Программа «Остров детства»

Актуальность, социально-педагогические приоритеты программы.

В младшем школьном возрасте дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в этот период важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. По мнению отечественных психологов, Л.И. Божович, В.В. Давыдовой, Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского, творческое развитие открывает значительные перспективы для самовыражения детей, помогает им полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников.

 

За время обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Остров детства» каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения через сольное, ансамблевое, хоровое пение как одни из самых эффективных форм музыкально-творческого развития детей. Обучающиеся знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления в детском творческом коллективе.

 

Отличительные особенности программы:

1. Два уровня обучения:

• ознакомительный – 1 год обучения,

• базовый – 2-5 год обучения.

2. Отсутствие первоначального теста (прослушивания) при наборе обучающихся в объединение.

3. Изучение раздела «Музыкальная грамота» включает в себя следующие компоненты:

• теоретические сведения (ознакомление детей с теоретическими основами музыкального языка посредством использования игрового материала, связи с практической деятельностью); исключается сольфеджирование, знакомство с нотным текстом, чтение с листа;

• слуховой анализ (воспитание музыкального восприятия (дифференциация элементов музыкального языка на слух)).

4. Включены игровые методики различных уровней сложности для усвоения содержания программы разными категориями обучающихся.

5. Концертный репертуар включает 6-8 концертов в год (тематические концерты, концерты для детей, педагогов, конкурсы и фестивали учрежденческого, окружного, муниципального, регионального и всероссийского уровней).

6. В репертуар включены такие произведения, работа над которыми дает возможность наиболее успешно развивать у учащегося необходимые навыки.

7. Предпочтение в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы студии вокально-хорового пения отдается качеству усвоения, а не количеству репертуарных произведений.

8. Особенностью работы в коллективе является обучение пению без знания детьми нотной грамоты, опираясь на слуховое восприятие. Поэтому для эффективности работы широко используются следующие приемы:

• графическое изображение мелодии и ритма;

• многофункциональность дирижерского жеста;

• опора на интонационную природу звука;

• художественно-синкретический метод практики и другие.

Педагоги

Шадымова Ирина Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. 

Стаж педагогической работы 20 лет.

 

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2013, ФГБОУ ВПО «Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки», «Дирижирование»«Интеграция общего и дополнительного образования, как ресурс достижения личностных результатов». 156 час.

2014 «Вокал. Современная стилизация и построение фраз в песнях на русском языке» педагога В.П. Елизарова (г. Москва) 6 час.

2014, ГАОУ ДПО НСО "НИПКиППРО««Среда профессионального общения, как ресурс профессионально-личностного развития педагогов», 72 час.

2017 Новосибирский институт дополнительного образования, филиал СибГАУ «Педагогика и психология дополнительного образования» 270 час.

 

Лауреат городского, дипломант областного конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

 

Обучающиеся студии удостоены звания лауреатов Международного конкурса «Адмиралтейская звезда», областного и Всероссийского конкурса «Лейся песня».

Расписание

Занятия в вокально-хоровой студии проводятся по группам (ансамблям).  

1. Групповое учебное занятие.

Каждая группа занимается по учебному плану 2 раза в неделю по 2 часа. 

2. Групповая (ансамблевая) репетиция.

На групповые (ансамблевые) репетиции отводится один час в неделю. 

3. Коллективная (сводная) репетиция.

Сводные репетиции проводятся не чаще одного раза в месяц.

 

Общая продолжительность обучения – 144 часа в год. 

Срок реализации программы – 5 лет.

Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 144 часа.

Вокально-хоровая работа:

  1. Вводное занятие 2 ч.
  2. Певческая установка 2 ч.
  3. Звукообразование 12 ч.
  4. Дыхание 10 ч.
  5. Дикция и артикуляция 10 ч.
  6. Звуковедение 8 ч.
  7. Динамика 6 ч.
  8. Хоровой ансамбль 7 ч.
  9. Работа над репертуаром 50 ч.
  10. Итоговые, отчетные концерты 8 ч.

Музыкальная грамота:

  1. Интервал. Звукоряд 7 ч.
  2. Метроритм. Размер 8 ч.
  3. Регистры 5 ч.
  4. Жанры 5 ч.
  5. Музыкальные функции. Лад 4 ч.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 144 часа.

Вокально-хоровая работа:

  1. Вводное занятие 2 ч.
  2. Певческая установка 2 ч.
  3. Звукообразование 20 ч.
  4. Дыхание 6 ч.
  5. Дикция и артикуляция 6 ч.
  6. Звуковедение 8 ч.
  7. Динамика 10 ч.
  8. Хоровой ансамбль 12 ч.
  9. Работа над репертуаром 41 ч.
  10. Итоговые, отчетные концерты 8 ч.

