Программа «Волейбол. У истоков мастерства»

Актуальность программы. 

В нашей стране физкультура и спорт ещё, к сожалению, не стали жизненной потребностью большинства людей, поэтому вся система физического воспитания должна строиться так, чтобы способствовать гармоничному развитию человека.

И немаловажно при этом воспитывать в каждом человеке потребность смолоду заботиться о своём физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, обогащая знания о любимых спортивных дисциплинах, личной и общественной гигиене, медицинской помощи. В немалой степени этому способствуют регулярные занятия и соревнования по волейболу.

 

Педагогическая целесообразность программы. 

Достоинства волейбола – в его эмоциональности и зрелищности. В волейболе, как ни в каком другом виде спорта, физические нагрузки находятся в тесной связи со степенью подготовленности играющих. Этим объясняется одинаковый интерес, с которым занимаются им люди самых разных возрастов и профессий.

 

Популярность волейбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Новичок, заинтересовавшись волейболом, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод и начинает заниматься прыжками, бегом, метанием, общеразвивающими и другими видами упражнений. Так волейбол открывает доступ к регулярным занятиям спортом.

 

Отличительные особенности программы. 

По уровню освоения образовательных результатов программа относится к общеразвивающим программам базового уровня.

 

Программа составлена на основе рекомендаций, разработанных ведущими специалистами и нормативных документов Министерства образования РФ и, адаптирована к конкретным условиям работы секции в условиях мест проведения занятий. Тип программы – модифицированная.

 

Новизна программы. 

Основным метод ведения занятия является игровой, как наиболее эффективный метод обучения. Игра является мощным стимулом повышения мотивации у занимающихся.

 

Привлекают такие особенности игрового метода, как:

- ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях (метод позволяет воспроизводить и тщательно регламентировать взаимоотношения между игроками);

- чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения действий (играющие должны владеть различными способами решения возникающих задач, а сформированные у них навыки должны отличаться гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям);

- для достижения успеха в игре участнику приходится использовать целый комплекс действий (бег, прыжки, метание и пр.), причем в самых различных сочетаниях. Все это обеспечивает комплексное воздействие физической нагрузки на организм играющего;

- высокие требования к творческой инициативе в действиях. Вариантность игровых ситуаций требует самостоятельности в выборе наиболее результативных физических упражнений.

Педагоги

Терехова Рита Карлисовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. 

Стаж педагогической работы 20 лет.

 

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2015,ГАОУ ДПО НСО «НИПКиППРО» «Современные технологии физического воспитания школьников при реализации ФГОС». 108 час.

Расписание

1 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

2 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

3 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

4 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

5 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

6 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

Содержание программы

Учебный план программы 1 год обучения – 108 часов

  1. Что такое физическая культура 1 ч.
  2. История возникновения игры волейбол 3 ч.
  3. Места занятий, инвентарь 1 ч.
  4. Правила игры в волейбол 4 ч.
  5. Общая и специальная физическая подготовка 70 ч.
  6. Основы техники и тактики игры 20 ч.
  7. Контрольные игры и соревнования 2 ч.
  8. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  9. Посещение соревнований 3 ч.

 

Учебный план программы 2 год обучения – 108 часов

  1. Физические качества организма 2 ч.
  2. Состояние и развитие волейбола 1 ч.
  3. Гигиенические требования 1 ч.
  4. Правила игры в волейбол 2 ч.
  5. Общая и специальная физическая подготовка спортсмена 58 ч.
  6. Основа техники и тактики игры 34 ч.
  7. Контрольные игры и соревнования 3 ч.
  8. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  9. Посещение соревнований 3 ч.

 

Учебный план программы 3 год обучения – 108 часов

  1. Физическая культура и спорт в России 2 ч.
  2. История возникновения игры в волейбол в России 1 ч.
  3. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль 2 ч.
  4. Правила соревнований 2 ч.
  5. Общая и специальная физическая подготовка спортсмена 50 ч.
  6. Основа техники и тактики игры 40 ч.
  7. Контрольные игры и соревнования 4 ч.
  8. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  9. Посещение соревнований 3 ч.

 

Учебный план программы 4 год обучения – 108 часов

  1. Физическая культура и спорт в мире 1 ч.
  2. Развитие волейбола в Европе 1 ч.
  3. Сведения о строении и функциях организма человека 2 ч.
  4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль 2 ч.
  5. Общая физическая подготовка спортсмена 26 ч.
  6. Специальная техническая подготовка спортсмена 27 ч.
  7. Специальная физическая подготовка спортсмена 30 ч.
  8. Тактика игры в волейбол 8 ч.
  9. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  10. Судейская практика 2 ч.
  11. Участие в соревнованиях 5 ч.

 

Учебный план программы 5 год обучения – 108 часов

  1. Физическая культура и спорт в России 1 ч.
  2. Развитие волейбола в Азии 1 ч.
  3. Сведения о строении и функциях организма человека 1 ч.
  4. Официальные правила волейбола и организация соревнований 2 ч.
  5. Общая физическая подготовка спортсмена 26 ч.
  6. Специальная физическая подготовка спортсмена 25 ч.
  7. Специальная техническая подготовка спортсмена 24 ч.
  8. Тактика игры в волейбол 16 ч.
  9. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  10. Судейская практика 4 ч.
  11. Участие в соревнованиях 4 ч.

