Программа «Движение „Юнармия“»

Актуальность.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в центре внимания педагогической науки, всего общества, так как любовь к Родине, стремление к её процветанию является основой могущества государства.

В последнее время в России происходят коренные изменения. С одной стороны, улучшается социально-политическое, экономическое положение страны; возрождается вера в силу Российской армии, русского оружия и русского солдата. С другой стороны, в сознании большинства людей широко распространяется равнодушие, эгоизм, агрессия, снижается воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как основных факторов формирования патриотизма.

 

Особая роль в решении данных проблем отводится детско-юношеским военно-патриотическим организациям, движениям и объединениям. Их деятельность направлена на воспитание и развитие у подрастающего поколения лучших человеческих качеств, формирование мировоззрения, социально-нравственных ценностей, норм поведения. В связи с этим создано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» и разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для юнармейского отряда.

 

Содержание данной программы ориентировано на воспитание у подростков уважения и любви к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

 

Целесообразность данной программы состоит в том, что она позволяет ребёнку, обретя определённый положительный опыт, почувствовать уверенность, самоутвердиться, самоорганизоваться не только в рамках деятельности юнармейского отряда, но и в повседневной жизни, учёбе – это непременно скажется и на дальнейшей жизни ребёнка.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что достаточность времени для освоения материала позволяет её содержание построить с учётом программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», т.е. расширить, углубить и дополнить данный курс, закрепить полученные ЗУН на практике – учебных занятиях, походах, полевых сборах, больше времени уделить историко-героическим страницам боевого пути Российской армии, учтя при этом краеведческий компонент. Кроме того, в программе органически интегрированы межпредметные связи (история, география, биология, химия, черчение, физкультура и др.).

Педагоги

Попов Сергей Александрович - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 26 лет.

Уровень образования: среднее профессиональное, Болотнинский педагогический колледж.

Содержание программы

Первый год обучения – подготовительно-организиционный (144 ч.):

  1. Введение – 2 ч.
  2. Посвящение в юнармейцы −2 ч.
  3. История Вооружённых Сил РФ – 2 ч.
  4. Уставы Вооружённых Сил РФ – 2 ч.
  5. Начальная военная подготовка – 60 ч.
  6. Основы медицинских знаний – 14 ч.
  7. Воинская обязанность. Боевые традиции вооружённых сил РФ. Военная история. – 4 ч.
  8. Гражданская оборона – 10 ч.
  9. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях – 10 ч.
  10. Основы туристической подготовки – 6 ч.
  11. Военизированные полевые выходы – 6 ч.
  12. Участие в мероприятиях – 26 ч.

 

Второй год обучения – обучающий (216 ч.):

  1. Введение – 4 ч.
  2. Посвящение в юнармейцы – 2 ч.
  3. История Вооружённых Сил РФ – 4 ч.
  4. Уставы Вооружённых Сил РФ – 4 ч.
  5. Начальная военная подготовка – 90 ч.
  6. Основы медицинских знаний – 20 ч.
  7. Воинская обязанность. Боевые традиции вооружённых сил РФ. Военная история. – 8 ч.
  8. Гражданская оборона – 14 ч.
  9. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях – 20 ч.
  10. Основы туристической подготовки – 10 ч.
  11. Военизированные полевые выходы – 10 ч.
  12. Участие в мероприятиях – 30 ч.

 

Третий год обучения – инструкторско-обучающий (216 ч.):

  1. Введение – 4 ч.
  2. Посвящение в юнармейцы – 2 ч.
  3. История Вооружённых Сил РФ – 4 ч.
  4. Уставы Вооружённых Сил РФ – 4 ч.
  5. Начальная военная подготовка – 90 ч.
  6. Основы медицинских знаний – 20 ч.
  7. Воинская обязанность. Боевые традиции вооружённых сил РФ. Военная история. – 8 ч.
  8. Гражданская оборона – 14 ч.
  9. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях – 20 ч.
  10. Основы туристической подготовки – 10 ч.
  11. Военизированные полевые выходы – 10 ч.
  12. Участие в мероприятиях – 30 ч.

Цели программы

Цель программы: Формирование нравственно и физически здоровой личности, подготовленной к службе в армии и другим государственным службам, посредством её позитивной самореализации и самосовершенствования через активное участие в деятельности юнармейского отряда.

