Программа «Заветы мастера»

Программа «Заветы мастера» предусматривает у учащихся формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, создание условий для развития творческого потенциала в процессе изготовления художественных изделий из древесины, фанеры и бересты. Программа реализуется в творческой мастерской «Мастер ОК». Творческая мастерская подразумевает обучение детей различным видам декоративно-прикладного творчества народов Сибири. В условиях мастерской находят решение вопросы гармоничного развития и творческой самореализации обучающихся. Программа «Заветы мастера» поможет осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание подростков, воспитывать в них любовь и патриотизм к родине, к традиционному народному искусству.

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность.

Актуальность программы.

Программа «Заветы мастера» предусматривает изучение материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком, сложном уровне. Программа предполагает совместную работу учащихся с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность. Знакомство учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Приобщение к народным традициям художественной обработки древесины и бересты, выжиганию и выпиливанию лобзиком представляют в этом плане широкие возможности.

Программа «Заветы мастера» дает возможность развития у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Учащиеся, которые занимаются художественной обработкой древесины и бересты, выжиганием и выпиливанием лобзиком учатся фантазировать, составлять композиции, а значит, готовятся к самостоятельному проявлению

творчества в любом виде труда.

 

Педагоги

Савин Анатолий Васильевич, педагог дополнительного образования.

Образование: высшее, 1991 НГПУ, квалификация «учитель общетехнических дисциплин и труда» по специальности «Общетехнические дисциплины и труд».

Педагогический стаж работы: 28 лет.

 

В 2017 году прошёл курсы повышения квалификации по теме «Проектно – исследовательская деятельность педагога дополнительного образования» – 72 часа.

Сертификат слушателя мастер-класса «Декоративно-прикладное творчество в учреждениях дополнительного образования детей» в рамках I областного фестиваля «Молодые дарования Сибири» проходившего на базе МБУ ДО «Чановская ДШИ» 14 марта 2018 г. - 4 часа.

Благодарность Директора ДЮЦ «Гармонии» за участие в проведении тематической недели «Поклонимся великим тем годам...» посвященная дню Победы. 2018г.

Диплом МКУК «Чановского краеведческого музея» за участие в проекте «Мастера земли Чановской» с персональной выставкой Деревянных дел мастер» август 2018г.

Благодарность Отдела культуры и молодёжной политики администрации Чановского района за участие в выставки изделий художественных промыслов и ремёсел декоративно - прикладного искусства «Умелые руки народов Сибири», организацию и проведение мастер - класса. 04.11.2019г.

Сертификат слушателя мастер - класса по декоративно - прикладному искусству «Современные техники и виды ДПИ» в рамках II Областного фестиваля молодых дарований "Таланты земли Сибирской» 13. 12.2019г. - 4 часа.

Диплом III степени Министерства культуры НСО Областного центра русского фольклора и этнографии XII фольклорно- этнографического областного фестиваля «Сибирская глубинка» в номинации «Сибирь мастеровая». За вклад в сохранение традиционной культуры. 2020г.

В 2020 году прошёл курсы  повышения квалификации по теме «Содержание и организация деятельности педагога с детьми с особыми возможностями здоровья» - 108 часов.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Материалы и их свойства. Породы древесины. Пороки древесины, бересты и фанеры – 2 ч.
  3. Инструменты и приспособления, используемые для обработки древесины, фанеры и бересты – 2 ч.
  4. Заточка и правка режущих инструментов – 2 ч.
  5. Виды резьбы по дереву − 4 ч.
  6. Приёмы и технология резьбы по дереву −10 ч.
  7. Изготовление поделок (творческая работа по всем видам резьбы) – 28 ч.
  8. Виды выжигания по дереву, фанере, бересте – 2 ч.
  9. Приёмы и технологии выжигания – 2 ч.
  10. Изготовление поделок в технике выжигания – 22 ч.
  11. Приёмы и технологии выпиливания −2 ч.
  12. Изготовление поделок в технике выпиливания – 2 ч.
  13. Изготовление поделок в технике выпиливания − 20 ч.
  14. Приёмы и технологии работы с берестой −10 ч.
  15. Изготовление поделок из бересты − 28 ч.

Всего: 144 часа.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву − 2 ч.
  3. Инструменты и приспособления используемые для обработки древесины, фанеры и бересты − 2 ч.
  4. Заточка и правка режущих инструментов – 2 ч.
  5. Виды резьбы по дереву − 4 ч.
  6. Приёмы и технологии резьбы по дереву − 6 ч.
  7. Изготовление поделок на заданную тему (по всем видам резьбы) −32 ч.
  8. Виды выжигания по дереву, фанере и бересте − 2 ч.
  9. Приёмы и технологии выжигания – 6 ч.
  10. Изготовление поделок – 26 ч.
  11. Изготовление поделок в технике выжигания «Мои любимые сказки» – 26 ч.
  12. Приёмы технологии выпиливания − 2 ч.
  13. Выпиливание.Кухонные принадлежности − 20 ч.
  14. Приёмы и технология работы с берестой − 6 ч.
  15. Изготовление украшений из бересты − 32 ч.

