Программа «Обучение основам игры в волейбол»

Актуальность программы 

В нашей стране физкультура и спорт ещё, к сожалению, не стали жизненной потребностью большинства людей, поэтому вся система физического воспитания должна строиться так, чтобы способствовать гармоничному развитию человека. И немаловажно при этом воспитывать в каждом человеке потребность смолоду заботиться о своём физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, обогащая знания в любимых спортивных дисциплинах, личной и общественной гигиене, медицинской помощи. В немалой степени этому способствуют регулярные занятия и соревнования по волейболу.

 

Педагогическая целесообразность программы 

Ведущая роль в решении вышеозначенных проблем играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы, в том числе во внеурочное время. Одним из средств организации такой работы является обучение детей и подростков спортивным играм, в том числе и волейболу.

Волейбол в настоящее время стал одним из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Богатое и разнообразное двигательное содержание этой игры оказывает благотворное влияние на физическое и психическое развитие подростков.

 

Достоинства волейбола – в его эмоциональности и зрелищности. В волейболе, как ни каком другом виде спорта, физические нагрузки находятся в тесной связи со степенью подготовленности играющих. Этим объясняется одинаковый интерес, с которым занимаются им люди самых разных возрастов и профессий.

 

Популярность волейбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Новичок, заинтересовавшись волейболом, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод и начинает заниматься прыжками, бегом, метанием, общеразвивающими и другими видами упражнений. Так волейбол открывает подросткам, юношам и девушкам доступ к регулярным занятиям спортом.

 

В основе принципов построения спортивной подготовки в рамках предлагаемой программы лежат педагогические принципы воспитания и обучения. Главным принципом при планировании подготовки детей является постепенность, обеспечивающая планомерную тренировку и переход к напряженным нагрузкам, направленным на развитие основных физических качеств спортсмена.

 

Используемые средства и методы тренировки ориентированы на постоянное развитие врожденных, биологически обусловленных возможностей обучающихся. Педагог экономно расходует арсенал средств и методов тренировки. Пока действует простое средство, более сложное остается на будущее, чтобы всегда имелось что-то, что не применялось ранее. Новизна и разнообразие средств в тренировочном процессе, и сознательное отношение юных спортсменов к выполняемой работе способствуют поддержанию интереса к тренировкам и преодолению одного из основных отрицательных факторов тренировок: монотонности тренировочного процесса.

 

Отличительной особенностью программы является формирование комфортной образовательной среды, которая воспитывает у детей и подростков культуру здорового и безопасного образа жизни на всех возрастных этапах.

 

Данная программа базируется на методических рекомендациях разработанных выдающимися представителями отечественной тренерской школы. Занятия волейболом, благодаря индивидуальному подходу к особенностям каждого ребенка, позволяют ему ощутить себя в динамике непрерывного физического развития, отражающейся в его спортивных показателях и достижениях и, самое главное, в показателях его физического и психологического здоровья.

Педагоги

Чернова Анна Викторовна, педагог дополнительного образования первая квалификационной категории.

Стаж педагогической работы 12 лет.

 

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2013, ГАОУ ДПО НСО «НИПКиППРО» «Мониторинг физического состояния и психолого- педагогические технологии физического воспитания школьников», 108 час.

Расписание

1 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

2 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

3 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу, общая продолжительность обучения −108 часов в год.

4 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часу, общая продолжительность обучения −216 часов в год.

5 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часу, общая продолжительность обучения −216 часов в год.

6 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часу, общая продолжительность обучения −216 часов в год.

Содержание программы

Учебный план программы 1 год обучения – 108 часов

  1. Что такое физическая культура? 1 ч.
  2. История возникновения игры волейбол  2 ч.
  3. Места занятий, инвентарь  1 ч.
  4. Правила игры в волейбол  2 ч.
  5. Общая и специальная физическая подготовка спортсмена 60 ч.
  6. Специальная техническая подготовка спортсмена 26 ч.
  7. Специальная тактическая подготовка спортсмена 8 ч.
  8. Контрольные игры и соревнования 2 ч.
  9. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  10. Виртуальные экскурсии 2 ч.

