Авторский комплекс программ «Народные ремесла»

Авторский комплекс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Народные ремесла» позволяет каждому ребенку познакомиться с разнообразными видами прикладного творчества, попробовать себя в творческой деятельности, и определить – какая же является для него более значимой и, в чем он достигает лучших результатов.

 

В состав комплекса включены три дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы:

  1. «Рукоделие. Народная игрушка – кукла».
  2. «Рукоделие. Плетение из бисера».
  3. «Рукоделие. Плетение из ивового прута». 

Содержание занятий дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Рукоделие. Народная игрушка – кукла» предусматривает последовательное изучение народной игрушки, начиная с самой простой и уводя в мир более сложных кукол. Доступность их исполнения и условность формы помогают ребенку проявить себя в творческом деле, подталкивают его к активному и самостоятельному поиску.

 

Занятия, представленные в общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Рукоделие. Плетение из бисера» так же не требуют от школьников каких–либо особых предварительных знаний и умений, дорогостоящих материалов и оборудования. Процесс обучения по отдельным темам не длительный и результаты видны быстро. Изделия из бисера долговечны, при бережном хранении они могут существовать десятки лет, даже передаваться другим поколениям. Дети получают возможность самостоятельно изготавливать подарки, для себя, своих друзей и родных, декоративные изделия для украшения дома, сувениры, которые вызывают восхищение и радуют глаз.

 

В общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Рукоделие. Плетение из ивового прута» представлено одно из исконно русских ремесел. Оно было прародителем макраме, ткачества, обусловило появление кружев. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Самое удивительное, что плетение не требует хорошего зрения, часто им занимаются совершенно слепые люди, создающие, тем не менее, прекрасные изделия. Вся прелесть этого вида деятельности еще и в том, что можно творить, создавать еще никем не созданное и уже через 2-3 занятия пожинать плоды своего труда, и все это благодаря простым, доступным приемам ремесла и, конечно же, природному материалу.

 

Студия «Народные ремесла» организована для детей школьного возраста. Детям, занимающимся в студии, предоставляется право выбора (какому ремеслу обучатся). Так же они имеют возможность освоить все, представленные в данном комплексе народные ремесла. Занятия бисероплетением, плетением из ивового прута, работа с различными материалами при изготовлении кукол позволяет обучающимся воспринимать мир в единстве познавательной и эмоциональной сферы.

 

У детей формируются жизненно необходимые качества – трудолюбие, аккуратность, усидчивость, внимание, терпение; воспитывается творческое отношение к труду и развивается художественный вкус.

Педагоги

Тарасова Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Стаж педагогической работы: 28 лет.

 

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2014, ГАОУ ДПО НСО «НИПКиППРО» «Реализация системно- деятельностного подхода в воспитательном пространстве УО», 108 час.

2017, профессиональная переподготовка в Новосибирском государственном педагогическом университете «Педагогическое образование. Дополнительное образование» 760 час.

 

 

Награждена:

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2011 г.

Благодарственное письмо департамента образования мэрии г. Новосибирска, 2018 г.

Почетная грамота департамента образования мэрии г. Новосибирска, 2018 г.

Лауреат конкурса изделий народных художественных промыслов и ремесел.

Лауреат регионального конкурса методических материалов "Секрет успеха".

Многократный лауреат регионального этнокультурного конкурса творческих достижений детей и взрослых "Через прошлое к будущему".

Диплом победителя во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников, приуроченном к 130-летию А.С. Макаренко, на уровне субъекта Российской Федерации: Новосибирская область.

 

 

Публикации в средствах массовой информации профессиональной направленности:

Декоративно-прикладное творчество в структуре современного детства // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Информационно-методический журнал. – 2018 [Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: SIBVIDO.RU].

 

 

Студия «Народные ремесла» признана лучшим творческим коллективом, добившимся высоких результатов участия в выставках и конкурсах различного уровня:

  • Окружной конкурс детского художественного творчества "Золотая курица" – лауреаты.
  • Городской конкурс новогодних игрушек - лауреаты.
  • IV Открытый городской фестиваль декоративно-прикладного творчества "Творю красоту своими руками".
  • Региональный конкурс творческих достижений детей и взрослых "Через прошлое к будущему" – дипломы, Две Большие и Одна Малая медали памяти профессора М.Н. Мельникова.
  • Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием "Творчество юных "Мир на ладони" – дипломанты и др.

