Программа по автомногоборью «Безопасное колесо»

В программу современного автомногоборья включены виды деятельности по специальным направлениям: вождение автомобиля (скоростное маневрирование) и изучение правил Дорожного движения, в дополнительных программах - оказание первой медицинской помощи пострадавшим, стрельба из пневматической винтовки.

 

Актуальность программы заключается в социальной и практической направленности совместной деятельности педагога и воспитанников, что предполагает формирование и закрепление в опыте ребенка моделей безопасного поведения: "Я-ПЕШЕХОД", "Я-ВОДИТЕЛЬ", "Я-ВЕЛОСИПЕДИСТ". Система педагогических приемов освоения содержательной части программы позволяет подросткам овладеть как навыками вождения и ремонта транспортного средства, так и коммуникативными навыками, организационной культуры и приемов самовоспитания.

 

Теория мало что значит, если нет познания "изнутри" через практическую  деятельность.

 

Новизна программы раскрывается в реализации идей средового подхода - активное включение ребенка в социально-активную деятельность, направленную на позитивные изменения дорожно-транспортной ситуации в Маслянинском районе: проведение акций для водителей совместно с ГИБДД, социально-образовательные проекты "Безопасный мир вокруг нас", лектории для младших школьников "Что мы знаем о последствиях ДТП".

 

Таким образом, в процессе самостоятельной социально-значимой деятельности формируются устойчивые ценностно-смысловые ориентиры безопасного поведения на дороге, приобретается практический опыт реализации активной гражданской позиции.

Педагоги

Роот Игорь Борисович, педагог дополнительного образования, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории.

 

Имеет достижения:

- победитель районного конкурса и лауреат областного конкурса «Учитель года – 2007»;

- победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» 2008 год;

-лауреат регионального конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Научно-техническая» 2013 год;

-участник финала 10-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2013 год;

-обладатель специального приза в номинации «Научно-техническая» 10-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2013 год.

 

Грамоты, награды:

  • Почётная грамота Губернатора Новосибирской области 2007 г.;
  • Благодарственное письмо Губернатора Новосибирской области 2008 г.;
  • Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации победителя конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2008 г.;
  • Почётная грамота Министерства образования, науки и инновационной политики НСО 2013 г.;
  • Грамота ФГБУ «Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» финалиста Х Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов 2013 г.;
  • Благодарность Главного инспектора безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области 2014 г.;
  • Воспитанники его объединения неоднократные призеры и победители  соревнований различного уровня.

Содержание программы

Учебно-тематический план стартового уровня подготовки (рассчитан на 2 года обучения):

  • Вводное занятие.
  • История автомобилестроения и автоспорта.
  • Техника безопасности на занятиях и тренировках.
  • Общее устройство автомобиля.
  • Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
  • Правила дорожного движения.
  • Основы безопасного управления автомобилем.
  • Оказание первой медицинской помощи.
  • Стрельба из пневматической винтовки.
  • Учебно-тренировочное вождение.
  • Участие в соревнованиях. Физическая подготовка.
  • Заключительное занятие.

Учебно-тематический план базового уровня подготовки (рассчитан на 3 года обучения)

  • Вводное занятие.
  • Техника безопасности при работе в объединении, на тренировках и соревнованиях.
  • Спортивный кодекс Российской Автомобильной Федерации.
  • Устройство легкового автомобиля, обслуживание и ремонт.
  • Элементы теории движения автомобиля.
  • Правила дорожного движения.
  • Основы безопасности дорожного движения.
  • Оказание первой медицинской помощи.
  • Стрельба из пневматической винтовки.
  • Психофизиологическая подготовка водителя-спортсмена.
  • Спортивно-тренировочное вождение автомобиля.
  • Организация и участие в соревнованиях по автомногоборью.
  • Заключительное занятие.

Учебно-тематический план углубленного уровня подготовки (рассчитан до достижения 21-го года)

  • Техника безопасности при работе в объединении, на тренировках и соревнованиях.
  • Обслуживание и ремонт автомобиля.
  • Правила дорожного движения.
  • Стрельба из пневматической винтовки.
  • Психофизиологическая подготовка водителя-спортсмена.
  • Спортивно-тренировочное вождение автомобиля.
  • Организация и участие в соревнованиях по автомногоборью.
  • Заключительное занятие.

Цели программы

Цель программы: формирование средствами автомногоборья безопасной модели поведения обучающихся в современных условиях дорожно-транспортной среды.

 

Задачи

Обучающие:

  • обеспечить приобретение обучающимися базовых и дополнительных знаний о техническом устройстве автомобиля, его обслуживании и ремонте;
  • повысить теоретическую и практическую грамотность обучающихся в области основ безопасного поведения на дороге и оказания первой медицинской помощи;
  • способствовать целостному освоению Правил дорожного движения;
  • способствовать активизации познавательного интереса к изучению технических видов спорта;
  • создать условия для приобретения практического опыта соревновательной деятельности по автомногоборью.

