Программа по автомногоборью «Безопасное колесо»

Актуальность программы заключается в социальной и практической направленности совместной деятельности педагога и воспитанников, что предполагает формирование и закрепление в опыте ребенка моделей безопасного поведения: "Я-ПЕШЕХОД", "Я-ВОДИТЕЛЬ", "Я-ВЕЛОСИПЕДИСТ". Система педагогических приемов освоения содержательной части программы позволяет подросткам овладеть как навыками вождения и ремонта транспортного средства, так и коммуникативными навыками, организационной культуры и приемов самовоспитания.

 

Авторский подход дополнительной образовательной программы «Безопасное колесо» раскрывается в реализации  идей средового  подхода - активное включение ребёнка в социально-активную деятельность, направленную на позитивные изменения  дорожно-транспортной ситуации в  Маслянинском районе: проведение акций для водителей совместно с ГИБДД, социально-образовательные проекты «Безопасный мир вокруг нас», лектории для младших школьников «Что мы знаем о последствиях ДТП». Таким образом, в процессе самостоятельной социально-значимой деятельности формируются устойчивые ценностно-смысловые ориентиры безопасного поведения на дороге, приобретается практический опыт реализации активной гражданской позиции.

 

Новизна программы раскрывается в реализации идей средового подхода - активное включение ребенка в социально-активную деятельность, направленную на позитивные изменения дорожно-транспортной ситуации в Маслянинском районе: проведение акций для водителей совместно с ГИБДД, социально-образовательные проекты "Безопасный мир вокруг нас", лектории для младших школьников "Что мы знаем о последствиях ДТП".

 

Отличительные особенности  программы  «Безопасное колесо»  раскрываются в системе специфических организационно-педагогических условий её реализации: освоение данной программы предполагает разработку индивидуальной образовательной траектории по безопасности дорожного движения для каждого обучающегося с учётом его личностно-психологических особенностей и возможностей, а также специфики  территориальной особенности проживания воспитанников.

Педагоги

Роот Игорь Борисович, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.

 

Имеет достижения:

- победитель районного конкурса и лауреат областного конкурса «Учитель года – 2007»;

- победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» 2008 год;

-лауреат регионального конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Научно-техническая» 2013 год;

-участник финала 10-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2013 год;

-обладатель специального приза в номинации «Научно-техническая» 10-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2013 год.

 

Грамоты, награды:

  • Почётная грамота Губернатора Новосибирской области 2007 г.;
  • Благодарственное письмо Губернатора Новосибирской области 2008 г.;
  • Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации победителя конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2008 г.;
  • Почётная грамота Министерства образования, науки и инновационной политики НСО 2013 г.;
  • Грамота ФГБУ «Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» финалиста Х Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов 2013 г.;
  • Благодарность Главного инспектора безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области 2014 г.;
  • Воспитанники его объединения неоднократные призеры и победители  соревнований различного уровня.

Содержание программы

Учебно-тематический план стартового уровня подготовки (рассчитан на 2 года обучения):

  • Вводное занятие (1 год-2ч; 2 год-2ч)
  • История автомобилестроения и автоспорта (1 год -2ч; 2 год-0ч)
  • Техника безопасности на занятиях и тренировках (1 год-2ч; 2 год-2ч)
  • Общее устройство автомобиля (1 год-14ч; 2 год-18ч)
  • Общее устройство двигателя внутреннего сгорания (1 год-10ч; 2 год-0ч)
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобиля ( 1 год-30ч; 2 год-27ч)
  • Правила дорожного движения (1 год-41ч; 2 год-42ч)
  • Основы безопасного управления автомобилем. (1 год-6ч; 2 год-6ч)
  • Оказание первой медицинской помощи (1 год-12ч; 2 год-14ч)
  • Стрельба из пневматической винтовки ( 1 год-10ч; 2 год-11ч)
  • Учебно-тренировочное вождение (1 год-53ч; 2 год-72ч)
  • Участие в соревнованиях. Физическая подготовка (1 год-18ч; 2 год-18ч)
  • Промежуточная аттестация (1год-2ч; 2 год-2ч)
  • Итоговое занятие (1 год-2ч; 2 год-2ч)