Расписание

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукоделие. Народная игрушка – кукла»

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Общая продолжительность обучения 72 часа в год.

Срок реализации программы – 2 года.

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукоделие. Плетение из бисера»

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Общая продолжительность обучения 72 часа в год.

Срок реализации программы – 1 год.

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукоделие. Плетение из ивового прута»

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Общая продолжительность обучения 72 часа в год.

Срок реализации программы – 1 год.

Содержание программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукоделие. Народная игрушка – кукла» - 144 часа.

Учебный план программы для групп 1-го года обучения - 72 часа.

  1. Введение. Появление куклы и её эволюция 2 ч.
  2. Технология изготовления куклы из ниток 2 ч.
  3. Историческое значение и технология изготовления куклы – оберег или тряпичной куклы – закрутки 8 ч.
  4. Технология изготовления куклы – столбик. Раскрой и пошив простых деталей народной одежды 16 ч.
  5. Технология изготовления соломенной или мочальной куклы. Раскрой и пошив деталей народной одежды 14 ч.
  6. История матерчатой куклы 2 ч.
  7. Изготовление цельнокроеной куклы 10 ч.
  8. Изготовление куклы – «болтунчик» 16 ч.
  9. Итоговое занятие 2 ч. 

Учебный план программы для групп 2-го года обучения - 72 часа.

  1. Вводное занятие 2 ч.
  2. Изучение и пошив русского народного костюма для куклы 36 ч.
  3. Обрядовая кукла 14 ч.
  4. Театр кукол 18 ч.
  5. Итоговое занятие 2 ч.

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукоделие. Плетение из бисера» - 72 часа.

Учебный план программы- 72 часа.

  1. Вводное занятие. Искусство бисероплетения как вид народного творчества 2 ч.
  2. Основные сведения о бисере – материале. Основные термины и понятия. Организация рабочего места 2 ч.
  3. Составление узоров для бисерных изделий 2 ч.
  4. Техника низания изделий из бисера 2 ч.
  5. Изготовление бус и цепочек в одну нить 6 ч.
  6. Изготовление цепочек (бус) в две нити 6 ч.
  7. Изготовление ажурных цепочек 18 ч.
  8. Изготовление ажурных воротников 12 ч.
  9. Изготовление мозаичных изделий 4 ч.
  10. Изготовление объёмных шнуров 4 ч.
  11. Изготовление украшений из бисера техникой – ткачества 10 ч.
  12. Итоговое занятие 4 ч.

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукоделие. Плетение из ивового прута» - 72 часа.

Учебный план программы – 72 часа.

  1. Вводное занятие. Знакомство с лозоплетением 2 ч.
  2. Сырье и инструменты. Вспомогательные приспособления. Организация рабочего места 2 ч.
  3. Способы и виды плетения боковых стенок изделия 12 ч.
  4. Освоение техники плетения донышка круглого 6 ч.
  5. Освоение техники плетения донышка овального 8 ч.
  6. Освоение техники подстановки стояков к плетеным донышкам 4 ч.
  7. Техника изготовления плетеных изделий. Выбор модели. Подготовка основных элементов конструкции 8 ч.
  8. Техника изготовления плетеных изделий. Плетение стенок изделия 10 ч.
  9. Техника изготовления плетеных изделий. Плетение кромок 8 ч.
  10. Совершенствование техники плетения 10 ч.
  11. Зачетное занятие. Заключение 2 ч.

Цели программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Рукоделие. Народная игрушка – кукла".

Цель программы: способствовать развитию творческих способностей детей посредством приобщения их к миру народной игрушки.

 

Задачи программы:

Образовательные:

· познакомить детей с технологией изготовления народной игрушки – куклы;

· познакомить с элементами народного костюма, технологией кроя и шитья народного костюма.

 

Развивающие:

· формировать познавательный интерес к народным традициям;

· развивать творческие способности и интерес к художественным видам деятельности.

