Программа «Дружим с музыкой»

Известно, что период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Подобно сказке, игре, мир музыки является для детей естественной, органичной, лёгкой «средой обитания». Через восприятие музыкальных явлений и через самостоятельное музыкальное творчество ребёнок осознаёт собственную значимость. Одновременно с этим музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.

 

Педагогическая целесообразность программы «Дружим с музыкой» заключается в эффективном построении занятий через понятную ребёнку форму познания окружающего мира – музыкально – игровую деятельность. Создание для него специальных ситуаций для самовыражения и активизации эмоциональных проявлений, развития креативности.

 

Через игру возможно моделировать элементы музыкального языка, что позволяет ребёнку понять и почувствовать особенности выразительных средств и их отношений. Дети естественны, раскованы и искренно увлечены происходящим, это даёт им уверенность в себе: «Я всё могу, у меня всё получается». С этой психологической ступеньки начинается путь в страну детского творчества, рождается атмосфера творчества.

 

 

Педагоги

Бродникова Анна Степановна – педагог высшей квалификационной категории.

 

Стаж работы: 40 лет.

Образование: высшее профессиональное.

  • Кемеровский государственный институт культуры, специальность: «Культурно-просветительская работа», квалификация: «Культпросветработник, руководитель самодеятельного академического хора», 1988 год.
  • Кемеровский государственный институт культуры, специальность: «Библиотековедение, библиография», квалификация «Библиотекарь-библиограф общественно-политической литературы», 1983 год.

 

Профессиональная переподготовка:

2020 - НИПКиПРО:«Современные технологии в системе дополнительного образования детей в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка», 72 часа.

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю, по 1 часу.

 

Содержание программы

Данная программа является стартовой по уровню освоения. Включает в себя 2 образовательных модуля: «Музыкальная грамота» и «Слушание музыки», которые ориентированы на музыкальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

 

Основные тематические разделы программы.

«Краски музыки» – понятия: замысел композитора и выбор средств выразительности; определение средств выразительности в разнохарактерных произведениях.

  • «Три кита в музыке» – знакомство с новыми жанрами: песня, танец, марш. Особенности разнообразия жанров. Вокальные произведения, инструментальные, оркестровые пьесы.
  • «Музыкальная шкатулка» – представление вокальной, инструментальной, оркестровой музыки русских и зарубежных композиторов на народные темы.
  • «Жил-был кукольник» – короткая история с музыкальными иллюстрациями по мотивам «Детского альбома» П. И. Чайковского.
  • Пьеса с названием – программная музыка. Изобразительность в музыке.
  • «Природа в музыке, музыка в природе» - музыка в звуках природы, природа-образец для музыкального творчества композиторов. Ознакомление с образно-поэтическими и музыкальными средствами выразительности, которые используют авторы при изображении природы в музыкальных произведениях
  • «Тайна дирижерской палочки» – разнообразие и особенности музыкальных инструментов. Тембровое богатство звучания оркестра.
  • «У Лукоморья» – знакомство с музыкально-сценическими произведениями: оперой, балетом. Сказка в музыке русских композиторов.

Весь музыкально – иллюстративный материал соответствует возрастным особенностям и возможностям для восприятия детей данного возраста.

 

Учебный план 1 года обучения.

Модуль: Музыкальная грамота.

  • Вводное занятие – 1час.
  • Клавиатура, регистры, октава -1час.
  • Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряд – 2часа.
  • Музыкальные знаки: ноты и паузы – 8часов.
  • Длительности нот. Длительность пауз – 5 часов.
  • Мажор. Минор – 5часов.
  • Размер. Сильная и слабая доли. Двухдольный размер – 6 часов.
  • Тональности: До мажор, Ля минор – 5 часов.
  • Ритм. Ритмический рисунок. Ритмические группы – 8часов 

Модуль: Слушание музыки.

  • Вводное занятие -1час.
  • «Природа в музыке, музыка в природе» -5 часов.
  • «Музыкальная мозаика» - 5часов.
  • «Жил-был кукольник» - 5часов.
  • «Тайна дирижерской палочки» - 5 часов.
  • «Сказка, сказка, приходи…» -6 часов.
  • Итоговое занятие – 1 час. 

