Программа «Театр, где играют дети»

  • (23)

Новизна образовательной программы «Театр, где играют дети» заключается в том, что для данного направления деятельности разработаны характеристики, критерии эффективности, формы отслеживания предметно-деятельностных и ключевых компетенций, формируемых на занятиях в процессе деятельности.

 

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.

 

Отличительной особенностью данной образовательной Программы от, например, дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Скоморох идет по свету» эстрадно – драматической студии «Скоморох», автор Кабанова Т.П. и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр начинается...», автор Пинчук О.Н. является тот факт, что Программа ориентируется на свободу самостоятельной творческой деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль).

 

Функция педагога заключается в создании разнообразной пред­метной среды, обеспечивающей воспитаннику выбор деятельности, ко­торая соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Кроме этого, регулярно отслеживаются результаты сформированности как предметно-деятельностных компетенций, так и ключевых по определённым критериям и показателям, с разработанными уровнями и степенями развития.

Педагоги

Суржа Ирина Борисовна
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Стаж работы 26 лет

 

Достижения педагога

  • Победитель Регионального конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Художественная», 2014 г.
  • Занесена на Доску почёта Заельцовского района города Новосибирска за плодотворную профессиональную деятельность на благо Заельцовского района города Новосибирска по итогам работы за 2014 год
  • Награждена памятным знаком «За труд на благо города» в честь 120-летия со дня рождения города Новосибирска
  • Диплом I степени Регионального конкурса творческих педагогических проектов «Так зажигают звёзды». «УЧСИБ» XXII выставка образования, 2014 г.
  • Большая золотая медаль выставки УчСиб – 2016 за проект «Формирование духовно-нравственной и эстетической компетенции учащихся в условиях театральной студии УДОД»
  • Лауреат конкурса «Лучший педагог Новосибирской области», 2017 г.

Достижения коллектива

  • Звание «Звезда фестиваля» XXIII фестиваля детского и юношеского театрального творчества «Времён связующая нить» за спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде», 2014 г.
  • ГРАН-ПРИ в номинации «ТЕАТР» XXXVII Международного фестиваля-конкурса детских, юношеских, молодёжных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ЗВЕЗДА» за спектакль «Моё взрослое детство», 2015 г.
  • ГРАН-ПРИ (АБСОЛЮТНОЕ) 65 Международного фестиваля-конкурса детских, юношеских, молодёжных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ЗВЕЗДА» за спектакль «РАДУЙСЯ», 2017 г.
  • Лауреат 28 фестиваля детского, юношеского и молодёжного театрального творчества «Времён связующая нить» за спектакль «Цветик-семицветик», 2019 г.
  • Лауреат Международного фестиваля Детско-юношеского творчества «Новогодняя фантазия» в рамках Международного фестивального движения «Подснежник» за спектакль «Цветик-семицветик», 2020 г.

Содержание программы

Первый год обучения (144 часа):

  1. Знакомство с театром как видом искусства – 6 ч.
  2. Многообразие выразительных средств в театре – 3 ч.
  3. Импровизационный метод существования на сцене (этюды) – 12 ч.
  4. Эмоции и умение владеть собой у актера – 12 ч.
  5. Сценическое внимание – 12 ч.
  6. Театральная драматургия – 6 ч.
  7. Сценическая речь – 16 ч.
  8. Музыкальный театр – 16 ч.
  9. Сценическая память актера – 16 ч.
  10. Общение как способ актерского существования – 12 ч.
  11. Логика действий и пространственное воображение актера – 12 ч.
  12. Искусство быть зрителем – 6 ч.
  13. Подготовка отчетного мини-спектакля −14 ч.
  14. Теоретическое обобщение пройденного материала – 12 ч.

Второй год обучения (216 часов):

  1. Углубление представлений о театре как виде искусства – 8 ч.
  2. Музыка как средство художественной выразительности в театральном искусстве – 10 ч.
  3. Импровизационный метод существования на сцене (этюды) – 18 ч.
  4. Развитие органичности поведения на сцене – 21 ч.
  5. Выполнение актером режиссерской задачи – 30 ч.
  6. Пьеса и сценарий как драматургический материал спектакля – 6 ч.
  7. Развитие сценической речи – 18 ч.
  8. Сценическое движение – 18 ч.
  9. Театральные игры. «Гимнастика чувств» – 17 ч.
  10. Общение как способ проявления характера персонажа – 10 ч.
  11. Работа над ролью в спектакле – 14 ч.
  12. Искусство быть зрителем – 10 ч.
  13. Подготовка отчетного мини-спектакля – 34 ч.
  14. Теоретическое обобщение пройденного материала – 2 ч.

