- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Экология
- Программа «Юный Айболит»
Программа «Юный Айболит»
За последние годы значительно расширился видовой состав мелких домашних и декоративных животных, содержащихся в городских квартирах. Чтобы обеспечить правильный уход, защитить своих питомцев от болезней, владельцам необходимы элементарные знания в области ветеринарной медицины, навыки обращения с животными, знание их видовых особенностей и поведения.
На занятия в объединение «Юный Айболит» приходят, в основном, дети, у которых дома содержатся декоративные животные, птицы или аквариумные рыбы. Возникает необходимость в проведении ветеринарных консультаций, обучении ребят элементарным навыкам ухода за своими питомцами, в оказании элементарной ветеринарной помощи.
Представленная программа имеет эколого-биологическую направленность, призвана решать различные задачи образовательные – расширение и дополнение школьного курса биологии, воспитательные – формирование бережного отношения к животному и растительному миру, профессиональные – овладение навыками научной работы, так теоретической, так и практической.
Занятия с обучающимися первого и второго года обучения проводятся на базе СЮН и НИИ СФНЦА РАН. Богатая коллекция декоративных животных и птиц, аквариумных рыб в объединениях НРСЮН «Юный зоолог», «Юный орнитолог», «Подводный мир дома» позволяет реализовать программу на достаточно высоком уровне, проводить наблюдения за животными, выполнять коллективные опытнические работы.
Старшие подростки активны и более инициативны, их отличает возросшее стремление к самостоятельности. В течение третьего и четвертого года обучения они занимаются по индивидуальным планам, имеют возможность проявить творческую самореализацию.Выполнение НИР обучающимися третьего и четвертого года обучения предусматривает применение специальных методик, освоение которых проводится не только на базе СЮН, но и в лабораториях институтов Сибирского отделения Россельхозакадемии.
Педагоги
Леонова Марина Александровна, кандидат ветеринарных наук, педагог дополнительного образования, первая категория. Курсы переподготовки: «Абиус», «Академия бизнеса и управления системами» с 11.02 по 15.04.2019 г, 300 ч.
Панова Наталья Евгеньевна, кандидат ветеринарных наук, педагог дополнительного образования, без категории. Курсы переподготовки: «Абиус», «Академия бизнеса и управления системами» с 11.02 по 15.04.2019 г, 300 ч.
Содержание программы
Учебно-тематический план работы первого года обучения :
- Вводное занятие.
- Как воспитать здоровых животных?
- Чистота – залог здоровья.
- Заразные болезни и защита от них.
- Требования к кормам и кормлению.
- У кого что болит?
- На приеме у ветеринара.
- Как обнаружить признаки болезни.
- Основные физиологические показатели животных.
- Здоровье наших четвероногих хвостатых и пернатых друзей.
- Понятие о заразных и незаразных болезнях.
- Профилактика болезней нарушения обмена веществ.
- Профилактика болезней желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.
- Аптека доктора Айболита.
- Разнообразие лекарственных форм.
- Первая помощь питомцу при травме. Лекарственные средства при обработке ран.
- Особенности способов введения лекарственных веществ мелким и декоративным животным.
- В доме появился щенок.
- «Детские» болезни собак.
- Профилактика инфекционных болезней.
- Профилактика паразитарных болезней.
- Кошка на окошке.
- Кормление кошки.
- Как воспитать котенка.
- Уход за шерстным покровом у кошек длинношерстных пород.
- Болезни кошек и их профилактика.
- За стеклянным берегом.
- Болезни рыб, вызванные неправильным содержанием.
- Виды кормов и требования к кормлению аквариумных рыб.
- Признаки болезней аквариумных рыб.
- Приготовление лечебных растворов.
- Пернатая радуга в доме.
- Разнообразие декоративных птиц.
- Характеристика кормов для птиц, особенности режима кормления.
- Признаки болезней птиц. Профилактика болезней.
- В гостях у царевны-лягушки и Тортиллы.
- Биологические особенности земноводных и пресмыкающихся.
