Программа «Звонница»

Данная программа направлена на создание эффективной системы обучения, обеспечивающей вовлечение детей в традиционную обрядовую культуру на основе певческой традиции.

 

В программе учитывается опыт различных исполнителей народной песни, современных фольклорных коллективов и центров народной культуры.

Народное пение рассматривается нами как эффективный путь вхождения ребенка в традиционную обрядовую культуру.

 

Программа дает возможность:

  • Обучить детей народной манере пения, как в сольном, так и в анасамблевом исполнении.
  • Освоить региональные особенности певческой культуры Новосибирской области.
  • Приобщить детей к традиционной культуре.

 

Основная концепционная идея:

  • Привить детям любовь к народной культуре через народное пение.
  • Пробудить генетическую память ребенка у своим историко - культурным корням.
  • Развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.
  • Заложить в ребенка фундаментальные основы духовно - нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоосуществления.

Программа опирается на духовно-нравственные нормы православия она включает изучение гуманитарных и общеэстетических наук, мировой художественной культуры, народоведения.

 

Программа является многоцелевой:

  • Способствует формированию художественного вкуса.
  • Развивает познавательную деятельность.
  • Формирует нравственные качества.
  • Обеспечивает приобретение социального опыта через календарные праздники, концерты.

Педагоги

Воевода Елена Алексеевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, 2015.

Педагогический стаж: 26 лет.

Уровень образования: Новосибирский государственный педагогический университет «Профессиональное обучение (экономика и управление)», 2010.

 

Повышение квалификации:

НИПКиПРО «Художественное образование на этапе перехода к ФГОС», 2014.

 

Учащиеся педагога являются победителями и лауреатами таких мероприятий, как:

2013 Москва. Международный фольклорный фестиваль «Соловушка» Лауреаты I степени.

2014 Новосибирск. Международный конкурс – фестиваль «Драгоценные россыпи» Лауреаты I степени.

2015 Севастополь. Всероссийский фольклорный фестиваль «Хоровод традиций» Лауреаты I степени.

2016 Таганрог. Всероссийский фольклорный фестиваль «Хоровод традиций» Лауреаты I степени.

В августе 2016 года детский фольклорный ансамбль «Звонница» получил звание Образцового.

2017 Алушта. Победители областного этапа Всероссийского конкурса «Живая традиция».

2018 Алушта. Всероссийский фольклорный фестиваль – конкурс «Живая традиция» и конкурс юных вокалистов «Звонкие голоса России»:

- Лауреаты III степени в номинации «Солисты – вокалисты»;

- Лауреаты I степени в номинации «Инструментальное исполнительство».

Содержание программы

Учебный план программы включает в себя следующие темы обучения.

 

1 год обучения:

Вводное занятие.

- Игровой фольклор.

- Роль сказок в жизни детей.

- Дыхание - неотъемлемая часть правильного исполнения песни.

- Попевочный букварь: малообъемные песни (1, 2, 3, 4 звука).

- Дикция. Артикуляция. Их значение при пении.

- Шумовые инструменты.

- Итоговое занятие.

 

2 год обучения:

Длительность - средство музыкальной выразительности.

- Драматизированная игра.

- Потешный фольклор.

- Потешка, пестушка.

- Попевочный букварь (до сексты).

- Скороговорки, загадки.

- Колыбельные песни.

- Цепное дыхание.

 

3 год обучения:

- Динамика - средство музвкальной выразительности.

- Язык русского танца.

- Ритм в фольклоре.

- Хоровод - один из основных жанров русского народного танца.

- Попевочный букварь (до октавы).

- "Святки" (обряд колядования).

 

4 год обучения:

- Песенно - танцевальный фольклор в народном календаре.

- Попевочный букварь.

- Колядки.

- "Святки" (обрядовый праздник).

- Роль календарного фольклора в русских народных сказках.

- Заклички и приговорки.

 

5 год обучения:

- Вводное занятие. Попевочный букварь.

- Календарная обрядовая поэзия.

