Программа «Развиваем речь и говорим правильно»

В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость разработки специализированной программы по коррекции данных нарушений.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фенетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

 

В содержании логопедической программы учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач диффе­ренцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.

Педагоги

Швейгерт Валентина Викторовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Расписание

При составлении расписания учитываются пожелания родителей: наиболее удобный день занятия и время.

Содержание программы

Занятия проводятся с учетом нарушения речи у ребенка

Учебный план (коррекция свистящих)

  1. Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».
  2. Логотренинг «Знакомство с домиком Язычка».
  3. Логотренинг «В гостях у Язычка».
  4. Логотренинг «Прогулка Язычка».
  5. Логотренинг «Друзья Язычка. Возвращение домой».
  6. Логотренинг «Язычок в гостях у Свистящей семейки».
  7. Звуки С, С’.
  8. Выполнение контрольных упражнений.
  9. Звуки З, З’.
  10. Наблюдение; Выполнение контрольных упражнений.
  11. Звуки Ц – С.
  12. Наблюдение; Выполнение контрольных упражнений.

Цели программы

Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами

 

Задачи:

Образовательные:

- нормализо­вать процесс фонемообразования;

- подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения;

- развивать понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

- развивать понимания произносительной стороны речи;

- развивать понимания самостоятельной развернутой фразовой речи.

 

Личностные:

- развитие вербальной памяти;

- развитие ассоциативного мышления;

- зрительной и слуховой памяти;
- зрительного и слухового внимания;
- воображения;
- ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

- развитие связной речи;

- развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка.

  

Метапредметные задачи:

Познавательные:

  1. Сенсорное развитие.
  2. Развитие психических функций.
  3. Формирование целостной картины мира.
  4. Формирование познавательно-исследовательской деятельности.

 Регулятивные:

  1. Формирование общепринятых норм поведения.
  2. Формирование гендерных и гражданских чувств.
  3. Развитие игровой деятельности (подвижные игры, пальчиковые игры, словесные игры).
  4. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

 Коммуникативные:

  1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.
  2. Освоение детьми разными видами деятельности.
  3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
  4. Формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Результат программы

Образовательные результаты 

Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры.

 

Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с речевыми нарушениями. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.

 

В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

 

Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

 

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

 

  1. Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  2. Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  3. Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  4. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  5. Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  6. Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  7. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  8. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  9. Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  10. У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

 

Дети должны уметь:

  • понимать обращенную речь в соответствии с парамет­рами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; сложными предложениями, вла­деть навыками объединения их в рассказ;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми рас­пространенными и владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагатель­ных от существительных и глаголов, уменьшитель­но-ласкательных и увеличительных форм существи­тельных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятель­ную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существитель­ных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме­ний и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и пе­чатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

 

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Общим результатом освоения программы является освоение программы на 100% воспитанниками.

Особые условия проведения

Основные формы организации коррекционного процесса:

  • индивидуальные занятия;
  • занятия в микрогруппах. 

Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях педагог имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

 

На данных занятиях воспитанник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

 

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

  • совершенствование мимической моторики;
  • совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в учебном кабинете МКОУ ДО «Дом детского творчества»

Кабинет соответствует всем нормам и требованиям СанПин. Кабинет обеспечен дидактическим материалом, учебными пособиями, играми.

 

Для проведения занятий созданы необходимые условия:Светлое помещение;

  • Стол и стулья для воспитанника.
  • Шкаф для пособий.
  • Индивидуальные зеркала.
  • Песочные часы.
  • Материалы по обследованию речи детей.
  • Методическая литература по коррекции речи детей.
  • Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи.
  • Учебно-методические планы и другая документация.
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.