Программа «Знать. Беречь. Множить», стартовый уровень

Первый курс «Ознакомление с окружающей природой». В рамках этого курса дети учатся видеть и понимать мир растений и животных, их взаимосвязь друг с другом и с неживой природой, а также учитывать влияние человека на окружающую среду.

 

Программа курса «Природа Новосибирской области»  способствует формированию осознанного отношения детей к природе, предусматривает активное и посильное участие учащихся в природоохранных мероприятиях. Курс предусматривает использование материалов проекта «Видео в краеведении», осуществляемый Новосибирским краеведческим музеем при поддержке Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО.

 

Проект наглядно показывает, как у нас в городе и его окрестностях загрязнен воздух, малые реки, озёра, исчезают многие уникальные виды растений и животных. На втором году обучения уделяется больше внимания проблемам экологического образования, поскольку в первую очередь от экологического сознания людей зависит их практическое отношение к природе.

Педагоги

Судакова Татьяна Михайловна – педагог дополнительного образования, аттестована на соответствие занимаемой должности. Закончила Новосибирский государственный педагогический институт, квалификация "Учитель биологии, химии". Педагогический стаж 39 лет. Имеет большой опыт работы с детьми разных возрастов.

 

Сведения о курсах повышения квалификации:

  •  ГАУ ДПО НСО «НИПКиПРО», по программе «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования», в размере 108 часов. На базе, в 2017 г.

 

Достижения педагога:

  • Дипломант Всероссийского конкурса методических материалов и творческих работ «Цветами улыбается земля» 2017 г.
  • Дипломант Всероссийского конкурса методических материалов и творческих работ"Цветами улыбается земля«2017 год.
  • Публикация статьи «Хвойные на территории Первомайского района» в журнале «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области», декабрь 2017 г.
  • Публикация статьи «По следам на снегу». Животные первомайского района" в 85 выпуске (2019 г.) электронной газеты «Интерактивное образование»-официальное издание департамента образования мэрии города Новосибирска.

 

Достижения обучающихся:

  • Диплом 1 и 2 места в городском турнире «Седьмой лепесток», 2019 г.
  • Диплом 3 места городской экологической игре младших школьников «Юниорчики», 2019 г.
  • Участники городской научно-практической конференции школьников "Мое первое мое первое исследование", 2018- 2019 г.г.

 

 

Содержание программы

Разделы программы:

  1. Сезонные изменения в живой природе - 2 ч.
  2. Комнатные растения - 2 ч.
  3. Природа зимой - 3 ч.
  4. Наши питомцы - 2 ч.
  5. Аквариум и его обитатели - 1 ч.
  6. Природа весной - 2 ч. 
  7. Что такое растения - 2 ч.
  8. Корни, стебли и прочее - 2 ч.
  9. Классификация растений - 2 ч.
  10. Практическая работа по выращиванию растений - 2 ч.
  11. Уход за животными - 2 ч.
  12. «Активная наука» - 2 ч.
  13. Учимся наблюдать и задавать вопросы - 2 ч.
  14. Учимся классифицировать - 2 ч.
  15. Учимся измерять - 2 ч.
  16. Учимся искать закономерности и изобретать - 2 ч.
  17. Учимся принимать решения - 2 ч.
  18. Вода, воздух - 2 ч.Итого: 36 часов.

Цели программы

Создание условий для развития познавательного интереса к окружающей природе и основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

 

Задачи.

Образовательные:

  • Дать общее представление о природе и её объектах.
  • Сформировать представление о Земле как о Доме для всех живущих в нём.
  • Изучить природу родного края, освоить методы оценки её состояния.
  • Находить объективно существующие в мире связи и закономерности, формулировать проблемы и искать варианты их решения.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к миру природы.
  • Воспитывать у детей чувство любви к объектам природы, аккуратность, терпение по отношению к животным, к окружающим людям.

Развивающие:

  • Развивать интерес к познанию природы.
  • Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, образное мышление.
  • Развивать наблюдательность, исследовательские навыки.

 

Личностные:

  • сформировать  ответственное отношение к занятиям, дисциплинированность;

  •  

    сформировать бережное отношение к растениям и животным;

  • формировать осознание важности вести здоровый и безопасный образ жизни.

Результат программы

 В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • особенности сезонных явлений в живой природе;

  •  

    жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы) и их типичных представителей в местной флоре;

  •  

    основных животных местной фауны.

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • делать простейшую коллекцию;

  •  

    находить нужную информацию, готовить на ее основе не сложное устное выступление, составлять мини-рассказы;

  •  

    изготовить простейшую кормушку.

 

Личностные результаты:

  •   развито ответственное отношение к занятиям, дисциплина;
  •   сформировано бережное отношение к растениям и животным;
  •   сформировано осознание важности вести здоровый и безопасный образ жизни.

Особые условия проведения

Занятия проводятся на базе МБУДО ДДТ "Первомайский"

Материально-техническая база

Имеется в наличие материально-технические оснащение и учебный кабинет

  • учебный кабинет, столы, стулья;
  • пластиковая доска;
  • организован зимний сад и живой уголок;
  • растениями и животными (канарейки, попугаи), аквариумы.
  • библиотека специальной литературы,
  • фото и видео камера; 
  • мульти и медиа аппаратура.

 

Информационное обеспечение

  Нормативные документы и материалы, на основе которых    разрабатывалась программа:

  • Должностные инструкции педагогов дополнительного образования МБУДО ДДТ «Первомайский».
  • Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая   разноуровневые) / Методические рекомендации по разработке и реализации. / ГАУ ДО НСО «Областной центр развития творчества детей и юношества». – Новосибирск, 2018. – 60с.
  • Золотарева А. В., Мухамедьярова Н. А., Пикина А. Л., Тихомирова Н. Г. Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: Учебное пособие / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014.
  • Конвенция о правах ребенка, Генеральная Ассамблея ООН, 20.11.1989 г.  (ратифицирована  постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 №1559-1).
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ ОТ 04.09.2014 г. №1726-р.
  • Куприянов Б. В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования. [Электронный ресурс] = ipk74.ru/kafio/kvdo/download/32/
  • О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ: Письмо директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015г. № 09-3564.
  • О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования науки России от 11.12.2006г. № 06-1844.
  • Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.
  • Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196.
  • Правила внутреннего трудового распорядка в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Новосибирска «Дом детского творчества «Первомайский».
  • СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014г. № 41.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р.