Музыкальная грамота:

  1. Интервал. Звукоряд 5 ч.
  2. Метроритм. Размер 8 ч.
  3. Регистры 4 ч.
  4. Жанры 7 ч.
  5. Музыкальные функции. Лад 5 ч.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 144 часа.

Вокально-хоровая работа:

  1. Вводное занятие 2 ч.
  2. Певческая установка 2 ч.
  3. Звукообразование 10 ч.
  4. Дыхание 6 ч.
  5. Дикция и артикуляция 6 ч.
  6. Звуковедение 16 ч.
  7. Динамика 12 ч.
  8. Хоровой ансамбль 10 ч.
  9. Работа над репертуаром 34 ч.
  10. Итоговые, отчетные концерты 8 ч.

Музыкальная грамота:

  1. Интервал. Звукоряд 8 ч.
  2. Метроритм. Размер 12 ч.
  3. Регистры 8 ч.
  4. Жанры 6 ч.
  5. Музыкальные функции. Лад 4 ч.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 144 часа.

Вокально-хоровая работа:

  1. Вводное занятие 2 ч.
  2. Певческая установка 2 ч.
  3. Звукообразование 10 ч.
  4. Дыхание 6 ч.
  5. Дикция и артикуляция 6 ч.
  6. Звуковедение 16 ч.
  7. Динамика 12 ч.
  8. Хоровой ансамбль 10 ч.
  9. Работа над репертуаром 38 ч.
  10. Итоговые, отчетные концерты 8 ч.

Музыкальная грамота:

  1. Интервал. Звукоряд 6 ч.
  2. Метроритм. Размер 12 ч.
  3. Регистры 6 ч.
  4. Жанры 6 ч.
  5. Музыкальные функции. Лад 4 ч.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 144 часа.

Вокально-хоровая работа:

  1. Вводное занятие 2 ч.
  2. Певческая установка 2 ч.
  3. Звукообразование 12 ч.
  4. Дыхание 6 ч.
  5. Дикция и артикуляция 6 ч.
  6. Звуковедение 6 ч.
  7. Динамика 6 ч.
  8. Двухголосие  6 ч.
  9. Хоровой ансамбль 10 ч.
  10. Работа над репертуаром 44 ч.
  11. Итоговые, отчетные концерты 8 ч.

Музыкальная грамота:

  1. Интервал. Звукоряд 8 ч.
  2. Метроритм. Размер 12 ч.
  3. Регистры 6 ч.
  4. Жанры 6 ч.
  5. Музыкальные функции. Лад 4 ч.

Цели программы

Развитие у детей 7-14 лет способностей к коллективному созданию музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.

 

Задачи:

 

Образовательные:

- познакомить со значением начальных элементов дирижерского жеста (внимание, дыхание, снятие звука); правилами певческой дикции, артикуляции, динамики, дыхания, пения в ансамбле; элементарными понятиями музыкальной грамоты;

- формировать навыки чистого интонирования;

- научить приемам исполнения различных типов звуковедения (legato, non legato, staccato);

- формировать единую вокальную манеру исполнения;

- учить применять полученные знания, умения, навыки в практике ансамблево-хорового исполнительства.

 

Развивающие:

- развивать интерес к процессу коллективного ансамблево-хорового исполнения; музыкальный слух, речь, память, внимание, наблюдательность;

- развивать социально-значимые личностные качества (инициативность, самостоятельность, ответственность и др.);

- формировать навыки социально-ориентированного поведения.

 

Воспитательные:

- формировать и развивать опыт художественно-творческой деятельности; опыт неформального общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе сверстников;

- воспитывать навыки сценического поведения;

- формировать основы исполнительской и слушательской культуры.

Результат программы

Предметные результаты:

1 год обучения

  • знать названия интервалов, уметь интонировать их, уметь определять на слух;
  • понимать начальные элементы дирижерского жеста;
  • уметь интонировать чистые интервалы и диатонические звукоряды;
  • уметь исполнять произведения в простых и сложных размерах;
  • уметь грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
  • уметь исполнять попевки, музыкальные фразы в динамике P, MP.

2 год обучения

  • уметь использовать приемы различных типов звуковедения;
  • владеть навыками чистого интонирования, певческой дикции и артикуляции;
  • владеть единой вокальной манерой исполнения (однородностью звучания);
  • уметь определять на слух и воспроизводить интонационно простейшие элементы музыкального языка;
  • выработать модель сценического поведения.