 

Учебный план второго года обучения.

Модуль: Музыкальная грамота.

  • Водное занятие. -1 час.
  • Басовый ключ. Ноты малой октавы - 4 часа.
  • Тон. Полутон - 4 часа.
  • Переменный лад - 5
  • Тональности: До мажор, Соль мажор ля минор, ми минор -12 часов.
  • Размер. Трехдольный размер -5 часов.
  • Знаки альтерации - диез, бемоль, бекар. Энгармонизм звуков - 4 часа.
  • Ритм. Ритмические группы. Ритмический рисунок - 9 часов.

Модуль: Слушание музыки.

  • Вводное занятие - 1час.
  • "Краски музыки" - 5 часов.
  • "Три музыкальных кита" - 5 часов.
  • "Музыкальная шкатулка" - 5 часов.
  • "Тайна дирижерской палочки» - 5 часов.
  • "У Лукоморья" - 6 часов.
  • Итоговое занятие-1 час.

 

Цели программы

Создание воспитательной среды, максимально раскрывающей музыкальные возможности детей и их творческий потенциал, подведение ребёнка к восприятию музыки и активной музыкальной практике в дальнейшем.

 

Задачи

Предметные:

  • формировать основы музыкальной культуры ребёнка;
  • содействовать процессу осмысления музыкальных явлений, размышление о средствах музыкальной выразительности: мелодии, темпе, динамике, жанрах;
  • знакомить с  элементарной музыкальной грамотой;
  • знакомить обучающихся с общими закономерностями музыкальной речи.

 

Развивающие:

  • развивать способности слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
  • всесторонне развивать музыкальный слух;
  • развивать концентрацию внимания и слуховую память.

 

Задачи личностного развития:

  • формировать эмоционально-положительную установку к занятиям музыкой;
  • обогащать внутренний мир и чувства ребенка  через яркие музыкальные впечатления;
  • раскрывать творческие способности и формировать художественно-эстетический вкус, образное мышление;
  • формировать ценностные ориентации средствами музыкального искусства.

 

Метапредметные:

  • формировать потребности в новых музыкальных впечатлениях, новых знаниях о музыке;
  • воспитывать доброжелательные отношения в коллективе в процессе различных видов музыкальной деятельности;
  • обеспечивать эмоциональное и психологическое благополучие, охрану и укрепление здоровья.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся

будут знать:

  • элементы музыкальной грамоты;
  • первоначальные сведения о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, основных жанрах;
  • различные виды музыкальных инструментов, смогут узнавать тембры и отличать виды оркестров.

  

Будут уметь:

  • внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на её характер и содержание;
  • выявлять выразительные средства музыки целостно и дифференцированно;
  • определять характер, образный строй и жанровую принадлежность музыки;
  • сравнивать новые музыкальные впечатления с понятными и знакомыми.

 

У обучающихся получат развитие следующие личностные качества:

  • музыкальная память, слух, мышление, эмоциональная отзывчивость;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  • потребность новых ярких музыкальных впечатлений, отражение своих впечатлений в рисунках.

 

Метапредметные:

  • формирование этических норм, культуры поведения в коллективе;
  • приобщение обучающихся к огромному богатству музыкального творчества;
  • формирование осознанного отношения к музыке как важной составляющей в жизни.

 

 

 

Материально-техническая база

Занятия проводятся в кабинете, который отвечает санитарным, техническим и предметным требованиям,

Оборудование для занятий: фортепиано, магнитофон, рабочие (учебные) места для педагога и обучающихся (столы, стулья).

Наглядные пособия: настенные портреты русских и зарубежных композиторов; сменные стенды «Искусство, стиль, эпоха», «Детский вернисаж» – выставка детского рисунка по изученному материалу;

методические пособия в виде схем, учебная литература по музыкальному искусству, нотная библиотека, аудио и видео диски.

Методическое обеспечение.

Иллюстрированные пояснения в рисунках:

  • программные музыкальные произведения разных композиторов;
  • музыкальные инструменты и виды оркестров;
  • основные понятия музыкальной грамоты (знаки, символы).
  • Тематические карточки.
  • Разработки музыкальных викторин.
  • Тематические информационные стенды на разные темы музыкальной грамоты.
  • Аудио и видео диски.