Учебно-тематический план базового уровня подготовки (рассчитан на 3 года обучения)

  • Вводное занятие (1 го-2ч; 2 год-2ч; 3 год-2ч)
  • Техника безопасности при работе в объединении, на тренировках и соревнованиях (1 год-9ч;2 год-9ч; 3 го-9ч)
  • Спортивный кодекс Российской Автомобильной Федерации. (1 год-9ч; 2 год- 2ч; 3 год-0ч)
  • Устройство легкового автомобиля, обслуживание и ремонт (1 год-17ч; 2 год-24ч; 3 год-17ч)
  • Элементы теории движения автомобиля (1 год-9ч; 2 год-9ч; 3 год-3ч)
  • Правила дорожного движения (1 год-34ч; 2 год-27ч; 3 год-18ч)
  • Основы безопасности дорожного движения. (1 год-9ч; 2 и 3 год-0ч)
  • Оказание первой медицинской помощи (1 год-15ч; 2 год-9ч; 3 год-6ч)
  • Стрельба из пневматической винтовки (1 год-18ч; 2 год-12ч; 3 год-12ч)
  • Психофизиологическая подготовка водителя-спортсмена (1 год-9ч; 2 год-9ч; 3 год-7ч)
  • Спортивно-тренировочное вождение автомобиля (1 год-66ч; 2 год-94ч; 3 год-120ч)
  • Организация и участие в соревнованиях по автомногоборью (1, 2 и 3 год по 15ч)
  • Промежуточная аттестация (1,2,3 год по 2ч)
  • Итоговое занятие (1,2 и 3 год по 2ч)

Учебно-тематический план углубленного уровня подготовки (рассчитан до достижения 18 лет)

  • Вводное занятие (3ч)
  • Техника безопасности при работе в объединении, на тренировках и соревнованиях (3ч)
  • Обслуживание и ремонт автомобиля (9ч)
  • Правила дорожного движения (9ч)
  • Стрельба из пневматической винтовки(9ч)
  • Психофизиологическая подготовка водителя-спортсмена(1ч)
  • Спортивно-тренировочное вождение автомобиля(53)
  • Организация и участие в соревнованиях по автомногоборью(15ч)
  • Промежуточная аттестация (3ч)
  • Итоговое занятие (3ч)

Цели программы

Цель программы: формирование средствами автомногоборья безопасной модели поведения обучающихся в современных условиях дорожно-транспортной среды.

 

Задачи

Личностные:

- развивать у подростков жизненно-важные качества личности, обеспечивающие безопасное поведение на дороге;

- воспитать ценностное отношение к человеческой жизни и здоровью;

- развивать законопослушность и гражданскую ответственность перед обществом;

- развить у воспитанников такие личные качества, как честность, терпеливость, гуманность, тактичность, ответственность, дисциплинированность, стремление к профессиональному самосовершенствованию и повышению общекультурного уровня;

- развить интерес к работе в автотранспортной системе через создание условий для знакомства с профессией водителя;

- прививать интерес у детей к занятиям автоспортом;

- создавать условия для самореализации личности в творческой деятельности и социальной адаптации;

- способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

 

Метапредметные:

- способствовать активизации познавательного интереса к изучению технических видов спорта;

- способствовать развитию интеллектуальных качеств личности школьника (памяти, логического мышления, мыслительной активности);

- развивать потенциальные творческие и технические способности ребёнка через вовлечение в различные виды деятельности;

- воспитывать целеустремлённость, упорство в достижении цели, трудолюбие через различные виды деятельности;

- предоставить возможность для удовлетворения потребностей детей в межличностном общении, развивать навыки такого общения;

- способствовать развитию навыков эффективного и безопасного управления автомобилем в современных условиях;

- способствовать формированию разновозрастного детского коллектива, в котором у детей формируется опыт совместной коммуникативной и трудовой деятельности, передача опыта друг другу, налаживаются дружеские отношения.

