Программа «Юный дизайнер»

Актуальность программы. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому данная программа является современной и своевременной как средство формирования дизайнерского мышления.

 

В процессе реализации программы дети углубленно знакомятся и работают с такими материалами, как природный, бросовый, бумага, текстиль, инструментами для их правильной и безопасной обработки.

 

Отличительные особенности программы

В ходе разработки Программы были проанализированы материалы программы Н.М. Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность» (основы дизайнобразования), адаптирована для работы с детьми в рамках творческого объединения «Юный дизайнер» на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Линево".

 

Отличительная особенность программы в том, что она ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приемами работы в сторону проектирования вещей на основе созидательного и творческого использования приемов и технологий. Репродуктивная деятельность детей на занятиях имеет место в самом начале овладения приемами работы, как базой для дальнейшего творчества. Большое внимание на занятиях уделяется целеполаганию, то есть сознательному поиску, решению проблем, творческому подходу к работе, а межпредметные связи помогают сделать работу более глубокой по содержанию.

 

В первый год обучения дети осваивают основные принципы дизайна (правила создания красивой вещи и мира вещей). Рассматриваются основные идеи взаимосвязи человека, вещи и природы. Тема года "Наш рукотворный мир"

Второй год обучения позволяет рассмотреть мир вещей как источник историко-культурной информации, традиции и их роль в жизни и искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре (постигаю мастерство как способ выражения духовной культуры). Тема года "Секреты мастеров"

 

Педагоги

Прялухина Любовь Анатольевна - педагог дополнительного образования высшей категории.

Педагогический стаж: 20 лет.

Уровень образования: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет.

Содержание программы

Первый год обучения (144 ч.):

Раздел 1. В природе, в жизни, в мастерской – 50 часов.

Раздел 2 Характер и настроение вещи – 48 часов.

Раздел 3 Гармония вещей дома, в театре, в музее – 46 часов.

 

Второй год обучения (144 ч.):

Раздел 1. Из глубины веков – 50 часов.

Раздел 2. Мастера и подмастерья – 48 часов.

Раздел 3. Творчество, труд, мастерство - 46 часов.

 

Цели программы

Цель: формирование у детей дизайнерского мышления особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из его компонентов.

 

Задачи:

  1. Углубленное (в сравнении с уроками технологии) знакомство с различными материалами (бумага, текстиль, природный материал и др.) и инструментами для их обработки.
  2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, фантазии, интуиции, а также руки и глазомера через формирование практических умений.
  3. Духовно-эмоциональное обогащение личности:
  • формирование представлений о гармоническом единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему;
  • формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;
  • воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.

 

 

Результат программы

1 год обучения

базовые результаты:

Предметные

 

  • Отличать объекты живой и неживой природы, природное от искусственных вещей;
  • Понимать, что в любой вещи, сделанной человеком должны сочетаться конструктивность, целесообразность, вариативность(гибкость) и чувство стиля;
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами;
  • Знать особенности (в том числе и безопасной) работы с разнообразными природными материалами, бумагой, текстилем, кожей, глиной, проволокой, фольгой и т.д.;
  • Использовать выразительные свойства материалов для подчеркивания фактуры, формы, композиционного центра и т.д.;
  • Уважительно относиться к труду собственному и других людей.

 

Познавательные

  • Самостоятельно сбирать нужную информацию из различных источников

Личностные

  • Стремиться сделать красивое, полезное изделие, выполнить работу аккуратно

Регулятивные

  • Уметь работать в едином темпе с группой (произвольность действий на достаточно высоком уровне)

Коммуникативные

  • Понимать пути поддержки товарищей в коллективном творчестве и проектной деятельности

 

Повышенный уровень

Предметные

  • Работать на творческом уровне, уметь внести коррективы и изменения в конечный облик продукта, либо целенаправленно создавать новое, ранее не существовавшее (работа в необычной, новой технике (возможно смешанной)

Познавательные

  • Самостоятельно сбирать, сортировать, отбирать нужную информацию. Самостоятельно работать, используя инструкции.

