Программа «Юные виртуозы»

  • (2)

Программа по фортепиано «Юные виртуозы» ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой самореализации обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей и мотивации.

 

Программа базируется на лучших образцах классической и современной музыки, даёт возможность детям исполнять фортепианные произведения разных стилей, эпох, жанров.

 

Новизна программы предусматривает использование современных педагогических технологий: технология развивающего обучения, дифференцированного обучения, игрового, личностно-ориентированного, проблемного обучения. Технология "Диалог культур", информационно-компьютерные технологии.

 

В программе предлагаются формы организации образовательного процесса, которые, с одной стороны, позволят сформировать навыки профессионального музыканта, а с другой стороны – создадут хорошую базу для домашнего музицирования на основе дифференциации процесса обучения на две завершенные ступени, позволяющие сохранить не только количество, но и качество, а также  радость обучения.

Педагоги

Шульгина Ирина Николаевна – педагог высшей категории.

Общий стаж педагогической работы: 24 года.

Образование: Новосибирское музыкальное училище.

Специальность: фортепиано, квалификация: преподаватель ДМШ, концертмейстер.

 

Профессиональная переподготовка:

  • НИПКиПРО "Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в развитии способностей и социализации учащихся".
  • Современные технологии в современном образовании детей в контексте федерального проекта "Успех каждого ребенка".

Расписание

Занятия проходят в индивидуальной форме, 2 раза в неделю по 1 академическому часу. 

 

Учебный год – 36 учебных недель с сентября по май.

Содержание программы

В содержание программы входят следующие разделы:

  • организация музыкальных интересов обучающихся: беседы о музыке, слушание музыки;
    развитие музыкальной грамотности, обучение чтению нот, подбор по слуху, транспонирование, импровизация, ансамблевое музицирование, чтение с листа;
    обучение пианистическим навыкам, работа над игровыми приемами, упражнения на технику исполнения и развитие мастерства;
  • работа над репертуаром;
  • концертная деятельность (подготовка программы для выступления).

 

Программа является разноуровневой и дифференцируется по следующим уровням сложности:

Стартовый – 1-2 год обучения. 

На данном этапе обучения главной задачей является введение ребенка в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.

 

Базовый – 3-5 год обучения

Продолжается работа над развитием навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбором по слуху, импровизацией, слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии. При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости.

 

Учебный план 1, 2, 3, 4 года обучения

 Организация музыкальных интересов - 20 часов.

Беседы о музыке, игра педагога, слушание музыки

·   развитие музыкальной грамотности - 20 часов.

Подбор по слуху, транспонирование, импровизация, ансамбль, чтение с листа.

·      Работа над репертуаром - 32 часа.

Работа над произведением, накопление репертуара, концертная деятельность.

    

Учебный план 5 года обучения

·      Организация музыкальных интересов - 10 часов.

 Беседы о музыке, игра педагога, слушание музыки.

·      Развитие музыкальной грамотности - 20 часов.

 Подбор по слуху, транспонирование, импровизация, ансамбль, чтение с листа.

·     Работа над репертуаром - 42 часа.

Работа над произведением, накопление репертуара, концертная деятельность.

 

Углубленный – 6-7 год обучения. Здесь происходит расширение учебно-педагогический репертуара   за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений. Слуховая сфера ребенка и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями. На всех этапах обучения у учащегося формируются навыки публичного исполнения навыков игры в ансамбле это умение исполнить произведения целиком в условиях концертной обстановки и донести до слушателя характер исполняемой музыки.

 

     Учебный план 6 года обучения

·         Организация музыкальных интересов -10 часов.

 Беседы о музыке, игра педагога, слушание музыки.

  • Развитие музыкальной грамотности - 20 часов.
  • Подбор по слуху, транспонирование, импровизация, ансамбль, чтение с листа.

·         Работа над репертуаром - 42 часов.

              Работа над произведением, накопление репертуара, концертная деятельность.