 

Образовательные (предметные):

- обеспечить приобретение школьниками базовых и дополнительных знаний о техническом устройстве автомобиля, его обслуживании и ремонте;

- повысить теоретическую и практическую грамотность учащихся в области основ безопасного поведения на дороге и оказания первой медицинской помощи;

- способствовать целостному освоению Правил дорожного движения;

- создать условия для приобретения практического опыта соревновательной деятельности по автомногоборью;

- выработать у учащихся практические навыки вождения автомобиля, ремонта и технического обслуживания, а также безопасного владения пневматическим оружием.

Результат программы

Ожидаемые результаты

 

Личностные:

- имеют устойчивую мотивацию к занятиям автомногоборьем;

- имеют позитивное отношение к здоровому образу жизни;

- проявляют уважение к своей стране, ее истории и культуре;

- умеют оценивать свое поведение и поступки, соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами.

Метапредметные:

- умеют слушать собеседника и вести диалог;

- умеют излагать и аргументировать свое мнение;

- умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- умеют работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с учетом интересов сторон;

- имеют навык учебной и познавательной деятельности;

- могут анализировать собственные результаты и результаты других обучающихся;

- могут планировать свою деятельность;

- могут осуществлять контроль своего состояния во время соревновательной деятельности;

- умеют адекватно воспринимать аргументированную критику и использовать ее в работе над ошибками.

Предметные:

Будут знать:

- специфические понятия и термины, применяемые в автоспорте и дорожном движении;

- правила техники безопасности, принципы, условия и регламент проведения спортивных соревнований по автомногоборью;

- назначение, расположение, устройство, принцип действия основных механизмов и приборов автомобиля;

- правила дорожного движения, основы безопасного управления транспортным средством;

- признаки неисправностей механизмов и приборов автомобиля, возникающих в пути, и способы их устранения с помощью имеющегося инструмента;

- влияние погодных условий (дождь, туман, гололед и др.) на безо­пасность движения и способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

- приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

- правила техники безопасности при проверке технического состояния автомобиля и обращения с эксплуатационными материалами (бензином, электролитом, охлаждающими жидкостями, маслами);

- правила безопасного обращения с пневматическим оружием.

Будут уметь:

- проверять техническое состояние автомобиля перед выездом;

- управлять  автомобилем  и выполнять требования малых форм соревнований автомобильного спорта;

- пользоваться инструментом и оборудованием для обслуживания и ремонта автомобилей;

- устранять возникшие мелкие эксплуатационные неисправности, не требующие разборки механизмов;

- оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при до­рожно-транспортных происшествиях и соблюдать требования по их
транспортировке;

- безопасно обращаться с пневматическим оружием и результативно стрелять из него.

Особые условия проведения

Формирование учебных групп проводится на добровольной основе, начальный возраст зачисления обучающихся в группу по программе составляет 12 лет.

При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе обучающихся 12-14 лет.

 

Обучающийся, придя в объединение в возрасте 12-ти лет, может пройти 1 год обучения и, получив навыки по данной программе пойти в другие секции или объединения. Но если обучающийся проявляет повышенный интерес к автомногоборью, заинтересован в занятиях на долгие годы, он может продолжить развивать и совершенствовать свои навыки по данной программе до достижения возраста 18 лет.

Материально-техническая база

Материально-техническая база

 

  1. Медицинская аптечка.
  2. Набор инструментов.
  3. Тир.
  4. Пневматическая винтовка, стенд для стрельбы, патроны.
  5. Класс для теоретических занятий.
  6. Площадка для учебно-тренировочного вождения.
  7. Велосипед.
  8. Автомобили.

Дидактические материалы:

-плакаты по устройству автомобиля, по ПДД, по Безопасности дорожного движения;

-макеты дорог и перекрестков;

-модели автомобилей, пешеходов и зданий;

-манекен для оказания реанимационных действий.