Всего: 144 часа.

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Художественная обработка древесины – 2 ч.
  3. Инструменты и приспособления используемые для обработки древесины, фанеры и бересты − 2 ч.
  4. Заточка инструментов для работы − 4 ч.
  5. Виды резьбы по дереву − 4 ч.
  6. Приёмы и технологии резьбы по дереву − 6 ч.
  7. Изготовление поделок из древесины − 30 ч.
  8. Виды выжигания по дереву, фанере и бересте −2 ч.. Приёмы и технологии выжигания – 6 ч.
  9. Изготовление поделок в технике выжигания. Творческая работа учащихся − 24 ч.
  10. Приёмы технологии выпиливания − 2 ч.
  11. Изготовление изделий по выпиливанию. Творческая работа учащихся – 20 ч.
  12. Приёмы и технология работы с берестой − 6 ч.
  13. Изготовление изделий из бересты. Творческая работа учащихся −36 ч.

Всего: 144 часа.

Цели программы

Цель: Развитие у учащихся умение, интерес и творческую активность при помощи художественной обработки фанеры, древесины и бересты, а также таких природных материалов, как коренья, сучки кустарников, наросты и капы.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучать практическим навыкам художественной обработки древесины и бересты, техническим приемам, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;
  • обучать владению инструментом для резьбы по дереву;
  • знакомить с приемами, технологией и видами выжигания; научить выжигать и выполнять эскизный рисунок в цвете;
  • знакомить с техникой выпиливания; научить детей выпиливать лобзиком;
  • познакомить с инструментами и приспособлениями, применяемыми при обработке бересты; научить учащихся изготавливать изделия из бересты;
  • формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
  • обучать правилам безопасности при обработке художественных изделий.

Развивающие:

  • развивать навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву, по выжиганию, выпиливанию лобзиком и работ из бересты на основе традиций народного искусства;
  • развивать художественный вкус, общую культуру личности;
  • развивать умение давать оценку своей работе.

Воспитательные:

  • приобщать учащихся к истокам русской народной культуры;
  • воспитывать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
  • прививать любовь к традиционному художественному ремеслу.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы учащиеся будут знать:

  • породу древесины;
  • пороки древесины, бересты и фанеры;
  • технику безопасности;
  • приёмы работы при обработке древесины, фанеры и бересты;
  • технику безопасности;
  • виды художественной обработки древесины, фанеры и бересты;
  • соблюдение личной гигиены труда (пиление, строгание, работа с резцами и другими инструментами).

В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

  • выполнять технику безопасности и правила поведения в местах повышенной безопасности;
  • различать виды древесины;
  • пороки древесины, фанеры и бересты;
  • подготавливать самостоятельно материалы к работе;
  • пилить, строгать рубанком;
  • чертить элементы резьбы на дереве, вырезать их при помощи резца;
  • переводить рисунок на фанеру, дерево и бересту;
  • выжигать рисунки;
  • обрабатывать изделие под отделку;
  • лакировать изделие.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы учащиеся будут знать:

  • все виды резьбы;
  • используемые при художественной обработке древесины;
  • технику безопасности при выжигании и выпиливании;
  • технику выжигания и выпиливания;
  • технику проведения отделочных работ и технологию покраски.

В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

  • выполнять все виды резьбы;
  • используемые при художественной обработке древесины;
  • выполнять все приёмы выжигания и выпиливания лобзиком;
  • подготавливать материалы, производить заключительные отделочные работы.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы учащиеся будут знать:

  • как разработать технологическую карту изделия;
  • соблюдая технологию изготавливать изделие;
  • производить финальную отделку изделия.

В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

  • самостоятельно разрабатывать технологическую карту изделия;
  • готовить материал;
  • выполнять изделие согласно технологической карте;
  • презентовать свои творческие работы;
  • оформлять работы для конкурсов, выставок, фестивалей и т.д.

Особые условия проведения

Формирование групп по возрасту и уровню подготовки. 

Материально-техническая база

  1. Наличие оборудованного кабинета.
  2. Методические пособия( методическая литература, пособия и разработки по видам деятельности).
  3. Наглядный материал.
  4. Выжигатели, лобзики, инструменты и приспособления.
  5. Материал для работы (фанера, береста и доски различных пород дерева).
  6. Станки.