Программа «Сольное эстрадное пение» 5 лет

  • (1)

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, оно является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства, вызывая огромный интерес у детей и молодежи. Эстрадная манера пения сформировалась от слияния народного и академического пения, но не смотря на существенные различия с академическим вокалом, эстрадное пение базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.

 

Программа «Сольное эстрадное пение» служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения вокальным исполнительством.

 

Программа направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области эстрадного пения, приобщение к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирования исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью их поступления в профессиональные учебные заведения.

 

В результате этого процесса у детей воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству в частности, обеспечивается приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара.

Содержание программы

Программа комплексная и предполагает изучение следующих предметов: сольное пение, сольфеджио, музыкальная литература, вокальный ансамбль. Программа рассчитана на 5 лет обучения.

 

Предмет по выбору: общее фортепиано (предмет по выбору определяется администрацией школы с учетом мнения педагогического совета и утверждается до начала учебного года).

 

Первый год обучения 3,5 часа в неделю:

  1. Сольное пение – 2 часа.
  2. Сольфеджио – 1 час.
  3. Вокальный ансамбль – 0,5 часа.

По выбору:

  1. Общее фортепиано – 1 час.

Второй год обучения 4,5 часа в неделю:

  1. Сольное пение – 2 часа.
  2. Сольфеджио – 1 час.
  3. Музыкальная литература – 1 час.
  4. Вокальный ансамбль – 0,5 часа.

По выбору:

  1. Общее фортепиано – 1 час.

 

Третий год обучения 4,5 часа в неделю:

  1. Сольное пение – 2 часа.
  2. Сольфеджио – 1 час.
  3. Музыкальная литература – 1 час.
  4. Вокальный ансамбль – 0,5 часа.

По выбору:

  1. Общее фортепиано – 1 час.

 

Четвертый год обучения 5 часов в неделю:

  1. Сольное пение – 2 часа.
  2. Сольфеджио – 1,5 часа.
  3. Музыкальная литература – 1 час.
  4. Вокальный ансамбль – 0,5 часа.

По выбору:

  1. Общее фортепиано – 1 час.

 

Пятый год обучения 5 часов в неделю:

  1. Сольное пение – 2 часа.
  2. Сольфеджио – 1,5 час.
  3. Музыкальная литература – 1 час.
  4. Вокальный ансамбль – 0,5 часа.

По выбору:

  1. Общее фортепиано – 1 час. 

 

Содержание учебного предмета «Сольное пение»:

Учебный предмет «Сольное пение» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области вокального искусства. 

 

Целью предмета «Сольное пение» является развитие музыкально-творческих способностей учащегося, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на произведения различных жанров и форм.  В результате процесса занятий у детей воспитывается осознанное отношение к музыке и вокальному искусству, обеспечивается приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара.

 

Содержание учебного предмета «Общее фортепиано»:

Учебный предмет «Общее фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы.

 

Содержание учебного предмета «Сольфеджио»

Значение предмета сольфеджио в современном учебном процессе трудно переоценить. Нет развитого слуха – нет грамотного исполнителя, активного слушателя и просто любителя музыки. Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.

 

Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать эстетическую красоту и содержание музыкального произведения.

 

Содержание учебного предмета «Музыкальная литература»

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

 

Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы.  Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Цели программы

Цель программы «Сольное эстрадное пение» – развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять вокальные произведения различных жанров и форм.

 

Программа направлена на решение следующих задач:

Воспитательные:

  • привить обучающимся интерес к музыкальному искусству в целом и в частности к вокальному исполнительскому искусству;
  • сформировать критический подход к выбору музыкального материала для самостоятельного творчества;
  • привить желание трудиться с целью повышения исполнительского мастерства.

Развивающие:

  • обогатить слуховой опыт и расширить кругозор в области музыкального исполнительского искусства;
  • сформировать и развить музыкальное мышление;
  • выявить творческие способности обучающегося в области музыкального искусства и их развитие в области сольного исполнительства до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации. 

Обучающие:

  • обучить певческим навыкам (устойчивому певческому дыханию, ровности звучания на протяжении всего диапазона, высокой певческой позиции, точному интонированию, певучести голоса, четкой, ясной дикции, правильной артикуляции);
  • научить выразительному исполнению произведения;
  • обучить навыкам работы с текстом, в том числе, иностранным;
  • навыкам сольного исполнения в сопровождении фортепиано;
  • навыкам работы с фонограммой (минус);
  • научить бережному отношению к собственному голосу. 

Метапредметные:

  • сформировать художественный вкус;
  • обеспечить системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.

Результат программы

В результате освоения программы учащийся будет знать:

  • основы музыкальной грамоты;
  • систему вокально-исполнительских навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
  • основные жанры вокальной музыки (песня, романс, баллада, ария, вокализ, джаз, мюзикл);
  • технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства голосом;
  • функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе вокального аппарата.

В результате освоения программы учащийся будет уметь:

  • самостоятельно определять технические трудности несложного вокального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • самостоятельно, осознанно работать над несложными вокальными произведениями, опираясь на знания законов
  • звукообразования и звуковедения, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над вольным произведением;
  • творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
    на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
    комплексное совершенствование вокальной техники вокалиста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы вокального аппарата;
  • знание музыкальной терминологии;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения вокального произведения, песни;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники вокального исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов.

Будут развиты личностные качества:

  • навыки для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.

Особые условия проведения

Наличие музыкального слуха и голоса. Желательно иметь дома музыкальный инструмент - фортепиано.

Материально-техническая база

Учебное помещение: класс для занятий сольным пением (звукопоглощающее покрытие). Зеркало для работы над сценическим движением, пластикой, мимикой во время пения.


Материально-техническое обеспечение: фортепиано, музыкальный центр; оборудование для работы с аудио- и видеоматериалами, 2-3 микрофона, звукоусилительная аппаратура, колонки, фонограммы к песням, музыкальным спектаклям.

 

Педагогические технологии:

  • игровые технологии (соответственно каждому возрасту учащихся);
  • технологии вокально-исполнительского искусства: распевание (пение учебно-тренировочного материала), певческая установка и дыхание, звукоизвлечение и дикция;
  • работа над интонацией образа (театральная игра);
  • работа с видеорядом (рисунок, произведение живописи).

Дидактические материалы:

  • методические рекомендации для учителей музыки В.В.Емельянов «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования»;
  • наглядно-дидактический материлы;
  • сценарии спектаклей;
  • музыкальный материал для прослушивания;
  • рисунки к детским книгам, иллюстрации произведений живописи;
  • учебные пособия, программы по сценической речи, актерскому мастерству, в частности книга А. Нахимовской «Профессия режиссер. Как создать в школе театральное действие от А до Я»;
  • фонограммы к песням, музыкальным спектаклям.