная грамота Министерства образования науки Российской Федерации, 2014 г.

Содержание программы

Учебнотематический план первого года обучения:

  • Организационное занятие. Правила техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности на занятиях в объединении.
  • Разновидности спортивных автомобилей и технические требования к ним.
  • Общее устройство шасси и двигателей.
  • Изучение правил дорожного движения.
  • Техническое обслуживание спортивного автомобиля.
  • Учебное вождение.
  • Освоение правил соревнований по автоспорту.
  • Специальная физическая подготовка, первая доврачебная помощь.
  • Меры безопасности на тренировках и соревнованиях.
  • Организация и проведение соревнований. Итоговое занятие.

 

Учебнотематический план второго года обучения:

  • Вводное занятие. История авто­кросса.
  • Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.
  • Технические требования и класси­фикация автомобилей.
  • Общая и специальная подготовка кроссовых автомобилей. Подготов­ка трассы.
  • Тактическая подготовка.
  • Организация и проведение сорев­нований.
  • Спортивно-тренировочное вождение.
  • Общая и специальная физическая подготовка.
  • Психологическая подготовка спортсменов.
  • Основы медицинских знаний. Пер­вая доврачебная помощь.
  • Профи­лактика спортивного травматизма.
  • Правила дорожного движения.
  • Контрольно-переводные соревно­вания, итоговая и промежуточная аттестация.

 

Учебнотематический план третьего года обучения:

  • Вводное занятие. История авто­кросса.
  • Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.
  • Технические требования и класси­фикация автомобилей.
  • Общая и специальная подготовка кроссовых автомобилей. Подготов­ка трассы.
  • Тактическая подготовка.
  • Организация и проведение сорев­нований.
  • Спортивно-тренировочное вождение.
  • Общая и специальная физическая подготовка.
  • Психологическая подготовка спортсменов.
  • Основы медицинских знаний. Пер­вая доврачебная помощь.
  • Профи­лактика спортивного травматизма.
  • Правила дорожного движения.
  • Контрольно-переводные соревно­вания, итоговая и промежуточная аттестация.

324 часа в год.

Цели программы

Цель программы: формирование у обучающихся технических знаний и практических навыков в обслуживании и управлении автомобилем, привитие навыков безопасного поведения на дорогах.

 

Задачи:

предметные:

  • изучение устройства и технического обслуживания автомобиля;
  • изучение основ управления транспортным средством;
  • изучение особенностей вождения автомобиля;
  • изучение правовых вопросов и правил безопасности дорожного движения;
  • знакомство с историей развития правил дорожного движения, автотранспорта и автоспорта;
  • отработка навыков безопасного поведения на дорогах;
  • знакомство с элементарными правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи;
  • знакомство с инженерно – конструкторской и исследовательской деятельностью, с профессиями конструктора, технолога, инженера и др.

метапредметные:

  • развитие творческой и познавательной активности, способности к самообразованию;
  • развитие у обучающихся мотивации к изучению и выполнению правил дорожного движения, норм безопасного поведения на дороге;
  • развитие умения владеть собой;
  • развитие логического мышления, способности к анализу и оценке возможных опасностей на дороге;
  • развитие внимания, наблюдательности, памяти;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к преобразовательной деятельности и ее социальным последствиям;
  • формирование основ технического мышления учащихся.

личностные:

  • воспитание интереса к профессиям, связанным с областью автотранспорта;
  • повышение общего уровня культуры поведения участников дорожного движения и бесконфликтного общения на дороге и в обществе;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание гражданственности.

Результат программы

Предметные результаты освоения программы

 

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • знание теории и практики в сфере технического обслуживания и вождения автомобиля;
  • владение методами и приемами технического обслуживания и ремонта транспортного средства;
  • знание технологии соревновательной деятельности.

 

В ценностноориентационной сфере:

  • знание основ здорового образа жизни;
  • умение моделировать индивидуальную стратегию поведения в нестандартных дорожно-транспортных ситуациях;
  • навыки безопасного поведения на дороге;
  • умение применения различных видов инструментов. 

 

Метапредметные результаты освоения программы:

 

Личностные универсальные учебные действия:

  • готовность к творческому и жизненному самоопределению;
  • стремление к получению новых знаний и развитие эмоционально–волевой сферы.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение планировать свою деятельность, последовательность действий с учетом планирования коечного и промежуточных результатов;
  • коррекция своего поведения и способов действий;
  • владение приемами оценки и самооценки результатов своей деятельности.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • сформированность навыков управления своим поведением;
  • готовность к планированию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • владение диалогической и монологической формами речи.

 

Общеучебные универсальные действия:

  • готовность самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;
  • сформированность умений поиска и выделения необходимой информации;
  • развитие способности к моделированию и преобразованию модели с помощью выявления общих законов.

Материально-техническая база

Материальнотехническое обеспечение программы

Детское объединение имеет помещение для практических работ общей площадью 900м2. Помещение имеет бетонный пол, оборудовано вытяжной вентиляцией.

 

Оборудование обеспечивает возможность эффективной работы учащихся и педагога. Для проведения теоретических занятий, просмотра видеофильмов, работы с электронными носителями информации, встречи с родителями и проведения других мероприятий детского объединения оборудованы специальные кабинеты.

 

Есть другие помещения, в которых установлены токарный, сверлильный и заточный станки, компрессор, различный электроинструмент, сварочная аппаратура.

 

Для организации занятий по вождению используются автодром на территории детско–юношеского центра и спортивно–тренировочная площадка.

 

Для обеспечения образовательной программы в творческом объединении имеются:

  • автомобили «Жигули» заводского исполнения 3 – шт. 

 

Пакет методических материалов:

  • методические рекомендации для педагога дополнительного образования по организации образовательной деятельности;
  • методическое пособие для педагога, включающее методические разработки отдельных тем и занятий;
  • справочно–информационные материалы;
  • дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки, чертежи, выкройки, шаблоны и т. п.);
  • инструкция по технике безопасности;
  • видеоматериалы;
  • компьютерная поддержка программы;
  • перечень и подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по спортивно–техническому направлению деятельности обучающихся («Наука и жизнь», «Сделай сам», «Юный техник», «Автошкола профи», «За рулем» и т. д.);
  • натуральные объекты, модели (макеты) различных автоустройств;
  • оборудование рабочего места, рабочий инструмент, технические средства обучающегося (технологическая оснастка, и т. п.).