 

Воспитательные:

· приобщать к старинному народному ремеслу;

· воспитывать чувство прекрасного, любви к родной природе (благодаря которой можно смастерить любую нужную вещь);

· формировать чувство коллективизма, дружбы, товарищества.

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Рукоделие. Плетение из бисера«.

Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей; активизация их познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

 

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с разными способами низания бисерных изделий, приемами бисероплетения; основами цветоведения и построения собственных композиций;

- научить пользоваться литературными источниками, работать со старинными образцами; применять полученные знания, умения, навыки на практике.

 

Развивающие:

- развивать образное мышление, эстетический вкус и чувство прекрасного;

- формировать «индивидуальный почерк» при изготовлении изделий из бисера, творческий подход к работе.

 

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами;

- воспитывать бережное отношение к традиционной культуре, чувство любви и уважения к творчеству народных мастеров.

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Рукоделие. Плетение из ивового прута".

Цель программы: познакомить детей с искусством одного из старинных русских промыслов; способствовать овладению основными приемами художественного плетения; создавать условия для формирования у обучающихся уверенности и смелости в достижении мастерства и совершенства; помочь организовать досуг с максимальной пользой для себя и окружающих.

 

Задачи программы:

Образовательные:

• познакомить с технологией плетения круглого и овального донышек; построения каркаса плетёного изделия; способами и видами плетения боковых стенок изделия;

• научить технике завершения изделий плетениями различного вида.

 

Развивающие:

• развивать творческий потенциал ребёнка, его познавательно-творческую активность;

• прививать старание, усидчивость, внимание и терпение;

• развивать художественный вкус, чувство красоты и пропорции.

 

Воспитательные:

• приобщать к истокам русской народной культуры, к старинному народному ремеслу;

• воспитывать чувство прекрасного, любви к родной природе и народным традициям;

• формировать чувство коллективизма, дружбы, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.

Результат программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукоделие. Народная игрушка – кукла». 

К концу 1-го года обучения обучающиеся будут знать:

  • правила техники безопасности, как организовать рабочее место;
  • народные традиции, историю возникновения народной игрушки, виды кукол и их особенности, технологические приёмы их исполнения. 

К концу 1-го года обучения обучающиеся будут уметь:

  • подбирать материал для той или иной куклы, пользоваться образцами, раз-личными наглядными пособиями при работе, владеть первоначальными навыками кройки и шитья;
  • пользоваться шаблонами, увеличивать или уменьшать выкройки, исправлять допущенные ошибки;
  • применять знания технологических приёмов при самостоятельной работе над изделием;
  • анализировать качество выполненной работы.

 

К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:

  • историю русского народного костюма, его основные элементы, технологию их кроя, простейшие виды швов. 

К концу 2-го года обучения обучающиеся будут уметь:

  • правильно подготавливать материал для кроя, разметывать детали на ткани, оформлять изделие по собственному замыслу, с учётом народных традиций;
  • применять полученные знания, умения и навыки при создании своих образцов в соответствии с народными традициями;
  • анализировать возможности варьирования традиционных форм в современных изделиях;
  • использовать полученные практические умения и навыки в предпринимательской деятельности (участие в выставках, конкурсах, ярмарках).

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукоделие. Плетение из бисера».  

К концу обучения по программе обучающиеся будут знать:

  • правила техники безопасности и личной гигиены, как организовать своё рабочее место;
  • историю развития промысла, виды и свойства материала, основные термины и понятия. 

К концу обучения по программе обучающиеся будут уметь:

  • технологические приёмы низания бисерных украшений;
  • самостоятельно составлять узоры для изготовления по ним изделий;
  • применять полученные знания, умения и навыки для дальнейшей творческой работы;
  • работать с первоисточниками и литературой;
  • анализировать качество выполненной работы;
  • анализировать возможности варьирования традиционных форм в современных изделиях, возможности использования готовых изделий в современном мире;
  • использовать полученные практические умения и навыки в предпринимательской деятельности (участие в выставках, ярмарках).

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукоделие. Плетение из ивового прута». 