 

Учебный план программы 2 год обучения – 108 часов

  1. Физические качества организма 2 ч.
  2. Состояние и развитие волейбола 2 ч.
  3. Гигиенические требования 2 ч.
  4. Официальные правила волейбола 2 ч.
  5. Общая и специальная физическая подготовка спортсмена 58 ч.
  6. Специальная техническая подготовка спортсмена 24 ч.
  7. Специальная тактическая подготовка спортсмена 8 ч.
  8. Контрольные игры и соревнования 4 ч.
  9. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  10. Виртуальные экскурсии 2 ч.

 

Учебный план программы 3 год обучения – 108 часов

  1. Физическая культура и спорт в России 2 ч.
  2. История возникновения игры в волейбол в России 1 ч.
  3. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль 2 ч.
  4. Правила соревнований 2 ч.
  5. Общая и специальная физическая подготовка спортсмена 47 ч.
  6. Специальная техническая подготовка спортсмена 32 ч.
  7. Специальная тактическая подготовка спортсмена 8 ч.
  8. Контрольные игры и соревнования 5 ч.
  9. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  10. Виртуальные экскурсии 5 ч.

 

Учебный план программы 4 год обучения – 216 часов

  1. Физическая культура и спорт в мире 2 ч.
  2. Развитие волейбола в Европе 2 ч.
  3. Сведения о строении и функциях организма человека 2 ч.
  4. Причины травм, их предупреждение и оказание первой медицинской помощи 2 ч.
  5. Общая и специальная физическая подготовка спортсмена 90 ч.
  6. Специальная техническая подготовка спортсмена 48 ч.
  7. Специальная тактическая подготовка спортсмена 48 ч.
  8. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  9. Судейская практика 6 ч.
  10. Участие в соревнованиях 12 ч.

 

Учебный план программы 5 год обучения – 216 часов

  1. Физическая культура и спорт в России 2 ч.
  2. Развитие волейбола в Азии 2 ч.
  3. Сведения о строении и функциях организма человека 2 ч.
  4. Официальные правила волейбола и организация соревнований 2 ч.
  5. Общая и специальная физическая подготовка спортсмена 92 ч.
  6. Специальная техническая подготовка спортсмена 48 ч.
  7. Специальная тактическая подготовка спортсмена 46 ч.
  8. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  9. Судейская практика 6 ч.
  10. Участие в соревнованиях 12 ч.

 

Учебный план программы 6 год обучения – 216 часов

  1. История Олимпийский игр и их значение 2 ч.
  2. Современный волейбол 3 ч.
  3. Влияние физический упражнений на организм человека 2 ч.
  4. Здоровый образ жизни 1 ч.
  5. Общая и специальная физическая подготовка спортсмена 90 ч.
  6. Специальная техническая подготовка спортсмена 48 ч.
  7. Специальная тактическая подготовка спортсмена 48 ч.
  8. Контрольно-тестовые испытания 4 ч.
  9. Судейская практика 6 ч.
  10. Участие в соревнованиях 12 ч.

Цели программы

Содействие укреплению здоровья и физической подготовленности обучающихся, привлечение школьников к систематическим занятиям данным видом спорта.

 

Задачи 

Образовательные:

  • обучить технике и тактике волейбола;
  • познакомить с историей и современным состоянием спорта и волейбола в стране и мире. 

Развивающие:

  • развивать опорно-двигательный аппарат, двигательные и спортивно-силовые качества;
  • способствовать укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 

Воспитательные:

  • воспитывать волю, смелость, дисциплинированность юных спортсменов; коллективизм и товарищество в ходе командной игровой подготовки;
  • воспитывать гигиенические навыки и привычки.

