Программа «Хоровое пение»

Ведущим направлением музыкального воспитания школьников по праву можно считать коллективное (хоровое) пение как наиболее доступную форму музыкальной деятельности. Этот важнейший, самобытный вид музицирования вызывает положительные эмоции, способствует развитию интеллектуальных возможностей и получению практического опыта.

 

Ребенок, посещая занятия хора, сможет реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение значимости и полезности, своего творческого «Я». Важно поддерживать и развивать творчество детей, расширять культурное пространство ребенка, содействуя воспитанию «культурной одаренности», стимулируя к творчеству. Хор, на наш взгляд, и есть та стартовая творческая площадка, в основе которой заложено воспитание культуры детей и юношества.

 

Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством. Вокально-хоровая музыка связана со словом и поэтическим текстом. Здесь происходит процесс интеграции музыки и слова, музыкального творчества и литературы. Разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений расширяет кругозор в области литературы, углубляет знания, причем без фиксированных самим ребенком усилий.

 

Знакомство с музыкой различных эпох, жанров позволяет ребенку погрузиться на эмоциональном уровне в историческую ретроспективу, дает возможность ознакомить ребенка с исторической действительностью, жизнью и бытом других эпох и культур. Хоровая музыка создает условия для более полного погружения обучающихся в поэтический текст, расширяет глубину восприятия художественной литературы, расширяет воображение обучаемых, помогает избежать односторонности в изучении литературного текста.

Педагоги

Стромбская Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО Профессиональная мобильность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта» с 19.03.2018 по 25.04.2018 (72 часа).

Публикации:

  • Традиции детского хорового коллектива.
  • Интонационные проблемы в детском хоровом коллективе.

 

Стромбская Татьяна Павловна, педагог дополнительного образования.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО Профессиональная мобильность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта» с 19.03.2018 по 25.04.2018 (72 часа).

 

Куприянова Елена Петровна, педагог дополнительного образования, концертмейстер высшей квалификационной категории.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО Профессиональная мобильность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта» с 19.03.2018 по 25.04.2018 (72 часа).

Публикации:

  • Условия и особенности эмоционального и творческого развития детей начальных классов в системе дополнительного образования.
  • Роль концертмейстера в хоровом коллективе.

Содержание программы

Программа «Хоровое пение» комплексная и предполагает изучение следующих предметов: хор, сольфеджио, музыкальная литература, общее фортепиано.

Предмет по выбору: общее фортепиано (предмет по выбору определяется администрацией школы с учетом мнения педагогического совета и утверждается до начала учебного года).

Срок реализации – 7 лет.

 

1 год обучения 8 часов в неделю:

Музыкальное исполнительство:

  1. Хор – 3,5 часа.
  2. Вокальный ансамбль −0,5 часа.
  3. Общее фортепиано – 0,5 час.
  4. Сольное пение – 0,5 часа.

Теория и история музыки:

  1. Сольфеджио – 1 час.

Вариативная часть:

  1. Репетиция сводного концертного хора −2 часа.

 

2 год обучения 8,5 часов в неделю:

Музыкальное исполнительство:

  1. Хор – 3,5 часа.
  2. Вокальный ансамбль −0,5 часа.
  3. Общее фортепиано – 0,5 час.
  4. Сольное пение – 0,5 часа.

Теория и история музыки:

  1. Сольфеджио – 1,5 часа.

Вариативная часть:

  1. Репетиция сводного концертного хора −2 часа.

 

3 год обучения 8,5 часов в неделю:

Музыкальное исполнительство:

  1. Хор – 3,5 часа.
  2. Вокальный ансамбль −0,5 часа.
  3. Общее фортепиано – 0,5 час.
  4. Сольное пение – 0,5 часа.

Теория и история музыки:

  1. Сольфеджио – 1,5 часа.

Вариативная часть:

  1. Репетиция сводного концертного хора − 2 часа.

 

4 год обучения 9,5 часов в неделю:

Музыкальное исполнительство:

  1. Хор – 3,5 часа.
  2. Вокальный ансамбль −0,5 часа.
  3. Общее фортепиано – 0,5 час.
  4. Сольное пение – 0,5 часа.

Теория и история музыки:

  1. Сольфеджио – 1,5 часа.
  2. Музыкальная литература – 1 час.

Вариативная часть:

  1. Репетиция сводного концертного хора −2 часа.

 

5 год обучения 9,5 часов в неделю:

Музыкальное исполнительство:

  1. Хор – 3,5 часа.
  2. Вокальный ансамбль −0,5 часа.
  3. Общее фортепиано – 0,5 час.
  4. Сольное пение – 0,5 часа.

Теория и история музыки:

  1. Сольфеджио – 1,5 часа.
  2. Музыкальная литература – 1 час.

Вариативная часть:

  1. Репетиция сводного концертного хора −2 часа.

 

6 год обучения 9,5 часов в неделю:

Музыкальное исполнительство:

  1. Хор – 3,5 часа.
  2. Вокальный ансамбль −0,5 часа.
  3. Общее фортепиано – 0,5 час.
  4. Сольное пение – 0,5 часа.

Теория и история музыки:

  1. Сольфеджио – 1,5 часа.
  2. Музыкальная литература – 1 час.

 Вариативная часть:

  1. Репетиция сводного концертного хора −2 часа.

 

7 год обучения 9,5 часов в неделю:

Музыкальное исполнительство:

  1. Хор – 3,5 часа.
  2. Вокальный ансамбль −0,5 часа.
  3. Общее фортепиано – 0,5 час.
  4. Сольное пение – 0,5 часа.