 

Учебный план программы 6 год обучения – 108 часов

  1. История Олимпийский игр и их значение 1 ч.
  2. Современный волейбол 1 ч.
  3. Влияние физический упражнений на организм человека 1 ч.
  4. Изменения правил игры волейбол 1 ч.
  5. Общая физическая подготовка спортсмена 24 ч.
  6. Специальная физическая подготовка спортсмена 20 ч.
  7. Специальная техническая подготовка спортсмена 24 ч.
  8. Тактика игры в волейбол 20 ч.
  9. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  10. Судейская практика 6 ч.
  11. Участие в соревнованиях 6 ч.

Цели программы

Содействовать укреплению здоровья и физической подготовленности учащихся, воспитывать нравственные и морально-волевые качества, улучшать технико-тактическую подготовку учащихся, привлекать школьников к систематическим занятиям данным видом спорта.

 

Задачи 

Оздоровительно-развивающие задачи:

· Укрепление здоровья учащихся, гармоничное физическое развитие – формирование правильной осанки, планомерное развитие внутренних органов и систем, укрепление опорно-двигательного аппарата.

· Воспитание гигиенических навыков и привычек, соблюдение режима труда и отдыха, ухода за телом и одеждой.

 

Образовательные задачи:

· Формирование определённых навыков и умений в области физической культуры и спорта. Освоение техники и тактики игры в волейбол.

· Расширение кругозора учащихся в области спорта (исторические и современные сведения).

 

Воспитательные задачи:

· Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов.

· Формирование у детей спортивной этики.

Результат программы

По окончании обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волейбол. У истоков мастерства» обучающиеся.

 

Будут знать:

· историю развития волейбола в России и в мире;

· строение и функции организма человека;

· правила организации и проведения соревнований по волейболу;

· правила оказания первой помощи при травмах;

· гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;

· специальные понятия, терминологию, жестикуляцию.

 

Будут уметь:

· перемещаться по площадке в стойке волейболиста в нападении и в защите;

· технично подавать верхние передачи, подачи снизу;

· технично принимать верхний и нижний мяч;

· выполнять нападающий удар из зоны 4 с передачи партнёра из зоны 3;

· выполнять обманные действия “скидки”;

· выполнять передачи мяча сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара;

· выполнять передачи мяча сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

· выполнять передачу сверху двумя руками в прыжке;

· выполнять верхнюю прямую подачу;

· выполнять нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач;

· выполнять одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2.

 

Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:

· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

· развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

· установка на здоровый образ жизни;

· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им;

· понимание возможности существования различных точек зрения, принятие позиции партнера в общении и взаимодействии.

Особые условия проведения

По данной программе могут заниматься все желающие вне зависимости от уровня подготовки, при наличии справки от врача педиатра.

Материально-техническая база

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волейбол. У истоков мастерства» реализуется на базе МБОУ Гимназии № 1.

 

Согласно договору безвозмездного пользования объектом недвижимости от 01июня 2012 г. № 001493-БП для занятий выделен спортивный зал площадью 274 кв. м. Занятия также проводятся на спортивной площадке гимназии.

 

Для успешной реализации программы имеется в наличие следующие оборудование и инвентарь:

  • Тренажёр для укрепления кистей рук – 2 шт.
  • Прыжковая тумба – 1 шт.
  • Стойки для сетки – 2 шт.
  • Гимнастическая стенка – 6 шт.
  • Гимнастические скамейки – 4 шт.
  • Скакалки – 15 шт.
  • Мячи волейбольные – 15 шт.
  • Насос ручной со штуцером – 2 шт.
  • Мячи набивные – 10 шт.
  • Гантели – 10 шт.
  • Штанга – 2 шт.
  • Резиновые амортизаторы – 4шт.
  • Гимнастические маты – 8 шт. 

Методическое обеспечение программы

Основной принцип построения учебно-тренировочной работы в группах – универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося.

 

Основная тенденция программы – обучающая, заключающаяся в стремлении создать предпосылки для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижение высокого уровня физической подготовленности на всех этапах тренировочного процесса. Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с конкретными задачами подготовки, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.

 

Особое внимание нужно уделить физической и технической подготовке учащихся. На протяжении двухлетнего цикла занятий удельный вес отдельных видов подготовки меняется. Если в группах первого года занятий превалирует физическая подготовка, объем которой может доходить до 60-70% всего времени, то в группах второго года рекомендуется увеличение количества часов, отводимых в недельном цикле на техническую, тактическую и интегральную подготовку.

 

Большое внимание уделяется психологической (морально-волевой) подготовке, которая является важным условием успешного решения задач в системе многолетней подготовки баскетболистов. Высокий уровень волевых качеств необходим для достижения эффективности соревновательной деятельности волейболиста в напряженных игровых ситуациях.

 

Психологическая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. В дальнейшем она тесно связана с соревновательной подготовкой, оказывая существенное влияния на результаты соревновательной деятельности волейболистов. Выделяют общую психологическую подготовку и подготовку к соревнованиям.

 

Психологическая (морально-волевая) подготовка решает следующие задачи:

  • воспитание высоких моральных качеств, необходимых в условиях напряженной спортивной борьбы;
  • воспитание волевых качеств – целеустремленности и настойчивости, выдержки и самообладания, решительности и смелости, инициативности и дисциплинированности;
  • развитие навыков командных действий;
  • адаптация к условиям соревнований и создание психологической установке на успешное проведение игры. 

Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов. В работе используются лекции, беседы, диспуты на этические темы, личный пример тренера. Занимающиеся, побуждаются к деятельности убеждением, поощрением, проведения совместных занятий менее подготовленных волейболистов с более подготовленными.

 

Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, достижению оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов.

Стоимость

Обучение бесплатное.