Программа «Оркестр русских народных инструментов»

Формируется оркестр народных инструментов из учащихся1по3 года обучения, играющих на домре, балалайке, баяне. Однако, в виде исключения, к занятиям в оркестровом классе могут быть допущены  учащиеся 1-го года обучения.

 

Основой оркестра народных инструментов является струнная группа – домры и балалайки. А также группа баянов и ударных. Включение в состав оркестра медных и деревянных духовых инструментов, а иногда фортепиано и синтезатора обогащает звуковую палитру оркестра.

 

Во время занятий необходимо подробно знакомить учащихся со всеми музыкальными терминами, встречающимися в изучаемых произведениях, объяснять их значение и требовать строгого их соблюдения.

 

Необходимо, чтобы все оркестранты принимали самое активное участие в организации проведения занятий. Развитие и укрепление чувства коллективизма, дружбы и товарищества – одна из основных задач руководителя оркестра.

Педагоги

Черноглазов Владимир Николаевич – педагог дополнительного образования высшей категории.(класс балалайки) Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества.

Педагогический стаж: 47 лет.

Образование: средне – специальное, Новосибирское музыкальное училище, 1972 г.

Повышение квалификации:

  • ЛО ГУК «Учебно-методический центр культуры и искусства», Всероссийский семинар-стажировка руководителей. оркестров и ансамблей народных инструментов (72 часа), 05 – 08.11.2013 г.
  • НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования», 14.01.15.- 02.02.15 г.

 

Красюк Галина Викторовна – педагог дополнительного образования( класс баяна), концертмейстер первой категории.

Образование: высшее, «Новосибирский государственный педагогический университет», 2007 г.

 

Калугина Наталья Владимировна – педагог дополнительного образования(класс домры)

Педагогический стаж: без стажа.

Образование: высшее, «Новосибирский государственный педагогический университет», 2007 г.

 

Эппингер Лилия Александровна – концертмейстер высшей категории.

Педагогический стаж: 28 лет.

Образование: высшее, Новосибирская государственная консерватория им. Глинки, 1992 г.

 

Шахматова Полина Владимировна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории ( класс домры).

Образование: высшее, Новосибирская государственная консерватория им.Глинки, 2015г, магистратура Новосибирской государственной консерватории им. Глинки 2017г.

Содержание программы

В первый год обучения в оркестре учащиеся посещают в неделю:

  1. Спец.инструмент – 2 часа.
  2. Групповые занятия – 2 часа.
  3. Сводная репетиция оркестра – 2 часа.

В конце учебного года – концерт для родителей и участие в отчётном концерте ЦДТ «Содружество».

Учебный план второго года обучения:

  1. Динамические оттенки – 10 часов.
  2. Работа над мелодией – 10 часов.
  3. Упражнение на синхронное звучание – 10 часов.
  4. Работа над штрихами в группах и в оркестре – 10 часов.
  5. Разучивание произведений – 22 часа.

Всего: 72 часа. 

 

На втором году обучения в оркестре учащиеся посещают в неделю:

  1. Спец.инструмент – 2 часа.
  2. Групповые занятия – 2 часа.
  3. Сводная репетиция оркестра – 2 часа.

 

Учебный план третьего года обучения:

  1. Работа над штрихами, звукоизвлечением, ритмическим рисунком, динамическими оттенками – 20 часов.
  2. Теория музыки, сольфеджио на групповых занятиях – 20 часов.
  3. Разучивание произведений – 42 часа.

Всего: 72 часа.

Цели программы

Создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся посредством игры на музыкальном инструменте в оркестре.

 

Задачи.
Образовательные:

  • Применять в оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретённые в специальных классах (домры, балалайки, баяна, ударных).
  • Слушать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.д., исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами.
  • Исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижёра.
  • Понимать дирижёрские жесты.
  • Уметь читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.

Воспитательные:

  • Занятия в оркестре должны способствовать развитию гармонического слуха и музыкальной памяти.
  • Большое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика: она развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности, а также служит благородной цели популяризации русских народных инструментов.

Развивающие:

  • Обучение игре в оркестровом классе способствует развитию эстетического вкуса.
  • Прививает практические навыки, необходимые для участия в коллективах художественной самодеятельности.
  • Развитие способности к камерному музицированию.

Результат программы

Первый год обучения.

Предметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • историю создания русских народных инструментов;
  • историю создания В.В. Андреевым Великорусского оркестра русских народных инструментов;
  • особенности всех групп оркестра.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • владеть основными навыками ансамблевой и оркестровой игры;
  • анализировать и сравнивать музыкальный материал по темпу и характеру. 

Метапредметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе. 

Личностные результаты:

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • проявление интереса к музыке;
  • умение адекватно оценивать свои достижения;
  • получение первоначального опыта работы в группе;
  • формирование мотивации к деятельности.

 

Второй год обучения.

Предметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • добиваться синхронного звучания;
  • работать над мелодией и аккомпанементом;
  • отрабатывать разнообразные штрихи;
  • работать над ритмом как в оркестре, так и в отдельных группах;
  • читать с листа простейшие произведения;
  • работать над динамикой. 

Метапредметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • определять понятия, классифицировать полученные знания;
  • строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. 

Личностные результаты:

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • проявление интереса к музыке;
  • способность адекватно оценивать свои достижения;
  • получение положительного опыта общения в группе.

 

Третий год обучения.

Предметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • понимать характер произведения, форму и вложенный композитором смысл пьесы;
  • создавать синхронное и сбалансированное звучание оркестра. 

Метапредметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • планировать свои занятия;
  • осознавать цель в самостоятельных занятиях;
  • обобщать полученные знания;
  • проявлять инициативу в выборе произведений;
  • вести творческий поиск. 

Личностные результаты:

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • эмоционально-положительное отношение к самостоятельной работе;
  • ориентация на сотрудничество с педагогом и обучающимися.

Особые условия проведения

Для создания оркестра русских народных инструментов необходимо кадровое обеспечение:

  1. художественный руководитель, дирижёр;
  2. педагог, концертмейстер группы домр;
  3. педагог, концертмейстер группы балалаечников;
  4. педагог, концертмейстер группы баянов;
  5. педагог, концертмейстер группы ударных инструментов.

 

Первые два года занятия проводятся строго индивидуально по каждому инструменту. С третьего года обучения учащиеся формируются в ансамбль из 2-3 человек, из которых впоследствии и формируется оркестр.

 

В процессе обучения на инструменте надо осуществлять дифференцированный подход к каждому обучающемуся, при котором любой ребёнок имеет право на собственное слово, приобщение к миру звуков, атмосфере творчества и радости.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимы инструменты:

  1. домры (малые) – 6 штук, альты – 6 шт., басы – 3 шт.;
  2. балалайки: примы – 6 шт., секунды – 3 шт., альты – 3 шт., басы – 2 шт.;
  3. гитара-бас и колонка – 1 шт.;
  4. баяны – баян 1,2 – 2 шт., баян-тенор – 1 шт., бас – 1 шт., контрабас –1 шт.;
  5. ударные: малый барабан с подставкой, тарелка с подставкой, коробочка, трещотки, бубен, треугольник, палочки барабанные – 3 компл. и т.д.;
  6. пюпитры – 20 шт., нотная бумага, ручки, медиаторы, подставки для ног и т.д.

Видео

[ "" ]