К концу обучения по программе обучающиеся будут знать:

  • правила техники безопасности и личной гигиены, как организовать рабочее место, материалы и инструменты, историю возникновения промысла, основные термины;
  • характерные особенности изучаемого вида ремесла;
  • технологические этапы изготовления изделий;
  • разнообразие приёмов, сочетание технических приёмов, применяемых при плетении изделий. 

К концу обучения по программе обучающиеся будут уметь:

  • самостоятельно воплощать задуманное от эскиза до конечного результата;
  • самостоятельно применять при плетении изделия разнообразные технологические приёмы;
  • создавать оригинальные авторские работы.

 

Личностными результатами освоения обучающимися материала программ предлагаемого комплекса будет формирование у них:

  • мотивационно-потребностной основы для осуществления художественно-творческой деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и другие внешние детерминирующие факторы;
  • устойчивого историко-познавательного интереса к новым видам прикладного художественного творчества, глубинным традициям народной культуры; умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления о декоративно-прикладном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, способности действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни;
  • основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
  • навыков конструктивно-созидательного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие, без специального отбора. Ограничений по здоровью нет.

Материально-техническая база

Авторский комплекс дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ реализуется на базе МБОУ СОШ № 29, МБОУ «Лицей № 12».

 

Для занятий в СОШ № 29 согласно договору № 2196 безвозмездного пользования объектом недвижимости от 01.03.2012г. выделены кабинеты, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам. Кабинеты оборудованы партами и стульями ученическими, шкафами с отделениями для хранения методических и дидактических материалов, детских работ, специальной предметной литературы, информационными стендами. В кабинетах имеются технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Для занятий в лицее № 12 согласно договору № 2200 безвозмездного пользования объектом недвижимости от 01.03.2012г. выделен кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оборудован партами и стульями ученическими, шкафами с отделениями для хранения дидактических и методических материалов, литературы. Согласно требованиям СанПиН кабинет оборудован раковиной с подачей холодной и горячей воды.

 

Дидактическое обеспечение авторского комплекса дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ «Народные ремёсла».

 

Для успешной реализации данного комплекса используется учебно-методическое пособие, включающее теоретическое и технологическое описание каждого учебного занятия, проводимого в рамках дополнительных общеразвивающих программ, входящих в его состав.

 

Имеются технологические карты изготовления изделий по основным темам комплекса, комплекты необходимого раздаточного материала, наглядные пособия. Сформирован фонд выставочных детских работ (включая работы выпускников).

Для освоения техник плетения из лозы имеются специально разработанные тренажеры для каждого обучающегося.

 

Методическое обеспечение авторского комплекса дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ «Народные ремёсла».

 

Реализация комплекса предполагает использование следующих организационно-педагогических видов проведения учебных занятий:

- мини-лекции;

- экскурсии;

- практическая работа;

- подготовка и оформление выставки;

- занятие – акция;

- занятие – сказка;

- самостоятельная работа;

- мастер-класс;

- творческая мастерская.

 

В структурном отношении каждое занятие по темам программ включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

 

Теоретические сведе­ния – это объяснение нового материала, информация познаватель­ного характера по выполняемой теме. Новая тема, задание объяс­няется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям.

 

Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведе­ний, полученных учащимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания. В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей. С особой силой оценка детских творческих работ происходит в условиях выставочной деятельности.

 

Выставки для детей очень важны. Результаты их работы, оценка их деятельности взрослыми и сверстниками – важный фактор их дальнейшего развития. Поэтому организация выставок, как конечного результата деятельности является одновременно и стимулом, и возможностью самовыражения, самоутверждения в собственных глазах и глазах окружающих.

 

В студии «Народные ремесла» проводятся выставки работ на разных уровнях:

· Выставки в помещении студии, позволяют детям и их родителям видеть уровень достигнутых успехов при освоении того или иного вида творчества.

· Выставки в школах, где учатся дети, помогают другим детям в выборе новых интересных занятий, учителям позволяют увидеть своих учеников с другой стороны.

· Выставки на районных, городских, областных мероприятиях, конкурсах стимулируют детей к творчеству, позволяют ребенку видеть творчество других, делиться своим и перенимать опыт других детей.

Стоимость

Обучение бесплатное.

Видео

[ "" ]