Программа «Учись мастерить», базовый уровень

Программа по выпиливанию лобзиком «Учись мастерить», имеет как художественную, так и техническую направленность.

 

Выпиливание – один из самых распространённых ранее декоративно – прикладных видов искусства среди школьников. Выпиливание из дерева известно с давних времён. Пропильная резьба украшала наличники окон, карнизы, мебель и посуду русских людей с незапамятных времён.

 

Занятие выпиливанием развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает научиться работать различными инструментами.

 

Опыт показал, что систематическое занятие выпиливанием открывает возможность для развития инициативы и творчества. Кроме того, занятие это очень увлекательное. Процесс выпиливания захватывает. Так как в каждую деталь вложен личный труд, готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал, вложить что-то своё, внести свои поправки и дополнения, такое произведение особенно дорого, такие предметы дома на самом почётном месте.

 

Кто попробовал подержать в руках лобзик, да сделал хотя бы небольшую вещь, тот захочет сделать ещё и ещё, чтобы в нём возникали взаимопомощь, взаимный контроль, ответственность за себя и товарищей, тёплые дружеские отношения, доброжелательная сфера общения.

Педагоги

Шутов Михаил Александрович – педагог высшей квалификационной категории. Педагогический стаж 29 лет.

Образование: Сибирский политехникум, по специальности: промышленное и гражданское строительство, квалификация: техник-строитель.1978 год.

Диплом о профессиональной переподготовке. НГПУ в институте культуры и молодёжной политики 2017 год. По программе "Педагогика дополнительного образования«.

Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации.

Почётная грамота Департамента образования Новосибирской области, 2019 год.

Диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Патриотическое воспитание» номинация: «методическая разработка» г.Москва 2019 год.

 

Обучающиеся в объединении участвуют в выставках разного уровня и являются лауреатами.

Содержание программы

 Разделы программы:

3-й год обучения

  1. Водное занятие. Техника безопасности при работе лобзиком и на сверлильном станке. Правила поведения на занятиях 0,5 ч.
  2. Совершенствование техники и навыков пиления. Выпиливание неподвижных и подвижных игрушек, рамок с орнаментом, состоящих из нескольких деталей – 68,5 ч.
  3. Изготовление объёмных изделий, состоящих из нескольких десятков плоских деталей (шкатулки, модели оружия, автомобильной и авиационной техники и т.д.) − 68,5 ч.
  4. Выпиливание игрушек, подарков, сувениров к праздничным датам – 68,5 ч.
  5. Обработка, сборка изделий на шипах, на клею и гвоздиках. Техника безопасности – 4 ч.
  6. Покраска готовых изделий. Правила и техника безопасности при окраске изделий – 4 ч.
  7. Заключительное занятие – 2 ч.

Всего: 216 часов.

 

4-й года обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях - 0,5 ч.

2. Дальнейшее совершенствование техники и навыков пиления лобзиком. Применение накопленного опыта при изготовлении не сложных и сложных игрушек, подарков, сувениров, моделей и других всевозможных изделий, состоящих, как из одной, так и из нескольких плоских деталей – 66,5 ч.

3. Выпиливание игрушек, подарков, сувениров к праздничным датам – 165,5 ч.

4. Обработка изделий. Сборка изделий при помощи шиповых соединений и на задвижных пазах, на клею и на гвоздиках. Техника безопасности – 9,5 ч.

5. Покраска готовых изделий. Правила и техника безопасности при окраске готовых изделий – 8 ч.

6. Заключительное занятие – 2 ч.

Всего: 252 часа.

Цели программы

 Цель:   Способствовать формированию жизненно важных трудовых навыков, технических способностей посредством приобщения ребёнка к выпиливанию лобзиком.

  - научить учащихся основным приёмам выпиливания лобзиком по внешнему и внутреннему контуру;

  - познакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика;

  - научить осуществлять окончательную обработку изделий шлифовальной шкуркой и надфилями;

  - изучить правила безопасности труда;

  - воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.       

 

Задачи:

Предметные:

- научить выпиливать неподвижные и подвижные игрушки, рамки с орнаментами, состоящими из двух и более деталей;

- научить изготавливать объёмные изделия;

- научить обработке и подгонке деталей;

- научить собирать детали на шипах, задвижных пазах, на клею и гвоздиках;

- научить правильной окраске готовых изделий;

- привить самые разнообразные навыки обработки различных материалов.

Метапредметные:

Познавательные:

- формировать способность  поисково-конструкторской и исследовательской деятельности;

- развивать познавательный интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству;

- продолжить формирование умения добывать информацию в различных источниках;

- формирование специальных политехнических знаний и умений, используемых в дальнейшем на занятиях.

Коммуникативные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества

- создавать на занятиях  атмосферу сотрудничества;

- привить навыки коллективного творческого труда.

Регулятивные:

- продолжить формирование ставить цель и способы ее достижения;

- формировать чувство самоконтроля.

Личностные:

- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности;

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся;

- воспитывать чувство патриотизма, нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

- формирование общественной активности, реализации в социуме.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки фанеры;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;технологический процесс изготовления изделий;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • соблюдать правила техники безопасности;
    уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки фанеры по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять инструмент по назначению, производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие выпиловочные операции;
  • производить отделку изделий с учётом дизайна;
  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
  • проектировать простые изделия и изготавливать их;
  • самостоятельно разрабатывать шаблоны для выпиливания;
  • выполнять сборку и покраску выпиленных изделий;
  • правильно вставить пилку в лобзик;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

 В результате реализации программы обучающиеся приобретут навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке фанеры;
  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки.

Особые условия проведения

Освоение программы бесплатное. 

Материально-техническая база

Учебное помещение:

Инструменты и приспособления, используемыми при выпиливании лобзиком.

- Лобзик – представляет собой легкую металлическую рамку с ручкой и двумя винтовыми зажимами для закрепления пилки.

- Выпиловочный столик – служит для расположения обрабатываемой заготовки.

количество посадочных мест – 15 (с возможностью дополнительного освещения);
шкафы для хранения материалов, инструментов, приспособлений;
столы и стулья для занятий.

 Материально-техническое обеспечение:

Фанера. Набор канцелярских принадлежностей и инструментов . Для прокола отверстий в фанере используют шило.

- Напильники с мелкой насечкой и надфили различного сечения применяют для чистовой обработки контура изделия после выпиливания.
ноутбук с возможностью выхода в Интернет.
 

Информационное обеспечение:

 Наглядные пособия (готовые образцы  поделок, таблица с названиями цветов, детские работы),  методическая литература по видам  деятельности. Раздаточные материалы (образцы «Виды техник», эскизы работ, шаблоны, трафареты);иллюстративный материал соответствующей направленности.

Стоимость

Занятия в объединении проводятся бесплатно.