Теория и история музыки:

  1. Сольфеджио – 1,5 часа.
  2. Музыкальная литература - 1 час. 

Вариативная часть:

  1. Репетиция сводного концертного хора −2 часа.

 

Восьмой год обучения 9,5 часов в неделю:

Музыкальное исполнительство:

  1. Хор – 3,5 часа.
  2. Вокальный ансамбль −0,5 часа.
  3. Общее фортепиано – 0,5 час.
  4. Сольное пение – 0,5 часа.

Теория и история музыки:

  1. Сольфеджио – 1,5 часа.
  2. Музыкальная литература - 1 час.

Вариативная часть:

  1. Репетиция сводного концертного хора −2 часа. 

Содержание учебного предмета "Хор"

Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством. Пение – это комплексный процесс, затрагивающий физическую, эмоциональную, интеллектуальную сферы ребенка, в результате которой происходит развитие творческой индивидуальности. Помимо этого идет активная социализация обучающегося, так как хоровое пение – это вид коллективного творчества.

 

Содержание учебного предмета "Сольфеджио"

Значение предмета сольфеджио в современном учебном процессе трудно переоценить. Нет развитого слуха – нет грамотного исполнителя, активного слушателя и просто любителя музыки. Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.

 

Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать эстетическую красоту и содержание музыкального произведения.

 

Содержание учебного предмета "Общее фортепиано"

Учебный предмет «Общее фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

 

Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и подготовки учащихся. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств учащимся хорового отделения необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

 

Содержание учебного предмета "Музыкальная литература"

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Цели программы

Цель программы – способствовать успешной социализации обучающихся посредством развития и воспитания эмоциональной, интеллектуальной, певческой культуры в процессе занятий хоровым (ансамблевым) пением.

 

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Воспитательные:

  • сформировать культуру коллективного творчества (дисциплинированность, личную ответственность за общий результат, сдержанность и чувство такта в общении со сверстниками);
  • воспитать способность к сотрудничеству и сотворчеству.

Развивающие:

  • развить эмоциональную восприимчивость к прекрасному;
  • расширить общий культурный кругозор и диапазон эстетических чувств;
  • развить музыкальную память, внимание, чувство ритма.

Личностные:

  • вывести ребенка на доступный ему уровень развития, соответствующий его индивидуальным способностям;
  • устранить страхи и психологические зажимы, тормозящие процесс творческой активности обучающихся;
  • создать атмосферу для психологического и духовного оздоровления личности ребенка через моделирование ситуации успеха;
  • создать условия для творческого самораскрытия, самореализации обучающихся.

Здоровьесберегающие:

  • способствовать укреплению дыхания обучающихся (имеется в виду увеличение фонационного выдоха, развитие мышц брюшного пресса и диафрагмы);
  • сформировать бережное отношение детей к своему голосу (особенно в мутационный период).

Логопедические:

  • способствовать развитию артикуляционного аппарата.

Образовательные:

  • обучить основным навыкам хорового пения (умение брать дыхание вместе, подстраиваться к другому голосу и т.д.);
  • сформировать у обучающихся умение самостоятельно использовать полученные знания;
  • научить создавать яркие музыкальные образы.

Мотивационные:

  • привить любовь к хоровому исполнительству;
  • поставить ребенка в позицию активного участника сотворчества;
  • помочь раскрыть обучающимся себя и своих возможностей через участие в ярких и зрелищных хоровых программах.

Досуговые (социально-адаптивные):

  • привить любовь к камерно-вокальному музицированию в часы культурного досуга.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • достаточное количество вокально-хоровых произведений различных стилей, направлений и эпох;
  • музыкальную грамоту (теорию музыки) в пределах курса музыкальной школы;
  • основные принципы коллективного музицирования;
  • основные хоровые и музыкальные термины.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • бегло читать (петь) с листа хоровые партии;
  • в достаточной степени владеть вокально-хоровыми навыками одноголосного и многоголосного пения;
  • владеть исполнительскими навыками коллективного музицирования, то есть петь в ансамбле, координируя свое исполнение с пением других (с точки зрения гармонического интонирования, динамики, тембра, метроритма и т.д.);
  • выразительно, осмысленно, художественно, эмоционально исполнять хоровые произведения по уровню сложности, предусмотренному программой;
  • уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, что и как хотел выразить композитор в своем произведении, какие музыкально-выразительные средства использовал);
  • владеть навыками работы над созданием художественного образа хорового произведения (осмысление образов, поиск их характеров, выявление конфликта).

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • ответственность за общее дело, умение работать в коллективе;
  • навыки сценических выступлений;
  • понимание классической музыки;
  • развитую эмоциональную восприимчивость к прекрасному;
  • достаточный общий культурный кругозор и диапазон эстетических чувств;
  • развитую музыкальную память, внимание, чувство ритма.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Учебное помещение: класс для занятий хоровым пением. 

Материально-техническое обеспечение: фортепиано, компьютер, принтер для распечатки хоровых партитур.

 

Информационное обеспечение: библиотека аудио- и видеозаписей детских и профессиональных хоровых коллективов; нотная и учебная литература.

 

Педагогические технологии используемые в программе: игровые технологии, дыхательные, артикуляционные комплексы, мимические упражнения. Музыкальные игры, движение под музыку, слушание и анализ музыкальных произведений.

 

Дидактические материалы используемые в программе: учебно-методические комплексы по программе «Хор»; видео и аудио материалы по всем разделам программы.

Стоимость

Обучения бесплатно.