Личностные

  • Понимать назначение изделия, ставить перед собой цель (зачем делать ту или иную вещь) еще до начала ее изготовления

Регулятивные

  • Понимать, что каждую часть работы надо выполнить в четко ограниченные сроки, вовремя представить результат (произвольность действий на достаточно высоком уровне)

Коммуникативные

  • Уметь самостоятельно определить свою роль в коллективе, поддерживать товарищей в совместном творчестве, тактично относиться к ним.

 

 2 год обучения

базовые результаты:

 

Предметные

  • Понимать, что мир вещей – источник историко-культурной информации;
  • Знать традиционные ремесла и народные художественные промыслы России, их сходства и отличия;
  • Различать особенности русского национального фольклора, костюма;
  • Учитывать в работе традиционные и современные способы обработки разнообразных материалов;
  • Безопасно и аккуратно работать с разнообразными материалами и инструментами при создании красивой, нужной вещи.

Познавательные

  • Умение собирать и сортировать информацию из книжных источников, сети интернет, использование собранного материала для выполнения практической работы с возможной помощью педагога

Личностные

  • Желание и стремление сделать красивое, полезное изделие, выполнить работу аккуратно

Регулятивные

  • Произвольность действий на достаточно высоком уровне, ребенок понимает, что каждую часть работы надо выполнить в четко ограниченные сроки, вовремя представить результат.
  • Планировать свою деятельность, самостоятельно находить способы упрощения технологии обработки материалов;

Коммуникативные

  • Участвовать в коллективном творчестве, распределять обязанности, применяя т.о. на практике свои организаторские способности.

 

Повышенный уровень

Предметные

  • Работать на творческом уровне, уметь внести коррективы и изменения в конечный облик продукта, либо целенаправленно создавать нового, ранее не существовавшего (работа в необычной, новой технике (возможно смешанной)

Познавательные

  • Самостоятельно собирать, сортировать, отбирать нужную информацию, в том числе с выходом в социум (грамотное представление результатов поиска и обработки информации для расширенной аудитории). Самостоятельно использовать в работе алгоритм, инструкции, технологическую карту и т.д., а также уметь самостоятельно составить их

Личностные

  • Понимать назначение изделия, ставить перед собой цель (зачем делать ту или иную вещь) еще до начала ее изготовления

Регулятивные

  • Уметь спланировать деятельность не только свою, но и других участников образовательного процесса

Коммуникативные

  • Уметь самостоятельно объединиться в группы, бесконфликтно распределять обязанности, ответственно относиться к своей части работы, понимать, ценить и представлять результат общих усилий как в обработке информации, так и в изготовлении коллективного изделия.

 

Особые условия проведения

В объединение принимаются все желающие.

Материально-техническая база

Для реализации программы «Юный дизайнер» помещение соответствует следующим характеристикам:

- кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами.

- стенды для выставок детских работ, образцов бумаги ручного изготовления и изделий из нее,

- доска,

- специальное оборудование: поролоновые губки, фигурные ножницы, формочки для теста; небольшие куски ДСП, используемые в качестве пресса;

- использованные открытки, офисная бумага; влаговпитывающие материалы: старые газеты, фланель, хозяйственные салфетки и т.д.,

- клей, ножницы, кисточки, ручки, линейки, ластики, карандаши, материалы для декорирования бумаги (засушенные растения, нитки, конфетти, фольга, тесьма, шнуры, сетка, лента шёлковая, бросовый материал),

- в качестве дополнительного оборудования могут использоваться компьютер, для проведения релаксации и просмотра презентаций и иллюстраций по экологической тематике.

- для безопасного проведения занятий помещение оборудовано огнетушителем. На стене помещаются памятки "Правила безопасного поведения в мастерской".

 

Информационное обеспечение:

- аудио-, видео-, фото-, интернет источники

Видео

[ "" ]