Программа «Юный Айболит»

За последние годы значительно расширился видовой состав мелких домашних и декоративных животных, содержащихся в городских квартирах. Чтобы обеспечить правильный уход, защитить своих питомцев от болезней, владельцам необходимы элементарные знания в области ветеринарной медицины, навыки обращения с животными, знание их видовых особенностей и поведения.

 

На занятия в объединение «Юный Айболит» приходят, в основном, дети, у которых дома содержатся декоративные животные, птицы или аквариумные рыбы. Возникает необходимость в проведении ветеринарных консультаций, обучении ребят элементарным навыкам ухода за своими питомцами, в оказании элементарной ветеринарной помощи.

 

Представленная программа имеет эколого-биологическую направленность, призвана решать различные задачи образовательные – расширение и дополнение школьного курса биологии, воспитательные – формирование бережного отношения к животному и растительному миру, профессиональные – овладение навыками научной работы, так теоретической, так и практической.

Педагоги

Курякова Ирина Сергеевна, педагог дополнительного образования, без категории. Курсы повышения квалификации: НИПКиПРО с 02.10 по 23.11.2018 г, 108 ч., "Школа профессионального роста ПДО".

 

Инкижинова Светлана Борисовна, педагог дополнительного образования, первая категория. Курсы повышения квалификации: НИПКиПРО, 01.10.2013 г.-29.11.2013 г., 108 ч. "Школа профессионального роста педагога дополнительного образования".

Содержание программы

Учебно-тематический план работы первого года обучения :

  • Вводное занятие.
  • Как воспитать здоровых животных?
  • Чистота – залог здоровья.
  • Заразные болезни и защита от них.
  • Требования к кормам и кормлению.
  • У кого что болит?
  • На приеме у ветеринара.
  • Как обнаружить признаки болезни.
  • Основные физиологические показатели животных.
  • Здоровье наших четвероногих хвостатых и пернатых друзей.
  • Понятие о заразных и незаразных болезнях.
  • Профилактика болезней нарушения обмена веществ.
  • Профилактика болезней желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.
  • Аптека доктора Айболита.
  • Разнообразие лекарственных форм.
  • Первая помощь питомцу при травме. Лекарственные средства при обработке ран.
  • Особенности способов введения лекарственных веществ мелким и декоративным животным.
  • В доме появился щенок.
  • «Детские» болезни собак.
  • Профилактика инфекционных болезней.
  • Профилактика паразитарных болезней.
  • Кошка на окошке.
  • Кормление кошки.
  • Как воспитать котенка.
  • Уход за шерстным покровом у кошек длинношерстных пород.
  • Болезни кошек и их профилактика.
  • За стеклянным берегом.
  • Болезни рыб, вызванные неправильным содержанием.
  • Виды кормов и требования к кормлению аквариумных рыб.
  • Признаки болезней аквариумных рыб.
  • Приготовление лечебных растворов.
  • Пернатая радуга в доме.
  • Разнообразие декоративных птиц.
  • Характеристика кормов для птиц, особенности режима кормления.
  • Признаки болезней птиц. Профилактика болезней.
  • В гостях у царевны-лягушки и Тортиллы.
  • Биологические особенности земноводных и пресмыкающихся.
  • Особенности условий содержания и кормления лягушек, тритонов, черепах.
  • Признаки болезней у земноводных и пресмыкающихся.
  • Особенности лечения земноводных и пресмыкающихся.
  • Аптека на грядке и в лесу.
  • Наблюдения, выполнение экспериментальной работы.
  • Экскурсии.
  • Заключительное занятие.

 

Учебно-тематический план работы второго года обучения:

  • Вводное занятие.
  • Здоровье четвероногих друзей.
  • Ветеринарно-санитарные требования к уходу и кормлению мелких домашних и декоративных животных.
  • Права и обязанности владельцев собак и кошек.
  • Обязательные профилактические мероприятия.
  • Заботы доктора Айболита.
  • Знакомство с общими методами исследования животных.
  • Правила осмотра и наблюдения за животными.
  • Методы пальпации, перкуссии, аускультации.
  • Исследование кожи, волосяного покрова, слизистых оболочек.
  • Понятие габитуса (поза, телосложение, упитанность).
  • Домашняя аптечка для животных.
  • Действие лекарственных веществ (антибиотики, сульфаниламиды).
  • Фитотерапия при болезнях желудочно-кишечного тракта.
  • Витамины, их роль в жизни животных и человека. Витаминотерапия.
  • Дезинфецирующие средства.
  • Четвероногий друг.
  • Санитарно-гигиенические и этические нормы содержания собак.
  • Инфекционные болезни собак: чума, вирусный энтерит.
  • Болезни, вызванные неправильным кормлением.
  • Викторина «В доме появился щенок».
  • Кошка на окошке.
  • Анатомо-физиологические особенности домашней кошки.
  • Кормление кошек в разные возрастные периоды.
  • Кормление и воспитание котят.
  • Болезни кожи и шерстного покрова кошек.
  • Причины возникновения мочекаменной болезни кошек.
  • Паразитарные болезни кошек (токсакароз, описторхоз, педикулез.
  • Подводный мир дома.
  • Анатомия и физиология рыб.
  • Понятие о гидрохимическом режиме Значение гидрохимического режима для гидробионтов.
  • Признаки болезней аквариумных рыб.
  • Методы лечения инфекционных болезней аквариумных рыб.
  • Птицы в нашем доме.
  • Ветеринарно-санитарные требования к содержанию, уходу и кормлению декоративных птиц.
  • Клинические признаки и профилактика болезней нарушения обмена веществ (гиповиаминозы).
  • Диагностика паразитарных болезней декоративных птиц.
  • Особенности лечения декоративных птиц.
  • «Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит».
  • Физиологические особенности организма животных в разные возрастные периоды.
  • Обследование и лечение больных животных.
  • Как и почему болеют лягушки и черепахи?
  • Ветеринарно-санитарные требования к содержанию, уходу и кормлению обитателей террариума.
  • Профилактика заболеваний земноводных и рептилий в неволе.
  • Клиническое исследование земноводных и рептилий.
  • Клинические признаки болезней (гиповитаминоз А, Д, группы В, нарушение витаминно-минерального обмена).
  • Особенности лечения земноводных и рептилий.
  • Незаметные вредители.
  • Гельминтозы, их возбудители.
  • Виды гельминтов (трематоды, цестоды, нематоды).
  • Экопаразиты домашних декоративных животных (вши, блохи, клещи).
  • Дегельминтизация домашних декоративных животных.
  • Красота требует жертв.
  • Купирование ушей и хвостов у собак.
  • Обработка и лечение ран.
  • Наблюдения, выполнение экспериментальной работы.
  • Экскурсии.
  • Заключительное занятие.