- Календарно - земледельческие песни.

- "Масленица" (календарно - обрядовый праздник).

- "Веснянка" (обрядовый праздник).

- "Вербное воскресенье".

- "Пасха".

- "Иван Купала" (обрядовый праздник).

Цели программы

Цель программы - выявление и реализация творческих возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно - нравственным развитием.

 

Задачи.

Общеобразовательные:

Овладение навыками певческой и исполнительской традиции различных культурно - эстетических групп населения Новосибирской области.

- Овладение навыками народного звукоподражания, приемами исполнения (огласовки, словообрывы, и др.), освоение говора, диалекта старожильческих групп Сибири, овладение вокально - хоровой техникой (певческое дыхание, опора, резонатор, дикционный навыки, художественная выразительность).

 

Развивающие:

- Развитие голоса, регистра, диапазона, тембра.

- Развитие слуха, музыкальной памяти.

- Развитие вкуса.

- Развитие интереса, культуры общения.

- Нравственное развитие.

 

Воспитательные:

- Научить умению организовать свой труд.

- Научить умению общаться, уступать и слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих образовательных целей.

- Усвоение гуманистических, нравственных норм жизни и поведения.

 

Результат программы

Ожидаемые результаты после I ступени обучения (1, 2 год обучения).

Знать:

- Детский игровой фольклор.

- Устройство и принципы работы голосового аппарата.

- Основы музыкальной грамоты.

- Принципы устройства и звучания шумовых инструментов.

- Скороговорки, загадки, потешки.

Уметь:

Правильно брать дыхание.

- Исполнять малообъемные песни.

- Слушать произведения, определять их жанр и характер.

Воспитывать в себе:

- Умение видеть прекрасное в народном творчестве.

- Бережное отношение к народной песне.

- Нормы поведения в быту и обществе.

- Культуру общения.

 

Ожидаемые результаты после II ступени обучения (3, 4 год обучения).

Знать:

- Приемы звуковедение.

- Основные жанры русского народного танца.

- Жанры фольклора.

Уметь:

Петь в простых и сложных размерах .

- Воспроизводить простейшие ритмические структуры.

- Развивать навыки двухголосного пения.

- Закреплять навыки ансамблевого пения.

Воспитывать в себе:

- Адекватную самооценку.

- Высокий уровень познавательной активности.

- Стремление к самовыражению через творчество.

- Умение отстаивать собственную точку зрения.

- Уверенность в собственных силах.

 

Ожидаемые результаты после III ступени обучения (5 год обучения).

Знать:

- Историю русского народного костюма Липецкого края.

- Традиционные народные праздники и обычаи, связь с ними.

- Календарно - обрядовую поэзию.

- Традиционные жанры народной песни.

- Особенности исполнения казачьих песен.

- Творчество профессиональных русских народных хоров.

Уметь:

- Владеть всеми видами звуковладения.

- Петь с сложных и сложно - составных размерах.

- Слышать свои ошибки и исправлять их.

- Владеть навыками сценической культуры.

- Владеть навыками трехголосного пения.

- Владеть вокально - певческими навыками.

- Петь произведения a - capella.

- Слышать свой голос в хоровой вертикали.

Воспитывать в себе:

- Профессиональное отношение к костюму, сценическому реквезиту.

- Устойчивый интерес к песенному творчеству.

- Толерантность как навык культуры общения.

- Осознанное самоопределение в профессиональном выборе.

- Способность к поиску новых источников информации по интересующим вопросам.

- Социальную востребованность.

- Коммуникабельность.

Особые условия проведения

Нет.

Материально-техническая база

Материально - техническая база:

- Кабинет для занятий.

- Зал для проведения репетиций, массовых мероприятий и концертов.

- Аудио-, теле-, видеоаппаратура.

- Игровой инвентарь.

- Музыкальные инструменты.

- Фотоаппарат, видеокамера.

- Концертные костюмы (сценические).

- Транспорт.

Стоимость

Занятия бесплатные.