Развивающие:

  • развивать у подростков жизненно-важные качества личности, обеспечивающие безопасное поведение на дороге;
  • способствовать развитию качеств личности, умеющей эффективно и безопасно управлять автомобилем в современных условиях;
  • способствовать развитию интеллектуальных качеств личности (памяти, логического мышления, мыслительной активности);
  • развивать потенциальные творческие и технические способности ребенка через вовлечение в различные виды деятельности;
  • выработать у обучающихся практические навыки вождения автомобиля, ремонта и технического обслуживания, а так же безопасного владения пневматическим оружием.

Воспитательные:

  • воспитать ценностное отношение к человеческой жизни и здоровью;
  • развивать законопослушность и гражданскую ответственность перед обществом;
  • воспитывать целеустремленность, упорство в достижении цели, трудолюбие через различные виды деятельности;
  • развивать у обучающихся такие личные качества, как честность, терпеливость, гуманность, тактичность, ответственность, дисциплинированность, стремление к профессиональному самосовершенствованию и повышению общекультурного уровня;
  • развить интерес к работе в автотранспортной системе через создание условий для знакомства с профессией водителя;
  • прививать интерес у детей к занятиям автоспортом;
  • предоставить возможность для удовлетворения потребностей детей в межличностном общении, развивать навыки такого общения.

Социально-педагогические:

  • создавать условия для самореализации личности в творческой деятельности и социальной адаптации;
  • способствовать формированию разновозрастного детского коллектива, в котором у детей формируется опыт совместной коммуникативной и трудовой деятельности, передача опыта друг другу, налаживаются дружеские отношения;
  • способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

Результат программы

Воспитанник объединения должен знать:

  • специфические понятия и термины, применяемые  в автоспорте и дорожном движении;
  • правила техники безопасности, принципы, условия и регламент проведения спортивных соревнований по автомногоборью;
  • назначение, расположение, устройство, принцип действия основных механизмов и приборов автомобиля;
  • правила дорожного движения, основы безопасного управления транспортным средством;
  • признаки неисправностей механизмов и приборов автомобиля, возникающих в пути, и способы их устранения с помощью имеющегося инструмента;
  • влияние погодных условий (дождь, туман, гололед и др.) на безопасность движения и способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
  • приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
  • правила техники безопасности при проверке технического состояния автомобиля и обращения с эксплуатационными материалами (бензином, электролитом, охлаждающими жидкостями, маслами)
  • правила безопасного обращения с пневматическим оружием.

Воспитанник объединения должен уметь:

  • проверять техническое состояние автомобиля перед выездом;
  • управлять автомобилем и выполнять требования малых форм соревнований автомобильного спорта;
  • пользоваться инструментом и оборудованием для обслуживания и ремонта автомобилей;
  • устранять возникшие мелкие эксплуатационные неисправности, не требующие разборки механизмов;
  • оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и соблюдать требования по их транспортировке;
  • безопасно обращаться с пневматическим оружием и результативно стрелять из него.

Воспитанник объединения имеет возможность применять имеющиеся знания и умения:

  • демонстрируя пример модели безопасного поведения в дорожно-транспортной среде в качестве пешехода, пассажира, водителя;
  • при участии в муниципальных, областных и Всероссийских соревнованиях по юношескому автомобильному многоборью;
  • при выборе профессии (поступление в автомобильные и другие технические учебные заведения, работа на автомобильном транспорте и органах ГИБДД);
  • при постоянном совершенствовании своих навыков вождения автомобиля и повышении спортивной квалификации;
  • в любой момент, становясь участником дорожно-транспортного движения.

Особые условия проведения

Формирование учебных групп проводится на добровольной основе, начальный возраст зачисления обучающихся в группу по программе составляет 12 лет.

При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе обучающихся 12-14 лет.

 

Обучающийся, придя в объединение в возрасте 12-ти лет, может пройти 1 год обучения и, получив навыки по данной программе пойти в другие секции или объединения. Но если обучающийся проявляет повышенный интерес к автомногоборью, заинтересован в занятиях на долгие годы, он может продолжить развивать и совершенствовать свои навыки по данной программе до достижения возраста 21-го года.

Материально-техническая база

  1. Медицинская аптечка.
  2. Набор инструментов.
  3. Тир.
  4. Пневматическая винтовка, стенд для стрельбы, патроны.
  5. Класс для теоретических занятий.
  6. Площадка для учебно-тренировочного вождения.
  7. Велосипед.
  8. Автомобили.

Дидактические материалы:

-плакаты по устройству автомобиля, по ПДД, по Безопасности дорожного движения;

-макеты дорог и перекрестков;

-модели автомобилей, пешеходов и зданий;

-манекен для оказания реанимационных действий.