 

Задачи:

  1. создать условия для получения необходимых знаний и умений по начальной военной подготовке;

     

  2. освоить практический курс подготовки к службе в Вооруженных Силах РФ;

  3. закрепить полученные знания и умения через участие в полевых походах, сборах, экспедициях;

  4. способствовать формированию положительного мнения о службе в рядах вооружённых сил;

  5. осуществлять взаимодействие с военно-патриотическими организациями, объединениями, образовательными учреждениями, воинскими формированиями, военными учебными заведениями;

     

  6. формирование интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов;

     

  7. формирование мировоззрения на базе ценностей гражданственности и патриотизма;

     

  8. способствовать формированию здорового образа жизни;

     

  9. создать условия для самовыражения, позитивной самореализации подростков посредством участия в конкретных делах коллектива;

     

  10. формировать культуру общения и поведения в коллективе.

Результат программы

1 год обучения

Предметные:

Обучающийся должен знать:

1. Этапы становления и развития, организационной структуры ВС РФ.

2. Виды и рода войск

3. Воинский устав, его назначение;

4. Содержательную характеристику уставов внутренней службы, дисциплинарной, гарнизонной и караульной служб.

5. Строевой Устав, приёмы и элементы строевой подготовки, их назначением.

6. Устройство и ТТХ огнестрельного оружия (автомата АК-74) и пневматических винтовок

7. Правила выполнения и технику безопасности при выполнении стрельб из пневматического оружия.

8. Историю развития пневматического и огнестрельного оружия и основ общевойскового боя.

9. Возможности применения противотанковых гранат, приёмов обнаружения вражеских мин, преодоления минных полей по проходам в составе отделения.

10. Правила работы с компасом, ориентирование на местности, относительно определённых предметов, правила подготовки доклада по результатам наблюдения за объектом.

11. Правила оказания первой помощи при порезах, ссадинах, ушибах – характеристику травм.

12. Понятия тепловых и солнечных ударов, обморожений, первая помощь при спасении утопающего.

13. Характеристику основных реанимационных мероприятий – ИВЛ и НМС.

14. Права и ответственности военнослужащих, воинскую обязанность,

15. Понятия о воинском учёте и его назначении.

16. Системы оповещения и информирования об опасности чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правила пользования индивидуальной аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-8, противогазами ГП-5, ГП-7, костюмами ОЗК, Л1, технологии самостоятельного изготовления ватно-марлевой повязки.

17. Организацию проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС и современные средства пожаротушения.

18. ЧС природного характера и способы защиты населения от их последствий.

19. Основы ориентирования на местности и выхода к населённым пунктам, правила и методы оборудования временного укрытия – возможности и технологию оборудования, разновидность зимних укрытий.

20. Типы костров, способы разведения костра, правила питания в экстремальных условиях и способы добычи и приготовления пищи.

21. Туристические узлы, типы туристических веревок.

22. Правила общения и поведение в различных местах и ситуациях, правила поведения в конфликте.

Обучающийся должен уметь:

1. Выполнять приемы и элементы строевой подготовки.

2. Стрелять из пневматической винтовки.

3. Выполнять разборку/сборку макета автомата АК-74.

4. Уметь метать гранату, искать мины.

5. Работать с компасом, уметь найти магнитный азимут.

6. Оказать первую помощи при порезах, ссадинах, ушибах, тепловых и солнечных ударах, обморожениях.

7. Выполнить реанимационные мероприятия – ИВЛ и НМС.

8. Правильно надеть противогаз ГП-5, ГП-7.

9. Правильно надеть костюм ОЗК, Л-1.

10. Самостоятельно изготовить ватно-марлевую повязку.

11. Вести себя при ЧС природного характера.

12. Ориентироваться на местности,

13. Вязать узлы.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

· уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения.

2. Познавательные:

· уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классификации;

· самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

3. Коммуникативные:

· уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

2 год обучения

Предметные:

Обучающийся должен знать:

1. Этапы становления и развития, организационной структуры ВС РФ.

2. Виды и рода войск

3. Воинский устав, его назначение;

4. Функции и задачи Вооружённых сил страны в преломлении истории: становление и охрана границ государства, военные конфликты и их разрешение, развязывание военных действий.

5. Содержательную характеристику уставов внутренней службы, дисциплинарной, гарнизонной и караульной служб.

6. Строевой Устав, приёмы и элементы строевой подготовки, их назначением.

