Программа «Занимашки»

  • (13)

     На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, создать условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

     Основанием для создания данной общеразвивающей программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной и психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

     Образовательная программа «Занимашки» отличается от других программ тем, что в основу ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

     Дополнительная общеразвивающая программа отличается новизной, так как включает в себя самые современные, оригинальные и запоминающиеся формы проведения занятий. Включение в занятия игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие детей приводит к получению высоких результатов обучающихся по данной программе.

      Новизна данной программы заключается в гармоничном применении:

 - технологии «педагогической поддержки», которая предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а признание за ребёнком права на построение собственного, индивидуального со­циального опыта. Ее автором яв­ляется замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936–1996).;

- технологии коллективного взаимообучения, которая имеет несколько названий: «организованный диалог» и "работа в парах сменного состава«.

В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;

- в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

- технологии сотрудничества, которая предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

      Данная программа связывает теоретическое обучение с самостоятельной работой, формирует первоначальный опыт проектной деятельности. Освоение программы ведется через использование активных методов обучения, моделирование реальных условий, использование информационно- коммуникативных технологий.

     Педагогически целесообразно развивать интеллектуальную готовность ребенка наряду с эмоциональной и психологической готовностью. Что в свою очередь является приоритетным для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

     Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаю отличительной чертой данной образовательной программы.

Педагоги

Алферова Елена Львовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Стаж работы: 18 лет.

 

Повышение квалификации:

"Школа профессионального роста педагога дополнительного образования", НИПКиПРО, 2017 год.

Содержание программы

1 год обучения

  • Общие понятия. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. – 18 часов;
  • Числа и операции над ними. Количественный и порядковый счёт в пределах 10 – 32 часа;
  • Пространственно-временные представления. Уточнение отношений: на – над – под, и т.п. – 13 часов;
  • Геометрические фигуры и величины. – 28 часов;
  • Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, лепка, конструирование) – 34 часа;
  • Связная устная речь – 19 часов

ИТОГО: 144 часа

2 год обучения

  • Общие понятия. Совокупности предметов или фигур, обладающие общим признаком – 18 часов;
  • Числа и операции над ними. Количественный и порядковый счёт в пределах 20 – 32 часа;
  • Пространственно–временные представления. Чередование, последовательность, алгоритм – 13 часов;
  • Геометрические фигуры и величины. Объёмные формы и фигуры – 28 часов;
  • Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, лепка, конструирование из различных материалов) – 34 часа;
  • Связная устная речь – 19 часов

ИТОГО: 144 часа

 

Программа состоит из двух закономерных направлений развития:

Первое: подготовка к умению читать и писать, развитие речи и произвольности психических процессов.

Второе: развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками, логики.

 

Программа рассчитана на обучающихся от 5 до 7 лет, имеющих различный уровень начальной подготовленности.

Условно каждый год обучения привязан к конкретным возрастным периодам.

1 год обучения – «Весёлые занимашки» рассчитан на детей от 5 до 6 лет включительно;

2 год обучения – «Умный малыш» мы предлагаем детям 6-7 лет. Однако, для детей, опережающих или отстающих в развитии, существует возможность обучения по модулю, соответствующему не столько их возрасту, сколько их уровню развития, определяемому во время входной диагностики. Освоив один образовательный модуль, ребёнок вместе с родителями может выбирать: продолжать обучение на следующем модуле, или завершить своё дошкольное образование по одному из них.

 

     Программа имеет стартовый (ознакомительный) уровень освоения и предполагает «использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы». Это может быть участие в конкурсах, играх, турнирах, эстафетах, викторинах и т. д.

Согласно методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих программ: «Ознакомительный (стартовый) уровень» предполагает "создание условий для интенсивной социальной адаптации детей и направлен на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей"

Цели программы

Цель программы –

· создавать условия для развития интеллектуальных способностей, познавательной активности детей и интереса к учебной деятельности,

· преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Основные задачи при реализации данной программы:

1. Обучающие задачи:

1.1. Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.

1.2. Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.

1.3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

1.4. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

1.5. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.

1.6. Развитие мотивации учения.

1.7. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

 2. Развивающие задачи:

2.1. Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

2.3. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

2.4. Развитие произвольности психических процессов.

2.5. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

2.6. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.

2.7. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

 3. Воспитательные задачи:

3.1. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

3.2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3.3. Воспитание культуры поведения (в процессе выполнения творческих коллективных работ всячески поощряется проявление доброжелательности, взаимопомощи и взаимоподдержки, пресекаются проявления эгоизма, зависти, эмоциональной несдержанности по отношению к своим товарищам).

 

Результат программы

     Метапредметные результаты

• соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию как позицию ученика;

• правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

• декоративно оформлять различные предметы, выбирая соответствующую технику и средства выражения;

• выполнять на слух инструкцию для обучающего.

      Личностные результаты:

  • включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  •  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  •  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  •  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится психолого-педагогическая диагностика.

       Предметные результаты.

Ребенок научится:

- выделять из слов звуки;

- находить слова с определенным звуком;

- определять место звука в слове;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;

- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

- ориентироваться на странице тетради;

2) называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

- соотносить цифру с числом предметов;

- пользоваться арифметическими знаками действий;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- измерять длину предметов с помощью условной меры;

- составлять из нескольких треугольников (четырех-угольников) фигуры большего размера;

- ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

3) распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;

- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

- называть основные признаки времен года.

    

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству,
  • вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  •  различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  •  различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
  •  устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  •  присчитывать и отсчитывать по одному, по два.



Материально-техническая база

     Занятия с дошкольниками в объединении проводятся в специально оборудованном помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам: помещение хорошо проветривается, хорошо освещено. Техническое оснащение и мебель (столы, стулья) отвечают требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию.

      В помещении предусмотрены места для хранения демонстрационного, раздаточного материалов для творческой деятельности, имеется музыкальный центр, магнитная доска.

     Для организации работы по программе используются разнообразные материалы и инструменты, позволяющие увлечь детей, побудить их к активному действию, экспериментированию:
• для развития мелкой моторики рук– пластилин, мука, соль, наборы стеков, наборы для теста (формочки, скалки, резаки для теста), мелкий бросовый материал (пуговицы, бусины, зёрна, семена);
• ножницы, клей-карандаш по количеству детей, бумага белая и цветная, обои, картон, оберточная, гофрированнная, писчая бумага;
• для выполнения заданий по конструированию – пластмассовые, деревянные, железные, пластизолевые конструкторы разного размера и комплектаций, наборы палочек разной фактуры и длины;
• индивидуальные рабочие тетради для детей: индивидуальные тетради в клетку, индивидуальные тетради в линейку.

      Письменные принадлежности по количеству детей:

• простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик;
• счетные палочки, геометрическое лото, демонстрационный и раздаточный материал к занятиям;

• наглядно-методический материал.

 

     Для организации занятий с детьми имеются наборы дидактических игр, наглядный материал – репродукции картин, фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства, муляжи фруктов и овощей.


Материалы для занятий с детьми предоставляет администрация ДДТ «Кировский» и родители.