 

 

Учебный план 7 года обучения

·         Организация музыкальных интересов  - 10 часов.

               Беседы о музыке, игра педагога, слушание музыки.

·         Развитие музыкальной грамотности - 10 часов.

               Подбор по слуху, транспонирование, импровизация, ансамбль, чтение с листа.

·         Работа над репертуаром - 52 часа.

              Работа над произведением, накопление репертуара, концертная деятельность.

 

 

Цели программы

Развитие музыкально-творческих способностей, художественного вкуса и личности обучающихся средствами музыкального искусства через обучение игре на фортепиано.

 

Задачи.

Образовательные (предметные):

  • формирование универсальных учебных действий – исполнительских, слуховых, аналитических;
  • получение базовых знаний в области исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин;
  • освоение исполнительской техники;
  • приобретение опыта практической музыкально-творческой деятельности.

 

Метапредметные:

  • развитие у обучающихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса;
  • развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

 

Личностные:

  • духовное развитие обучающихся путем приобщения их к художественному творчеству;
  • эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства;
  • воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества, организацию творческой практики учащихся путем проведения культурно-образовательных проектов.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • освоят основы музыкальной грамоты;
  • овладеют основами музыкально-эстетических, музыкально-теоретических и музыкально-практических видов деятельности;
  • специальную музыкальную терминологию, стилевые и жанровые особенности музыки, получат знания о мировой музыкальной культуре.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • смогут артистично исполнять на фортепиано музыкальные произведения и, пользуясь простейшими художественными сравнениями, описывать характерные черты музыкального произведения и их взаимодействие в музыкальном образе.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • самостоятельность, активность, готовность вести музыкальную деятельность в форме концертного выступления;
  • будут отличаться творческим подходом к исполнительской и иным видам творческой деятельности, умению взаимодействовать;
  • повысится уровень своей культуры, а также культуры общения и поведения;
  • сформируется музыкальный вкус, самостоятельность суждений, социальные навыки.

 

1 ступень стартовый уровень.

1. Формирование у обучающихся прочных базовых знаний, соответствующих необходимому минимуму начального музыкального образования.
2. Формирование целостного восприятия всего комплекса знаний, полученных на занятиях.
3. Формирование умения практического использования полученных знаний навыков в ближайшем окружении.
4. Воспитание культурного, эстетически образованного слушателя.
5. Воспитание популяризатора, носителя любви к музыке, способного быть полезным в проведении внешкольных и
внутри-школьных концертно-массовых мероприятий в качестве солиста, партнера в ансамбле.

 

2 уровень базовый.

1. Формирование у обучающихся прочных базовых знаний, воспитание гармонично развитой, культурно и эстетически
образованной личности.
2. Формирование умений распознавать свои потребности, способности, склонности и интересы с целью дальнейшей
адаптации в социуме и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной практической деятельности
при решении конкретных жизненных проблем.
3. Развитие навыков самостоятельного анализа и трактовки музыкальных произведений различных жанров и форм.

 

3 уровень углубленный.

1. Формирование у обучающихся прочных базовых знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования в средних специальных учебных заведениях музыкального профиля.
2. Активное участие в солидных конкурсах различных уровней (городских, областных, региональных, международных),
выступление с сольными концертами.
3. Усовершенствование технических пианистических навыков.
4. Развитие импровизационных навыков, исполнительского, сочинительского мастерства, аккомпаниаторских
навыков.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, соответствующий санитарным и техническим требованиям.

Музыкальный инструмент (фортепиано) и учебное оборудование, синтезатор, мультимедийная аппаратура.

 

Информационное обеспечение

видео материалы:

  • мастер классы ведущих педагогов по классу фортепиано;
  • выступления юных пианистов на различных музыкальных конкурсах;
  • беседы о музыке.

 

Методические обеспечение: методическая литература, нотный материал, дидактические разработки, иллюстративный материал.

Видео

[ " " ]