- Особенности условий содержания и кормления лягушек, тритонов, черепах.
- Признаки болезней у земноводных и пресмыкающихся.
- Особенности лечения земноводных и пресмыкающихся.
- Аптека на грядке и в лесу.
- Наблюдения, выполнение экспериментальной работы.
- Экскурсии.
- Заключительное занятие.
Учебно-тематический план работы второго года обучения:
- Вводное занятие.
- Здоровье четвероногих друзей.
- Ветеринарно-санитарные требования к уходу и кормлению мелких домашних и декоративных животных.
- Права и обязанности владельцев собак и кошек.
- Обязательные профилактические мероприятия.
- Заботы доктора Айболита.
- Знакомство с общими методами исследования животных.
- Правила осмотра и наблюдения за животными.
- Методы пальпации, перкуссии, аускультации.
- Исследование кожи, волосяного покрова, слизистых оболочек.
- Понятие габитуса (поза, телосложение, упитанность).
- Домашняя аптечка для животных.
- Действие лекарственных веществ (антибиотики, сульфаниламиды).
- Фитотерапия при болезнях желудочно-кишечного тракта.
- Витамины, их роль в жизни животных и человека. Витаминотерапия.
- Дезинфецирующие средства.
- Четвероногий друг.
- Санитарно-гигиенические и этические нормы содержания собак.
- Инфекционные болезни собак: чума, вирусный энтерит.
- Болезни, вызванные неправильным кормлением.
- Викторина «В доме появился щенок».
- Кошка на окошке.
- Анатомо-физиологические особенности домашней кошки.
- Кормление кошек в разные возрастные периоды.
- Кормление и воспитание котят.
- Болезни кожи и шерстного покрова кошек.
- Причины возникновения мочекаменной болезни кошек.
- Паразитарные болезни кошек (токсакароз, описторхоз, педикулез.
- Подводный мир дома.
- Анатомия и физиология рыб.
- Понятие о гидрохимическом режиме Значение гидрохимического режима для гидробионтов.
- Признаки болезней аквариумных рыб.
- Методы лечения инфекционных болезней аквариумных рыб.
- Птицы в нашем доме.
- Ветеринарно-санитарные требования к содержанию, уходу и кормлению декоративных птиц.
- Клинические признаки и профилактика болезней нарушения обмена веществ (гиповиаминозы).
- Диагностика паразитарных болезней декоративных птиц.
- Особенности лечения декоративных птиц.
- «Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит».
- Физиологические особенности организма животных в разные возрастные периоды.
- Обследование и лечение больных животных.
- Как и почему болеют лягушки и черепахи?
- Ветеринарно-санитарные требования к содержанию, уходу и кормлению обитателей террариума.
- Профилактика заболеваний земноводных и рептилий в неволе.
- Клиническое исследование земноводных и рептилий.
- Клинические признаки болезней (гиповитаминоз А, Д, группы В, нарушение витаминно-минерального обмена).
- Особенности лечения земноводных и рептилий.
- Незаметные вредители.
- Гельминтозы, их возбудители.
- Виды гельминтов (трематоды, цестоды, нематоды).
- Экопаразиты домашних декоративных животных (вши, блохи, клещи).
- Дегельминтизация домашних декоративных животных.
- Красота требует жертв.
- Купирование ушей и хвостов у собак.
- Обработка и лечение ран.
- Наблюдения, выполнение экспериментальной работы.
- Экскурсии.
- Заключительное занятие.
Учебно-тематический план работы третьего года обучения:
- Вводное занятие.
- Теоретическая часть исследовательской работы.
- Структура научно-исследовательской работы (НИР).
- Выбор темы НИР, планирование опыта.
- Методика библиографического обзора. Обзор литературы по теме НИР.
- Практическая часть исследовательской работы.
- Разработка схемы опыта.
- Освоение исследовательских методик.
- Экспериментальная часть научно-исследовательской работы.
- Оформление реферата.
- Подготовка доклада, презентации.
- Защита реферата.
- Практическая работа в объединении.
