Программа естественно-научной направленности «Экология и химия»

Образовательная программа «Экология и химия» единственная программа дополнительного образования в районе, объединяющая два раздела: экологию и химию. Занятия по программе проводятся на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чистоозерной средней общеобразовательной школе № 1» Чистоозерного района Новосибирской области.

 

Программа способствует развитию естественнонаучных знаний, приобщает их к видению химических аспектов экологии. В рамках программы обучающиеся не только глубже знакомятся с проблемами охраны природы в масштабе планеты, но и приобретают практические умения и навыки по химическому контролю окружающей среды.

 

Занимаясь исследовательской обучающие деятельностью, получат возможность ближе познакомиться с природой родного края; научатся добывать материал для исследования, сопоставлять, анализировать, работать с приборами, делать выводы.

Программа рассчитана на один год обучения.

Педагоги

Манюк Наталья Юрьевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Стаж педагогической работы 16 лет, стаж работы в дополнительном образовании 1 год.

Уровень образования: Павлодарский педагогический институт.
Специальность и квалификация по диплому: Учитель биологии и химии средней школы.


Повышение квалификации:

- «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде», 01.09.13-30.09.2013 г.
- «Актуальные проблемы методики обучения химии в школе», 01.09.13-30.05.14 г.
- «Создание презентаций в программе PowerPoint», 01.09.13-30.05.14 г.
- «Традиции и новации в преподавании химии», 72 часа, ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», 13.06-15.09.2016 г.

- «Оказание первой помощи», 16 часов, 23.06.2017-30.06.2017 г, «Образование Сибири».
- «Организация образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», 16 часов, АНО ДПО «Образование Сибири», 2018 г.

Содержание программы

Учебный план (на 1 год обучения).

Раздел № 1. «Введение» - 2 часа.

Раздел № 2 «Экология и человек» - 18 часов.

Раздел № 3 «Связь экологии и химии» - 8 часов.

Раздел № 4 «Источники загрязнения окружающей среды и их воздействие на человека» - 62 часа.

Раздел № 5 «Химические элементы в биосфере» - 26 часа.

Раздел № 6 «Химическая угроза будущему» - 24 часа.

Раздел № 7 «Учебно-исследовательская деятельность. Главные особенности» - 152 часа.

Раздел № 8 «Подготовка и защита учебно-исследовательских проектов» - 36 часа.

 

Содержание программы

Раздел № 1. «Введение». 2 часа

Введение. Инструктаж по ТБ. Зачем нужно изучать природу? Что такое экология?

План работы ДО на год. Права и обязанности члена ДО. Инструктаж по ТБ. Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология – наука, изучающая взаимосвязи в природе. Разумное вмешательство человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы.

Раздел № 2 «Экология и человек». 18 часов

Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы. Человек и биосфера. Уровни экологических проблем: локальный, региональный, глобальный.

Раздел № 3 «Связь экологии и химии». 8 часов

Взаимосвязь экологии и химии. Связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями.

Раздел № 4 «Источники загрязнения окружающей среды и их воздействие на человека». 62 часа

Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды. Характер воздействия вредных веществ на человека: общетоксическое, раздражающее, аллергическое, с отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное). Нормирование загрязнений окружающей среды, понятия и критерии нормирования: ЛД, ЛК, ПДВ, ВДК. Решение заданий на расчет ПДК.

 

Основные источники загрязнения атмосферы и современные способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция, конденсация, катализ).

 

Источники загрязнения гидросферы и современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биологические). Источники загрязнения литосферы, проблема городских и промышленных свалок и пути ее решения.

Раздел № 5 «Химические элементы в биосфере». 26 часов

Химические элементы и их соединения в биосфере. Биохимические циклы элементов. Биологическая роль и круговороты важнейших неметаллических элементов в биосфере – кислорода, серы, азота, фосфора, углерода. Биометаллы – магний, кальций, железо, калий, натрий – их роль в жизнедеятельности организмов. Антропогенные источники тяжелых металлов. Органические вещества в жизни растений. Взаимодействие растений и животных посредством органических веществ (красители, пахучие вещества, ферромоны).

 

Токсичность и пути воздействия некоторых органических веществ (спирты, фенолы, альдегиды, альдегиды, полициклические углеводороды) на организм человека. Нефть, уголь и охрана окружающей среды.