3 год обучения

  • владеть устойчивыми навыками чистого интонирования;
  • уметь уверенно исполнять произведения, написанные в сложных и сложносоставных размерах;
  • уметь пользоваться интонационными возможностями голоса в различных регистрах, согласно возрастной классификации;
  • уметь активно применять полученные знания, умения и навыки в практике ансамблево-хорового исполнительства;
  • владеть исполнительской и слушательской культурой.

4 год обучения

  • уверенно исполнять интервалы, звукоряды, мелодические фрагменты, включающие элементы диатонических и хроматических ладов;
  • уметь пользоваться интонационными возможностями голоса в различных регистрах, согласно возрастной классификации;
  • уметь активно применять полученные знания, умения и навыки в практике ансамблево-хорового исполнительства;
  • владеть основами певческого дыхания в рамках принятой возрастной классификации.
  • уверенно использовать навыки исполнения основных типов звуковедения и штрихов, обозначенных для данного этапа обучения;
  • владеть навыками использования подвижной динамики;
  • уметь использовать эпизодически приемы гармонического и мелодического (имитационного) двухголосия.

5 год обучения

  • размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, об исполнительских средствах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в коллективной музыкально-творческой деятельности.
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, сопровождении на музыкальных инструментах;
  • уверенно владеть моделью сценического поведения;
  • уверенно исполнять интервалы, звукоряды, мелодические фрагменты, включающие элементы диатонических и хроматических ладов;
  • уметь пользоваться интонационными возможностями голоса в различных регистрах, согласно возрастной классификации;
  • уверенно использовать навыки исполнения основных типов звуковедения и штрихов, обозначенных для данного этапа обучения;
  • владеть навыками использования подвижной динамики;
  • уметь использовать приемы типов двухголосия.

 

Личностные результаты:

1 год обучения

  • позитивное эмоционально-ценностное отношение к коллективному исполнительству;
  • потребность в опыте творческой деятельности в вокально-хоровом виде творчества.

2 год обучения

  • эмоциональное отношение к искусству;
  • желание реализовать собственный творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального музицирования.

3 год обучения

  • понимание характерных особенностей музыкального языка и передача их в музыкальном исполнении: вокально и артистически;
  • способность рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке; умение оценивать музыкальные произведения с позиции красоты, художественной ценности.

4 год обучения

  • развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

5 год обучения

  • развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • навыки сотрудничества в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие, без специального отбора. Ограничений по здоровью нет. 

Занятия в вокально-хоровой студии проводятся по группам (ансамблям). Как правило, это учащиеся одного класса.

Материально-техническая база

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Остров детства» реализуется на базе МБОУ «Лицей № 12».

 

Для занятий, согласно договору № 2200 безвозмездного пользования объектом недвижимости от 01.03.2012г., выделен кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам.

 

Кабинет оборудован столом учительским со стулом, стульями ученическими, электронным фортепиано, магнитофоном. Аудиотека представлена достаточным количеством аудиозаписей, содержащих музыкальный материал, используемый на занятиях.

 

Информационно-дидактическое обеспечение программы

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Остров детства» используются:

1) схемы-плакаты, иллюстрирующие различные виды музыкальных форм: форма-рондо, двухчастная форма, трехчастная форма, реприза, куплетная форма;

2) раздаточный материал: карточки-задания с изображениями сказочных персонажей и определениями по темам «Интервал», «Звукоряд», «Лад», «Регистры»;

3) репертуарные сборники: 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения, 4 год обучения, 5 год обучения. «Репертуар хора мальчиков», «Номера из детских мюзиклов», «Зарубежная музыка современных исполнителей»;

4) аудиотека – сборник минусовых фонограмм, обучающие материалы для освоения приемов звукоизвлечения;

5) репродукции картин, иллюстрации к сказкам по темам: «Регистры», «Дыхание», «Динамика», «Ансамбль»;

6) видеокурс «Спой со мной»;

7) мультимедийное учебное пособие «Ритмы планеты»;

8) фильм «Звуки музыки».

 

Методическое обеспечение программы 

Работа с произведением начинается с его показа – яркого, эмоционального, характерного. В работе над песней можно выделить:

• вступительный этап (первое прочтение, материал собран, но произведение недоработано);

• четыре основных этапа:

1 этап: разбор техники сложных мест.

2 этап: работа по фразам, выучивание музыкального и литературного текстов с фразировкой, нюансировкой, штрихами. На 2 этапе произведение разучивается не сводным хором, а только раздельно ансамблевыми группами.

3 этап: актуален дирижерский жест. Детальная работа над вокальной фразой, штрихом, нюансами, агогикой.

4 этап: доведение произведения до целостного, законченного уровня и поддержание последнего в течение периода концертной деятельности.

Стоимость

Обучение бесплатное