7. Устройство и ТТХ огнестрельного оружия (автомата АК-74) и пневматических винтовок

8. Правила выполнения и технику безопасности при выполнении стрельб из пневматического оружия.

9. Историю развития пневматического и огнестрельного оружия и основ общевойскового боя.

10. Возможности применения противотанковых гранат, приёмов обнаружения вражеских мин, преодоления минных полей по проходам в составе отделения.

11. Миротворческую деятельность вооружённых сил России.

12. Правила работы с компасом, ориентирование на местности, относительно определённых предметов, правила подготовки доклада по результатам наблюдения за объектом.

13. Правила оказания первой помощи при порезах, ссадинах, ушибах – характеристику травм.

14. Понятия тепловых и солнечных ударов, обморожений, первая помощь при спасении утопающего.

15. Характеристику основных реанимационных мероприятий – ИВЛ и НМС.

16. Права и ответственности военнослужащих, воинскую обязанность,

17. Понятия о воинском учёте и его назначении.

18. Системы оповещения и информирования об опасности чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правила пользования индивидуальной аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-8, противогазами ГП-5, ГП-7, костюмами ОЗК, Л1, технологии самостоятельного изготовления ватно-марлевой повязки.

19. Организацию проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС и современные средства пожаротушения.

20. ЧС природного характера и способы защиты населения от их последствий.

21. Основы ориентирования на местности и выхода к населённым пунктам, правила и методы оборудования временного укрытия – возможности и технологию оборудования, разновидность зимних укрытий.

22. Типы костров, способы разведения костра, правила питания в экстремальных условиях и способы добычи и приготовления пищи.

23. Туристические узлы, типы туристических веревок.

24. Правила общения и поведение в различных местах и ситуациях, правила поведения в конфликте.

Обучающийся должен уметь:

1. Выполнять приемы и элементы строевой подготовки.

2. Стрелять из пневматической винтовки.

3. Выполнять разборку/сборку макета автомата АК-74.

4. Уметь метать гранату, искать мины.

5. Выбрать и оборудовать место для стрельбы

6. Преодолеть минное поле по проходам в составе отделения.

7. Работать с компасом, уметь найти магнитный азимут.

8. Оказать первую помощи при порезах, ссадинах, ушибах, тепловых и солнечных ударах, обморожениях.

9. Выполнить реанимационные мероприятия – ИВЛ и НМС.

10. Правильно надеть противогаз ГП-5, ГП-7.

11. Правильно надеть костюм ОЗК, Л-1.

12. Самостоятельно изготовить ватно-марлевую повязку.

13. Вести себя при ЧС природного характера.

14. Ориентироваться на местности,

15. Вязать узлы.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

· владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

· определять необходимые действия в соответствии с познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

· составлять план решения проблемы (выполнения проекта);

· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

· свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

· обосновывать целевые ориентиры и приоритеты, обосновывая логическую последовательность шагов;

· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

· планировать и корректировать свой индивидуальный образовательный маршрут;

· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

· принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

2. Познавательные:

· определять причинно-следственные связи явлений и обстоятельства, которые предшествовали их возникновению, выявлять причины и следствия явлений;

· самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

· выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

· строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

· выделять общий признак нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

· объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

· выделять явление из общего ряда других явлений;

· находить в тексте требуемую информацию;

· определять свое отношение к природной среде;

· прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

3. Коммуникативные:

· определять возможные роли в совместной деятельности;

· играть определенную роль в совместной деятельности;

· определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

· предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

· выделять общую точку зрения в дискуссии;

· организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

· корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, уметь выдвигать контраргументы;

· критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

· использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством педагога;

· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

· выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

 

3 год обучения

Предметные:

Обучающийся должен знать:

1. Этапы становления и развития, организационной структуры ВС РФ.

2. Виды и рода войск

3. Вооружение и военную технику

4. Роль Вооруженных сил в политике и обществе.

5. Историю возникновения воинских уставов.

6. Воинский устав, его назначение;

7. Функции и задачи Вооружённых сил страны в преломлении истории: становление и охрана границ государства, военные конфликты и их разрешение, развязывание военных действий.

8. Содержательную характеристику уставов внутренней службы, дисциплинарной, гарнизонной и караульной служб.

9. Организацию караульной службы.

10. Строевой Устав, приёмы и элементы строевой подготовки, их назначением.