Учебно-тематический план работы четвертого года обучения:
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
- Теоретическая часть исследовательской работы.
- Выбор темы НИР, планирование экспериментальной части.
- Библиографический обзор.
- Практическая часть исследовательской работы.
- Разработка схемы опыта.
- Освоение исследовательских методик.
- Научно-исследовательская работа (экспериментальная часть).
- Анализ результатов. Подведение итогов НИР.
- Оформление реферата.
- Подготовка доклада, презентации.
- Защита НИР.
Цели программы
Целью программы является формирование экологической культуры обучающихся, развитие их творческих способностей в процессе исследовательской деятельности через представление о профессии ветеринарного врача.
Задачи:
Личностные:
· сформировать гуманистическое мировоззрение, основанное на признании ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к животным;
· сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогами в процессе образовательной, научно-исследовательской деятельности;
· привить осознание возможности самореализации по результатам освоения образовательной программы.
Метапредметные:
· привить интерес к опытнической и исследовательской деятельности;
· развить умение анализировать и обрабатывать результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности;
· научить излагать результаты исследовательской деятельности (научная работа, доклад, презентация, статья, тезисы).
Предметные:
· сформировать представление о профессии ветеринарного врача;
· обучить теоретическим основам ветеринарии;
· обучить методикам, применяемым в ветеринарии;
Результат программы
Ожидаемые результаты реализации программы первого года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- санитарно-гигиенические требования при содержании животных в домашних условиях;
- требования к кормам и правила кормления мелких и декоративных животных;
- основные физиологические показатели мелких домашних животных;
- принципы профилактики заразных и незаразных болезней животных.
Обучающиеся должны уметь:
- проводить клинический осмотр декоративных животных;
- обнаружить первые признаки болезни декоративных животных, птиц и аквариумных рыб при осмотре;
- приготовить отвары из лекарственных трав;
- приготовить лечебные растворы для аквариумных рыб;
- осуществлять уход за мелкими и декоративными животными.
Ожидаемые результаты реализации программы второго года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- санитарно-гигиенические правила кормления и содержания мелких и декоративных животных;
- методы профилактики заразных и незаразных болезней мелких и декоративных животных;
- клинические признаки заразных болезней собак (чума, энтерит, пироплазмоз);
- клинические признаки нарушения обмена веществ (гиповитаминозы, нарушение фосфорно-кальциевого обмена);
- механизм действия некоторых лекарственных веществ.
Обучающиеся должны уметь:
- поводить клиническое исследование животных общими методами (наблюдение, осмотр, пальпация, аускультация, термометрия);
- осуществлять уход за аквариумом;
- осуществлять гигиенические манипуляции у мелких и декоративных животных и птиц (обрезка клюва, когтей, чистка ушей, профилактические лечебные ванны).
Ожидаемые результаты реализации программы третьего года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- структуру НИР;
- методику библиографического обзора;
- требования к оформлению реферата.
Обучающиеся должны уметь:
- провести обзор литературы по теме НИР;
- применять специальные методики исследования (по теме реферата);
- оформить реферат по НИР.
Ожидаемые результаты реализации программы четвертого года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- требования к составлению схемы опыта;
- теоретическое и практическое содержание методик исследования по теме НИР;
- теоретические основы биометрии;
- требования к подготовке доклада, презентации.
Обучающиеся должны уметь:
- составить схему опыта;
- проводить биометрическую обработку результатов исследования;
- сформулировать выводы по результатам исследования;
- подготовить доклад и презентацию доклада.
Особые условия проведения
Занятия по программе «Юный Айболит» с обучающимися проводятся на "Станции юных натуралистов", в основном, в кабинете, площадью 30 кв.м. В соответствии с тематическим планом, как вспомогательные, используются кабинеты объединений «Юный орнитолог», «Юный зоолог».
Материально-техническая база
Для качественного усвоения теоретического материала, оформления рефератов, подготовки презентаций, докладов используется мультимедийное оборудование, имеющееся на "Станции юных натуралистов".