Результат программы

По окончании обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Обучение основам игры в волейбол» обучающиеся

 

Будут знать:

· технику безопасности на занятиях по волейболу;

· характеристику игры;

· гигиенические правила занятий физическими упражнениями;

· основные приёмы самоконтроля;

· особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

· основы рационального питания;

· правила оказания первой помощи;

· способы сохранения и укрепление здоровья;

· значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.

 

Будут уметь:

· выполнять программные требования по видам подготовки;

· правильно применять технические и тактические приемы в игре;

· составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

· выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

· заботиться о своем здоровье;

· оказывать первую помощь при травмах.

 Будут владеть основами техники и тактики игры в волейбол.

 

Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:

· готовность и способность к физическому и личностному саморазвитию;

· сформированность мотивации к активным занятиям спортом;

· способность адекватно оценивать своё поведение в тренировочных и соревновательных игровых ситуациях;

· способность отвечать за свои действия и поступки в ситуациях выбора.

Особые условия проведения

По данной программе могут заниматься все желающие вне зависимости от уровня подготовки, при наличии справки от врача педиатра.

Материально-техническая база

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Обучение основам игры в волейбол» реализуется на базе МБОУ СОШ № 29.

 

Для успешной реализации программы имеется в наличие следующие оборудование и инвентарь:

· Тренажёр для укрепления кистей рук – 2 шт.

· Прыжковая тумба – 1 шт.

· Стойки для сетки – 2 шт.

· Гимнастическая стенка – 6 шт.

· Гимнастические скамейки – 4 шт.

· Скакалки – 15 шт.

· Мячи волейбольные – 15 шт.

· Насос ручной со штуцером – 2 шт.

· Мячи набивные – 10 шт.

· Гантели – 10 шт.

· Штанга – 2 шт.

· Резиновые амортизаторы – 4шт.

· Гимнастические маты – 8 шт.

 

Методическое обеспечение программы

Основной принцип построения учебно-тренировочной работы в группах – универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция программы – обучающая, заключающаяся в стремлении создать предпосылки для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижение высокого уровня физической подготовленности на всех этапах тренировочного процесса.

 

Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с конкретными задачами подготовки, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования. Особое внимание уделяется физической и технической подготовке учащихся. На протяжении шестилетнего цикла занятий удельный вес отдельных видов подготовки меняется.

 

Если в группах первого года обучения превалирует физическая подготовка, объем которой может доходить до 60-70% всего времени, то в группах последующих лет обучения количество часов, отводимых в недельном цикле на техническую, тактическую и интегральную подготовку, постепенно увеличивается.

 

Эффективность тренировок возрастает, если используются в них дополнительные приспособления и тренажёры. Их применение целенаправленно совершенствует наиболее важные элементы техники, при этом можно повышать величину нагрузки и интенсивность упражнений.

 

Большое внимание уделяется психологической (морально-волевой) подготовке, которая является важным условием успешного решения задач в системе многолетней подготовки волейболистов. Высокий уровень волевых качеств необходим для достижения эффективности соревновательной деятельности волейболиста в напряженных игровых ситуациях. Психологическая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. В дальнейшем она тесно связана с соревновательной подготовкой, оказывая существенное влияния на результаты соревновательной деятельности волейболистов. Выделяют общую психологическую подготовку и подготовку к соревнованиям.

 

Психологическая (морально-волевая) подготовка решает следующие задачи:

· воспитание высоких моральных качеств, необходимых в условиях напряженной спортивной борьбы;

· воспитание волевых качеств – целеустремленности и настойчивости, выдержки и самообладания, решительности и смелости, инициативности и дисциплинированности;

· развитие навыков командных действий;

· адаптация к условиям соревнований и создание психологической установки на успешное проведение игры.

 

Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов, в том числе: лекций, бесед, диспутов на этические темы, личного примера педагога, побуждения к деятельности убеждением, поощрением, проведения совместных занятий менее подготовленных волейболистов с более подготовленными (младших со старшими и т. д.).

 

Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов.

Стоимость

Обучение бесплатное.