Программа «Основы детского баскетбола»

Актуальность программы. 

Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в детском периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания является спортивные игры.

Баскетбол – один из наиболее увлекательных, динамичных, массовых видов спорта в мире. Как игра, баскетбол, представляет собой непрерывный двигательный процесс с мячом. Меняя направления движения, спортсмен вырабатывает такие качества как ловкость, выносливость, реакцию, скорость.

 

В движении укрепляется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, развивается эмоциональность, желание достичь победы. Сложность правил игры развивает мышление, мгновенное принятие решений, чувство ответственности. Занятие баскетболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития детей, и способствует решению важных воспитательных задач. Это объясняется динамичностью игры, большой эмоциональностью и не сложным оборудованием.

 

Педагогическая целесообразность программы 

Ведущая роль в решении вышеозначенных проблем играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы, в том числе во внеурочное время. Одним из средств организации такой работы является обучение детей и подростков спортивным играм, в том числе и баскетболу.

 

Баскетбол – популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возмож­ностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

 

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (ос­тановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Про­тивоборство, целями которого являются взятие корзины сопер­ника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важ­ных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносли­вости. В работу вовлекаются практически все функциональные си­стемы его организма, включаются основные механизмы энерго­обеспечения. Достижение спортивного результата требует от игра­ющих целеустремленности, настойчивости, решительности, сме­лости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

 

Отличительной особенностью программы является формирование комфортной образовательной среды, которая воспитывает у детей культуру здорового и безопасного образа жизни на всех возрастных этапах. Реализация данной программы дает возможность обучить основам игры в баскетбол и подготовить резерв для этого вида спорта из среды детей, не включенных в работу специализированных спортивных школ.

 

Данная программа базируется на методических рекомендациях разработанных выдающимися представителями отечественной тренерской школы. Занятия баскетболом, благодаря индивидуальному подходу к особенностям каждого ребенка, позволяют ему ощутить себя в динамике непрерывного физического развития, отражающейся в его спортивных показателях и достижениях и, самое главное, в показателях его физического и психологического здоровья.

 

Данная программа представляет собой адаптированный вариант программ секций баскетбола в специализированных спортивных школах. В ходе адаптации было изменено количество часов на определенные темы образовательной программы, что позволяет привлекать к занятиям более широкий круг школьников.

Педагоги

Лукьянов Сергей Александрович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. 

Стаж педагогической работы 24 года.

 

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2015, ГАОУ ДПО НСО «НИПКиППРО» «Организация воспитательного процесса на основе традиционных для России нравственных ценностей», 108 час.

Расписание

1 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

2 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

3 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

Содержание программы

Учебный план программы 1 год обучения – 108 часов

  1. Физическая культура и спорт в России 1 ч.
  2. Развитие баскетбола в России 1 ч.
  3. Строение и функции организма человека. Влияние на человека движения с мячом 2 ч.
  4. Официальные правила баскетбола и организация соревнований 3 ч.
  5. Оборудование и инвентарь 1 ч.
  6. Общая физическая подготовка спортсмена 24 ч.
  7. Специальная техническая подготовка спортсмена 40 ч.
  8. Тактика игры в баскетбол 17 ч.
  9. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  10. Судейская практика 4 ч.
  11. Участие в соревнованиях 11 ч.

 

Учебный план программы 2 год обучения – 108 часов

  1. Физическая культура и спорт в России 1 ч.
  2. Развитие баскетбола в России 1 ч.
  3. Строение и функции организма человека. Влияние на человека движения с мячом 2 ч.
  4. Официальные правила баскетбола и организация соревнований 2 ч.
  5. Оборудование и инвентарь 1 ч.
  6. Общая физическая подготовка спортсмена 26 ч.
  7. Специальная техническая подготовка спортсмена 42 ч.
  8. Тактика игры в баскетбол 15 ч.
  9. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  10. Судейская практика 4 ч.
  11. Участие в соревнованиях 10 ч.

 

Учебный план программы 3 год обучения – 108 часов

  1. Физическая культура и спорт в России 1ч.
  2. Развитие баскетбола в России 1 ч.
  3. Строение и функции организма человека. Влияние на человека движения с мячом 2 ч.
  4. Официальные правила баскетбола и организация соревнований 2 ч.
  5. Оборудование и инвентарь 1 ч.
  6. Общая физическая подготовка спортсмена 26 ч.
  7. Специальная техническая подготовка спортсмена 42 ч.
  8. Тактика игры в баскетбол 15 ч.
  9. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  10. Судейская практика 4 ч.
  11. Участие в соревнованиях 10 ч.

