Программа «Юный перепеловод»

XXI век – век компьютеров и техники. Но какой бы суперсовременной ни была техника сегодня, никакая «бездушная» чудо-техника не заменит человеку те ощущения и чувства, которые испытывает человек, общаясь с живой природой. Стремление человека к природе проявляется с раннего детства. И нужно поощрять это стремление всеми средствами.

 

Но несравненно большее влияние в становлении чувства доброты и отзывчивости, чувства прекрасного, оказывает на ребенка его личное участие в практической деятельности, возможность заботиться – кормить и поить животных и птиц.

 

Направленность данной программы – эколого-биологическая. Она предполагает выполнять интегративную функцию – давать основы знаний о природе своего края и закономерностях ее функционирования; способствовать общему развитию ребенка этого возраста; и решать целый ряд задач воспитательного характера. Актуальность проблемы эколого – краеведческого образования школьников заключается в ее связи с решением таких важнейших проблем педагогики, как проблема формирования личности, всех ее нравственных сторон, и в том числе – отношения к природе.

 

И в этом большую роль играют станции юных натуралистов, где дети могут общаться с «братьями меньшими», давать им свою ласку и любовь и вместе с тем, приобщаются к сельскохозяйственному труду. Все это помогает сделать душу ребенка доброй, отзывчивой. Огромно влияние сельскохозяйственного труда на эстетические чувства детей.

 

В ходе сельскохозяйственного труда формируется умение работать в коллективе, желание оказывать помощь товарищам, дисциплинированность, ответственность за порученное дело, бережное и ответственное отношение к собственности.

 

Подготовка учащегося к осознанию жизни, к ответственности за свои действия и поступки, возможна, прежде всего, путем включения школьников в процесс производительного труда, имеющего общественно-полезную направленность, построенного на прочном фундаменте общеобразовательных знаний.

 

Труд – важный фактор нравственного воспитания, т.е. процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. В труде учащийся познает самого себя, свои возможности и способности, учится в процессе труда регулировать свою активность, свои силы в соответствии с задачами труда. Тем самым в труде формируется самосознание ребят.

 

Производительный труд играет огромную роль в воспитании духовного мира детей. При этом у них развивается готовность и уважение к простому физическому труду. Но этот труд обязательно должен быть связан с интеллектуальным замыслом, в осуществлении которого человек сам принимает участие.

Педагоги

Бурлаков Юрий Владимирович, соответствует занимаемой должности, педагог дополнительного образования.

 

Бурлакова Светлана Васильевна, соответствует занимаемой должности, педагог дополнительного образования, кандидат сельскохозяйственных наук.

Содержание программы

Учебно-тематический план и содержание программы первого года обучения:

  • Вводное занятие.
  • Развитие перепеловодства.
  • Биологические особенности перепелов.
  • Породы и разновидности перепелов.
  • Особенности содержания перепелов.
  • Кормление птиц.
  • Использование перепелиного помета.
  • Организационно-массовые мероприятия.
  • Заключительное занятие.

Учебно-тематический план и содержание программы второго года обучения:

  • Вводное занятие.
  • Опытническая работа по перепеловодству.
  • Инкубация перепелиных яиц.
  • Выращивание молодняка.
  • Незаразные болезни птиц и их профилактика.
  • Заразные болезни.
  • Лечебные свойства яиц и мяса перепелов.
  • Особенности содержания дикого перепела.
  • Санитарно-ветеринарные мероприятия.
  • Организационно-массовые мероприятия.
  • Заключительное занятие.

Цели программы

Целью программы - формирование у детей экологической культуры через развитие познавательного интереса у обучающегося к перепеловодству.

 

Образовательные и развивающие задачи:

  • ознакомить с историей развития перепеловодства в мире;
  • развить навыки работы с научной литературой;
  • развить навыки самостоятельной работы, необходимые для труда;
  • создать благоприятные условия с учетом возрастных и психологических особенностей детей для раскрытия их индивидуальных наклонностей;
  • научить применять полученных знаний в практической деятельности;
  • сформировать навыки работы с птицей, на опытном участке. 

Воспитательные задачи:

  • приблизить детей к объективному пониманию проблем отечественного перепеловодства и перспектив развития;
  • создать возможность формирования интеллектуальных и практических умений за счет использования элементов исследовательской работы;
  • сформировать практические навыки и умение активно включаться в хозяйственную деятельность;
  • обучить: общению в коллективе, друг с другом в процессе совместной работы; умению разрешения конфликтных ситуаций;
  • воспитать и развить чувства товарищества, взаимопомощи, самооценки;
  • просветительская работа среди населения о целесообразности содержания и разведения перепелов в домашних условиях через участие в конференциях, выставках, семинарах, ярмарках и т.д.