Раздел № 6 «Химическая угроза будущему». 24 часа

Решение задач, упражнений с экологическим содержанием. Экологические проблемы современности. Диоксины. Химическое оружие. Проблема радиоактивности окружающей среды. Пестициды. Нитраты. Проблема озонового экрана. Кислотные дожди.

 

Раздел № 7 «Учебно-исследовательская деятельность. Главные особенности». 152 часа

Научно – исследовательская и проектная деятельность на занятиях кружка. Требования к оформлению проектных и научно – исследовательских работ.

 

Выбор темы исследовательской работы. Сбор и анализ информации. Составление плана работы над проектом. Выполнение практических работ – сбор материала, его исследование Оформление исследовательских работ.

Раздел № 8 «Подготовка и защита учебно-исследовательских проектов». 36 часов

Создание презентаций.

 

Выступление с выполненными работами перед кружковцами, другими кружками, олимпиаде по экологии, на конкурсах и научных конференциях. Подведение итогов работы.

Цели программы

Развитие у обучающихся ценностного отношения к окружающему миру в процессе экологической, проектно-исследовательской, социально-значимой деятельности, определение роли химии в решении проблем окружающей среды.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

Обучающие:

• развивать познавательный интерес учащихся в приобретении определенных знаний по изучению важнейших вопросов экологического характера;

• развивать навыки проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

• развивать у учащихся навыки работы с научно-популярной и справочной литературой, средствами мультимедиа, интернет – ресурсами;

• приобретать умения сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.

 

Воспитательные:

• формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды, навыков здорового образа жизни;

• развивать учебно-коммуникативные умения, культуру общения и поведения;

• расширять кругозор учащихся.

 

Развивающие:

• развивать мыслительную, аналитическую и логическую деятельность учащихся;

• развивать самостоятельность, ответственность, активность;

• формировать потребность в саморазвитии и творчестве.

Результат программы

В результате реализации программы, обучающиеся будут знать:

- экологические законы, правила, теории научные факты;

- основные токсические продукты промышленности, токсические вещества, используемые в быту;

- осознать единство в системе «природа – человек»;

- основы мониторинга окружающей среды, правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

- организацию рационального природопользования на предприятии;

- технические мероприятия по снижению загрязнения природной среды промышленными выбросами и сбросами сточных вод;

- методы очистки и технологии утилизации промышленных выбросов в окружающую среду;

- нормативно-правовую документацию, ГОСТы в области охраны атмосферного воздуха, водных объектов и почв на предприятиях

 

В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- объяснять причины основных изменений в экосистемах и биосфере под влиянием деятельности человека;

- сформулировать несложные проблемы и провести их опытную проверку, опираясь на знания экологии;

- проводить простые лабораторные опыты, анализировать полученные данные;

- проследить состояние окружающей среды (мониторинг), анализа воздуха, воды, почвы;

- выдвигать гипотезы, отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы, -выполнять измерения, интерпретировать результаты экспериментов, делать выводы, -обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;

- оформить результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, диаграмм, графиков, формулирования выводов;

- собирать информацию по проведенному исследованию;

- планировать и проводить собственные исследования;

- высказывать суждения о роли экологии как науки и учебной дисциплины в современный период, о значении экологического образования биосферы, решения экологических проблем;

- осознавать чувство личной ответственности за сохранения природы.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Материально-техническая база

Учебное помещение соответствует санитарным нормам, расположено в здании муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чистоозерной средней общеобразовательной школе № 1» Чистоозерного района Новосибирской области.

 

Материально-техническое обеспечение:

  • стол для преподавателя;
  • стул для преподавателя;
  • столы ученические;
  • стулья ученические;
  • видеопроектор;
  • экран;
  • ноутбук,
  • электронный микроскоп – 3 шт.;
  • специальное лабораторное оборудование: микроскопы, лупы, предметные и покровные стёкла, комплекты микропрепаратов, колбы, пробирки, планшетки, фильтры, пипетки, электронные весы, биологические коллекции, банки, чашки Петри;
  • конкретизация используемого оборудования и расходных материалов определяется индивидуальными темами исследовательских (проектных) работ обучающихся.

Информационное обеспечение:

  • стенды: инструкция по охране труда, план эвакуации детей;
  • методический комплекс;
  • специальная литература.

Педагогические технологии, используемые в программе:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология группового обучения;
  • технология коллективного взаимообучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология исследовательской деятельности;
  • технология проектной деятельности.

Дидактические материалы, используемые в программе - раздаточные материалы.