 

Учебно-тематический план работы третьего года обучения:

  • Вводное занятие.
  • Теоретическая часть исследовательской работы.
  • Структура научно-исследовательской работы (НИР).
  • Выбор темы НИР, планирование опыта.
  • Методика библиографического обзора. Обзор литературы по теме НИР.
  • Практическая часть исследовательской работы.
  • Разработка схемы опыта.
  • Освоение исследовательских методик.
  • Экспериментальная часть научно-исследовательской работы.
  • Оформление реферата.
  • Подготовка доклада, презентации.
  • Защита реферата.
  • Практическая работа в объединении.

 

Учебно-тематический план работы четвертого года обучения:

  • Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
  • Теоретическая часть исследовательской работы.
  • Выбор темы НИР, планирование экспериментальной части.
  • Библиографический обзор.
  • Практическая часть исследовательской работы.
  • Разработка схемы опыта.
  • Освоение исследовательских методик.
  • Научно-исследовательская работа (экспериментальная часть).
  • Анализ результатов. Подведение итогов НИР.
  • Оформление реферата.
  • Подготовка доклада, презентации.
  • Защита НИР.

Цели программы

Цель программы - является формирование экологической культуры обучающихся, развитие их творческих способностей в процессе исследовательской деятельности через представление о профессии ветеринарного врача.

 

Задачи:

  • сформировать гуманистическое мировоззрение;
  • сформировать представление о профессии ветеринарного врача;
  • обучить методике опытного дела;
  • привить интерес к опытнической и исследовательской деятельности.

Результат программы

Ожидаемые результаты реализации программы первого года обучения.

Обучающиеся должны знать:

  • санитарно-гигиенические требования при содержании животных в домашних условиях;
  • требования к кормам и правила кормления мелких и декоративных животных;
  • основные физиологические показатели мелких домашних животных;
  • принципы профилактики заразных и незаразных болезней животных. 

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить клинический осмотр декоративных животных;
  • обнаружить первые признаки болезни декоративных животных, птиц и аквариумных рыб при осмотре;
  • приготовить отвары из лекарственных трав;
  • приготовить лечебные растворы для аквариумных рыб;
  • осуществлять уход за мелкими и декоративными животными.

 

Ожидаемые результаты реализации программы второго года обучения.

Обучающиеся должны знать:

  • санитарно-гигиенические правила кормления и содержания мелких и декоративных животных;
  • методы профилактики заразных и незаразных болезней мелких и декоративных животных;
  • клинические признаки заразных болезней собак (чума, энтерит, пироплазмоз);
  • клинические признаки нарушения обмена веществ (гиповитаминозы, нарушение фосфорно-кальциевого обмена);
  • механизм действия некоторых лекарственных веществ. 

Обучающиеся должны уметь:

  • поводить клиническое исследование животных общими методами (наблюдение, осмотр, пальпация, аускультация, термометрия);
  • осуществлять уход за аквариумом;
  • осуществлять гигиенические манипуляции у мелких и декоративных животных и птиц (обрезка клюва, когтей, чистка ушей, профилактические лечебные ванны).

 

Ожидаемые результаты реализации программы третьего года обучения.

Обучающиеся должны знать:

  • структуру НИР;
  • методику библиографического обзора;
  • требования к оформлению реферата. 

Обучающиеся должны уметь:

  • провести обзор литературы по теме НИР;
  • применять специальные методики исследования (по теме реферата);
  • оформить реферат по НИР.

 

Ожидаемые результаты реализации программы четвертого года обучения.

Обучающиеся должны знать:

  • требования к составлению схемы опыта;
  • теоретическое и практическое содержание методик исследования по теме НИР;
  • теоретические основы биометрии;
  • требования к подготовке доклада, презентации. 

Обучающиеся должны уметь:

  • составить схему опыта;
  • проводить биометрическую обработку результатов исследования;
  • сформулировать выводы по результатам исследования;
  • подготовить доклад и презентацию доклада.

Особые условия проведения

Занятия по программе «Юный Айболит» с обучающимися проводятся на "Станции юных натуралистов", в основном, в кабинете, площадью 30 кв.м. В соответствии с тематическим планом, как вспомогательные, используются кабинеты объединений «Юный орнитолог», «Юный зоолог». 

Материально-техническая база

Для качественного усвоения теоретического материала, оформления рефератов, подготовки презентаций, докладов используется мультимедийное оборудование, имеющееся на "Станции юных натуралистов".