11. Устройство и ТТХ огнестрельного оружия (автомата АК-74) и пневматических винтовок

12. Правила выполнения и технику безопасности при выполнении стрельб из пневматического оружия.

13. Историю развития пневматического и огнестрельного оружия и основ общевойскового боя.

14. Возможности применения противотанковых гранат, приёмов обнаружения вражеских мин, преодоления минных полей по проходам в составе отделения.

15. Миротворческую деятельность вооружённых сил России.

16. Правила работы с компасом, ориентирование на местности, относительно определённых предметов, правила подготовки доклада по результатам наблюдения за объектом.

17. Правила оказания первой помощи при порезах, ссадинах, ушибах – характеристику травм.

18. Понятия тепловых и солнечных ударов, обморожений, первая помощь при спасении утопающего.

19. Характеристику основных реанимационных мероприятий – ИВЛ и НМС.

20. Права и ответственности военнослужащих, воинскую обязанность,

21. Понятия о воинском учёте и его назначении.

22. Системы оповещения и информирования об опасности чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правила пользования индивидуальной аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-8, противогазами ГП-5, ГП-7, костюмами ОЗК, Л1, технологии самостоятельного изготовления ватно-марлевой повязки.

23. Организацию проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС и современные средства пожаротушения.

24. ЧС природного характера и способы защиты населения от их последствий.

25. Основы ориентирования на местности и выхода к населённым пунктам, правила и методы оборудования временного укрытия – возможности и технологию оборудования, разновидность зимних укрытий.

26. Типы костров, способы разведения костра, правила питания в экстремальных условиях и способы добычи и приготовления пищи.

27. Туристические узлы, типы туристических веревок.

28. Правила общения и поведение в различных местах и ситуациях, правила поведения в конфликте.

29. Основы товарищества и дружбы в традициях русского народа.

Обучающийся должен уметь:

1. Выполнять приемы и элементы строевой подготовки.

2. Стрелять из пневматической винтовки.

3. Выполнять разборку/сборку макета автомата АК-74.

4. Уметь метать гранату, искать мины.

5. Выбрать и оборудовать место для стрельбы

6. Преодолеть минное поле по проходам в составе отделения.

7. Работать с компасом, уметь найти магнитный азимут.

8. Оказать первую помощи при порезах, ссадинах, ушибах, тепловых и солнечных ударах, обморожениях.

9. Выполнить реанимационные мероприятия – ИВЛ и НМС.

10. Правильно надеть противогаз ГП-5, ГП-7.

11. Правильно надеть костюм ОЗК, Л-1.

12. Самостоятельно изготовить ватно-марлевую повязку.

13. Вести себя при ЧС природного характера.

14. Ориентироваться на местности,

15. Вязать узлы.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки совей учебной деятельности;

· отбирать инструменты для оценивания совей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности;

· сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать их самостоятельно;

· фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;

· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

· находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения достижения цели;

· систематизировать (выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

· соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

2. Познавательные:

· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

· объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной, поисковой и исследовательской деятельности;

· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

· анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

· проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

· делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения;

· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, резюмировать главную идею текста.

3. Коммуникативные:

· договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);

· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

· использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

· принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;

· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

· использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задач инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

Особые условия проведения

Набор в группы первого года обучения осуществляется без ограничений за исключением состояния здоровья ребѐнка (предоставляется соответствующая медицинская справка) и согласия родителей.

Материально-техническая база

  • Методическая литература ( комплект учебников 5-11 класс и методички по всем разделам ОБЖ).
  • Учебные фильмы по разделам ОБЖ и ОВП.
  • Радиостанции "Motorola t-3".
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Приборы РХР и ВПХР.
  • ОЗК и Л-1.
  • Носилки для переноса пострадавшего.
  • Мегафон ЭМ-12.
  • Набор спасательный.
  • Макеты автомата.
  • Винтовки МП- 512.
  • Противогазы.
  • Государственная символика России.
  • Лодка надувная для работы на акватории.
  • Велосипед для отработки навыков ПДД.
  • Тренажер для отработки ИВЛ.
  • Лазерный-мультимедийный тир.

Стоимость

Согласно Уставу МКУДО «ЦДОД» утвержденного Постановлением главы Искитимского района от 12.05.2015 № 1000 п. 2.1. "Предметом деятельности Учреждения является реализация общедоступного и бесплатного дополнительного образования детей...".

Видео