Цели программы

Подготовить спортивный резерв баскетбола на основе повышения уровня физического развития детей

 

Задачи

Образовательные:

· обучить основам техники и тактики игры в баскетбол;

· обучить навыкам соревновательной деятельности.

 

Развивающие:

· развить специальные физические способности;

· развить навыки соревновательной деятельности.

 

Воспитательные:

· воспитать потребность в укреплении здоровья и закаливании организма;

· воспитать бойцовские качества спортсмена: волю, напористость, выдержку.

Результат программы

По окончании обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы детского баскетбола» обучающиеся

 

Будут знать:

· современное состояние баскетбола в России;

· правила организации и проведения соревнований по баскетболу;

· основы техники и тактики игры;

· основы технической и тактической подготовки;

· спортивную терминологию.

 

Будут уметь:

· выполнять технические приемы баскетболиста;

· выполнять тактические приемы нападения и защиты;

· пользоваться основными приёмами игры в баскетбол (перемещения, передачи мяча, прием мяча, ведение мяча, обманные движения, броски);

· ориентироваться в действиях с партнёрами и соперниками;

· применять изученные способы ведения и передачи мяча, способы остановки мяча в игре;

· взаимодействовать с партнерами по команде;

· ориентироваться при вводе соперниками мяча из-за боковой и лицевой линий.

 

Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:

· воспитание чувства коллективизма, личной ответственности за общее дело;

· формирование морально-волевых качеств;

· развитие стремления к ведению здорового образа жизни;

· формирование коммуникабельности, умения работать и жить в коллективе;

· воспитание патриотизма.

Особые условия проведения

По данной программе могут заниматься все желающие вне зависимости от уровня подготовки, при наличии справки от врача педиатра.

Материально-техническая база

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы детского баскетбола» реализуется на базе МБОУ Гимназии № 1.

 

Согласно договору безвозмездного пользования объектом недвижимости от 01июня 2012 г. № 001493-БП для занятий выделен спортивный зал площадью 274 кв. м. Занятия также проводятся на спортивной площадке гимназии.

 

Для успешной реализации программы имеется в наличие следующие оборудование и инвентарь:

· щиты с кольцами – 2 комплекта;

· щиты тренировочные с кольцами – 4 комплекта;

· шахматные часы – 1 шт.;

· стойки для обводки – 6 шт.;

· гимнастическая стенка – 6 пролетов;

· гимнастические скамейки – 4 шт.;

· скакалки – 15 шт.;

· мячи баскетбольные – 15 шт.;

· насос ручной со штуцером – 2 шт.

 

Методическое обеспечение программы 

Основной принцип построения учебно-тренировочной работы в группах – универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция программы – обучающая, заключающаяся в стремлении создать предпосылки для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижение высокого уровня физической подготовленности на всех этапах тренировочного процесса.

 

Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с конкретными задачами подготовки, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования. Особое внимание нужно уделить физической и технической подготовке учащихся. На протяжении двухлетнего цикла занятий удельный вес отдельных видов подготовки меняется.

 

Если в группах первого года занятий превалирует физическая подготовка, объем которой может доходить до 60-70% всего времени, то в группах второго года рекомендуется увеличение количества часов, отводимых в недельном цикле на техническую, тактическую и интегральную подготовку.

 

Большое внимание уделяется психологической (морально-волевой) подготовке, которая является важным условием успешного решения задач в системе многолетней подготовки баскетболистов. Высокий уровень волевых качеств необходим для достижения эффективности соревновательной деятельности баскетболиста в напряженных игровых ситуациях.

 

Психологическая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. В дальнейшем она тесно связана с соревновательной подготовкой, оказывая существенное влияния на результаты соревновательной деятельности баскетболистов. Выделяют общую психологическую подготовку и подготовку к соревнованиям.

 

Психологическая (морально-волевая) подготовка решает следующие задачи:

- Воспитание высоких моральных качеств, необходимых в условиях напряженной спортивной борьбы.

- Воспитание волевых качеств – целеустремленности и настойчивости, выдержки и самообладания, решительности и смелости, инициативности и дисциплинированности.

- Развитие навыков командных действий.

- Адаптация к условиям соревнований и создание психологической установке на успешное проведение игры.

 

Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов, в том числе: лекций, бесед, диспутов на этические темы, личного примера тренера, побуждения к деятельности убеждением, поощрением, проведения совместных занятий менее подготовленных баскетболистов с более подготовленными (младших со старшими и т. д.).

 

Подготовка юного баскетболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, достижению оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов

Стоимость

Обучение бесплатное