Результат программы

Обучающиеся первого года обучения должны знать:

  • основные понятия экологической культуры (биологические особенности перепелов, познания мира птиц и т.д.);
  • понятие рациона перепелов (содержание, кормление);
  • породы и разновидности перепелов;
  • лечебные свойства яиц и мяса перепелов;
  • технику безопасности поведения на ферме;
  • технику безопасности при дроблении и приготовлении кормосмесей;
  • ветеринарно-санитарные требования к содержанию перепелов. 

Должны уметь:

  • различать взрослых птиц по породе и полу;
  • проводить сбор яиц;
  • осуществлять сортировку яиц;
  • составлять состав кормосмесей;
  • рассаживать птицу в клетки;
  • ухаживать за взрослыми перепелками;
  • проводить уборку клеток;
  • вести себя согласно имеющимся правилам поведения на ферме;
  • передавать другим смысл полученной информации;
  • подготовить, оформить и защитить исследовательскую работу среднего уровня сложности (реферат, сообщение).

 

Обучающиеся второго года обучения должны знать:

  • основные элементы технологии инкубации (отбор яиц, закладку их на инкубацию, режимы инкубации);
  • выращивание молодняка;
  • откорм и убой перепелов;
  • анатомо-физиологические особенности перепелов;
  • особенности содержания перепелов в квартире;
  • болезни перепелов (заразные и незаразные) и проведение профилактики;
  • особенности содержания дикого перепела. 

Должны уметь:

  • работать с овоскопом;
  • подготовить яйца к инкубации;
  • ухаживать за перепелятами;
  • применять освоенные методики для проведения опыта;
  • производить выбраковку молодняка;
  • проводить дезинфекцию клеток и помещения;
  • работать с научной литературой по теме опыта;
  • подготовить, грамотно оформить доклад (составлять таблицы и формулировать выводы);
  • использовать компьютер для исследовательской работы (работать с поисковыми системами системы Rambler, Яndex, Yahoo сети Internet по поиску необходимой информации).

Особые условия проведения

Данная программа используется для внеклассной работы с учащимися, прежде всего, старшего школьного возраста. Для успешного её освоения и качественных результатов необходимы стартовые базовые знания, получаемые детьми на уроках биологии и экологии в среднем звене.

 

Темы опытов – взаимодействие с партнерами и частными фермерами: получение консультаций, материальной помощи в приобретении кормов, обмен маточным стадом, информация по поступлению новых средств, добавок, кормов.

 

Ребята, занимающиеся в творческом объединении «Юный перепеловод», принимают постоянное участие в краевых экологических сборах-практикумах (лекции с элементами беседы) и олимпиадах.

Материально-техническая база

Необходимое оборудование:

  • клеточная батарея для содержания перепелов 4КПР-140-С;
  • зернодробилка бытовая электрическая «КОЛОС-2М», брудер для подращивания цыплят перепёлки «БРУДЕР-П»;
  • инкубатор бытовой ИБ2НБ-(0,05-0,1)/220, овоскоп собственного изготовления, бункерная кормушка для перепелок;
  • кормушки собственного изготовления;
  • весы торговые шкальные РП-150Ш13;
  • маточное поголовье перепелок в количестве 50 голов;
  • молодняк в количестве 100 голов;
  • запасы кормов (пшеница, жмых, просо, горох, вика, отруби, мясокостная мука, куриная скорлупа, мел, песок, ракушечник, мраморная крошка, зола древесная и угольная);
  • набор химических реактивов перманганат калия;
  • рыбий жир, тривитамин, «БИОСТИЛ», «Птичка-М», «Птенчик», гилозина тартрат.

Приборы для поддержания микроклимата: вытяжной вентилятор, электрический авторегулятор температуры в инкубаторе АФТ, термометр, обогреватель «Баган».

 

Для проведения контроля знаний – компьютер, специальные образовательные мультимедийные программы.

Учебно-методическая литература в количестве 29 источников.

Методические разработки по инкубации яиц (Бурлаков Ю.В., Бурлакова С.В. Методическая разработка «Инкубация перепелиных яиц», 2013, 6 с.), справочники и определители животных.