Третий год обучения (288 часов):

  1. Сфера диалога и сфера игры – 10 ч.
  2. Сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры – 10 ч.
  3. Создание драматургического произведения совместно с детской группой – 101 ч.
  4. Действие – 40 ч.
  5. Актёрское мастерство – 28 ч.
  6. Сценическая речь – 25 ч.
  7. Пластика – 12 ч.
  8. Сценическое движение – 3 ч.
  9. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации – 22 ч.
  10. История про театр – 11 ч.
  11. Средства выразительности в театре (Грим. Пастиж. Костюм) – 3 ч.
  12. Сценография – 10 ч.
  13. Техника сцены – 2 ч.
  14. Театральные игры – 12 ч.

Цели программы

Создание условий для формирования личности ребенка, способной к реализации творческого потенциала средствами театрально-сценического искусства.

 

Задачи программы.

Личностные:

  • воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа, стремление к развитию и совершенствованию духовно-нравственных качеств;
  • формировать коммуникативную и социальную культуру поведения, внимание и уважение к другим, способность действовать в команде;
  • воспитывать самостоятельную, творчески мыслящую личность через предоставление свободы выбора в создании собственного замысла, в работе над ролью, через формирование способности анализировать и соотносить результаты собственного творчества с работами других обучающихся и мастеров театра;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции через овладение разными социальными ролями в совместной и самостоятельной деятельности в контексте занятий театрально-сценическим творчеством;
  • формировать культуру зрительского восприятия, нормы поведения в коллективе и в общественных местах.

Метапредметные:

  • развивать воображение и творческий потенциал личности обучающихся через индивидуализацию обучения;
  • развивать способность к анализу и рефлексии в процессе деятельности;
  • развивать основы саморегуляции, способы управления своими состояниями и настроением в процессе работы над ролью;
  • способствовать развитию уверенности в собственных возможностях через формирование навыков публичных выступлений (этюды, мини-спектакли, спектакли).

Предметные:

  • дать представление о театре как виде искусства, познакомить с его основами, историей, многообразием выразительных средств;
  • обучить техническим приемам актерского мастерства и сценическому взаимодействию, практическому применению специальных знаний, умений и навыков в процессе коллективной творческой деятельности;
  • формировать устойчивую мотивацию к деятельности через приобщение к театрально-сценическому искусству.

Результат программы

По окончании обучения у обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- сформированный интерес к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой;

- самостоятельная, творчески мыслящая личность свободная в создании и воплощении собственного замысла;

- способности анализировать и соотносить результаты собственного творчества с работами других обучающихся и мастеров театра;

-умение соблюдать театральный этикет на сцене и в зрительном зале.

Метапредметные результаты:

по окончании обучения обучающиеся будут уметь:

- свободно взаимодействовать с партнером;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах;

-свободно импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память;

- анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла;

- способны управлять своими состояниями и настроением в процессе работы над ролью;

- свободно и раскрепощенно чувствовать себя на сцене.

Предметные результаты:

по окончании обучения обучающиеся будут знать:

- о театре как виде искусства, знакомы с его основами, историей, многообразием выразительных средств;

-7-10 скороговорок.

По окончании 3 года обучения обучающиеся будут уметь:

- поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно;

- выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира;

- выполнять упражнения по памяти физических действий;

- передавать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела;

-оправдывать установленные мизансцены;

-точно соблюдать авторский текст.

Особые условия проведения

Ограничения по возрасту. Набор в студию с 7 до 18 лет.

Ограничения по состоянию здоровья. Многочасовые репетиции с большой физической нагрузкой, рассчитанные на детей с неограниченными возможностями здоровья. Поэтому, обязательно наличие справки от врача о допуске к занятиям с физическими нагрузками.

Материально-техническая база

Учебное помещение: просторное помещение для репетиций творческих проектов (театрально-концертный зал со сценой) и кабинет с зеркалами для проведения занятий по актерскому мастерству.

 

Материально-техническое обеспечение:

  • планшет, ноутбук, блютуз-колонка – портативная акустика стерео для ведения занятий, видео и аудиомонтажа;
  • мультимедийное оборудование для просмотра и анализа выступлений;
  • музыкальный инструмент (фортепиано);
  • сценические декорации и реквизит;
  • фоно- и видеотека;
  • костюмерная.

Информационное обеспечение:

  • методические рекомендации:
  • по культуре и технике речи;
  • по развитию актёрских способностей детей школьного возраста;
  • по театральной игре;
  • "100 творческих конкурсов".

Педагогические технологии, используемые в программе:

  • театрально-педагогические технологии, в которых общеразвивающий характер театральной педагогики соотносится с психодраматическим подходом и арттерапией, что позволяет реализовать не только воспитательную, образовательную и художественно-эстетическую функции театрального искусства, но и социально-психологическую;
  • технология группового обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология игровой деятельности;
  • коммуникативная технология обучения;
  • технология коллективной творческой деятельности;
  • технология образа и мысли;
  • здоровьесберегающая технология.

Дидактические материалы, используемые в программе:

  • мячики («Школа Мяча», жонглирование);
  • палки (для развития моторики);
  • скакалки;
  • стаканы;
  • камушки;
  • настольные игры.

Видео

[ "", "" ]