Программа «Искусство без границ»

  • (1)

Данная программа будет интересна тем родителя, у которых в доме есть ребенок с особыми потребностями и возможностями здоровья.

 

Всем детям полезны занятия творчеством, таким, по мнению медицинских психологов – обязательны. Творческая деятельность является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для детей с особыми потребностями – это еще и возможность заявить окружающим о себе и передать свой внутренний мир.

  

Несомненно, творчество помогает преодолеть депрессию и пересилить болезнь, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение.

 

Каждый человек чем-то одарен природой, и наши внимательные педагоги помогут ребенку разглядеть в себе скрытые потенциальные возможности.

 

Это поможет не только малышу, но и семье быть в центре социальной жизни, дополнит реабилитацию яркими красками и радостными событиями.

  

В условиях детской школы искусств «Гармония» каждый ребенок обретает реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Мир фантазии живет в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя и действуя, вносит в жизнь крупицу своего «Я».

  

Данная программа адаптированная и включает изучение одного или нескольких предметов: коллективное музицирование, сольное пение, аккордеон, флейта, ритмика, фортепиано. Образовательную деятельность ведут только опытные педагоги, имеющие многолетний стаж работы и прошедшие курсовую подготовку.

  

Обучение проводится малыми группами и индивидуально, для каждого ребенка подбирается индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий возможности и потребности малыша. Форма и режим занятий учитывает возможности здоровья обучающихся. С родителями проводятся консультации по освоению и корректировке образовательного маршрута.

Педагоги

По итогам реализации данной программы два воспитанника получили стипендии Губернатора Новосибирской области для одаренных детей с ОВЗ в сфере искусства, трое воспитанников занесены в книгу Почета «Золотой фонд города Новосибирска» по предметам изобразительного искусства и сольного пения.

 

Романова Ольга Аркадьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Преподаваемые дисциплины: хор, слушание музыки, сольфеджио, музыкальная литература, аккордеон. Педагогический стаж – 23 года. Имеет среднее профессиональное образование по специальности "музыкальное воспитание, учитель музыки".

 

Среди воспитанников педагога есть победители и призеры конкурсов международного и всероссийского уровня:

  • 65-ого международного конкурса-фестиваля "Адмиралтейская звезда";
  • международного конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества "Дорогою добра";
  • Всероссийского Фестиваля детского и юношеского творчества "Алмазные сияния";
  • Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества Сокровища Нации "Кубок Бриллианта";
  • регионального фестиваля-конкурса творчества для лиц с разной степенью здоровья "Море возможностей";
  • XI городского конкурса детского и юношеского творчества "Желаю тебе, Земля моя!",
  • XVIII городского вокального конкурса "Первоцвет".

 

Исарева Марина Геннадьевна – учитель высшей квалификационной категории.Преподаваемые дисциплины: коллективное музицирование, ансамбль, сольное пение, фортепиано. Педагогический стаж – 17 лет. Имеет высшее профессиональное образование по специальности "Музыкальное образование".

Курсы повышения квалификации: 2017 г. – НИПКиПРО – "Олигофренопедагогика"

 

Власова Анна Юрьевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, стаж ее работы 12 лет.

Анна Юрьевна имеет высшее профессиональное образование, специальность и квалификация по диплому: народное художественное творчество, художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель.

Педагог умело использует в своей практике современные хореографические приемы и техники, что позволяет добиваться высоких творческих результатов.

 

Содержание программы

Срок освоения программы составляет 3 года. Срок обучения может быть увеличен, исходя из реальных условий развития обучающегося, состояния его здоровья, а также желания ребёнка продолжить обучение.

 

Учебный план – 6 часов в неделю:

· Коллективное музицирование (ансамбль) – 2 учебных часа в неделю.

· Музыкальный букварь – 1 учебный час в неделю.

· Предмет по выбору: музыкальный инструмент, сольное пение – 1 учебный час в неделю.

· Предмет по выбору: ритмика – 2 часа в неделю. 

 

Реализация данной программы «Искусство без границ» по всем предметам указанных разделов составляет 6 учебных часов в неделю.

1 год обучения – 210 часов в год.

2 год обучения – 210 часов в год.

3 год обучения - 210 часов в год.

 

Общее количество учебных часов за 3 года обучения составляет 630 часов.

 

Цели программы

Целью программы "Искусство без границ" является создание условия для творческого развития детей с особыми потребностями и возможностями здоровья средствами музыкального  и вовлечения в различные виды совместной культурно-просветительской и досуговой деятельности.

  

Задачи образовательные:

· реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевального и музыкального искусства;

· формирование активной оптимистической жизненной позиции;

· формирование потребности художественного самовыражения;

· приобретение детьми знаний, умений и навыков основ в творческих видах деятельности.

 

Задачи развивающие:

в области музыкального искусства:

· общее интеллектуальное и музыкальное развитие детей;

· знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием, формирование представления о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр;

· приобретение и развитие навыков коллективного музицирования;

· развитие артикуляционного аппарата, приобретение умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки;

· умение различать звуки по высоте и длительности, определять плавное и отрывистое проведение мелодии в процессе музыкальной деятельности;

· формирование певческих навыков.

 

 

Задачи воспитательные:

· овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

· формирование у обучающихся нравственных черт характера посредством проживания и осмысления художественных образов;

· воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

· формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

· формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

· воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;

· формирование общей культуры обучающихся.

Результат программы

Главным результатом реализации данной программы является активизация личностного ресурса в реабилитации детей с ОВЗ, расширение социального опыта детей и их родителей, расширение компетентности детей в области художественного образования. 

 

Предметные результаты программы можно представить в виде комплекса знаний, умений и навыков:

· навыков исполнения музыкальных произведений на инструменте;

· навыков публичных выступлений (сольно или в составе хорового коллектива);

· навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально – просветительской деятельности;

· умений использовать выразительные средства для создания художественного образа в творческих работах различной техники исполнения;

· знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве.

 

Метапредметные результаты программы:

· готовность слушать собеседника;

· управление эмоциями при прослушивании музыкального произведения;

· овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками при пении;

· приобретение умения анализировать задания, понимать поставленную цель;

· совместно с педагогом планировать предстоящую практическую деятельность;

· соблюдать правила безопасного и рационального труда;

· работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

· взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

· оценивать результаты своей деятельности, корректировать в случае необходимости свои действия. 

 

Личностные результаты программы:

· участие в музыкальной жизни детского коллектива, развитие чувства сопричастности к окружающей жизни;

· формирование доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· развитие чувства прекрасного в процессе ознакомления с музыкальными произведениями;

· формирование позитивной самооценки, развитие внутренних ресурсов, умение сформировать у себя позитивный настрой;

· воспитание и развитие социально значимых личностных качеств: усидчивости трудолюбия, умение доводить начатое дело до конца;

· бережное отношение к предметам, созданными руками человека.

Особые условия проведения

Данная программа реализуется на учебной площадке МКОУ Специальной коррекционной школы-интернат № 152 VI, VIII вида, которая располагается по адресу: город Новосибирск, ул. Ватутина 30 и в МКОУ специальная (коррекционная) школа № 107 располагающаяся по адресу: город Новосибирск, ул. Ельнинская, 5.

 

Возможны занятия по индивидуальному образовательному маршруту на основной площадке ДШИ «Гармония» по адресу: город Новосибирск, ул. Мира 45 а.

 

Форма обучения групповая (5-8 учеников). Такие формы как открытый урок, урок-беседа, урок-викторина; урок – сказка (может иметь различные формы: прослушивание, обсуждение, ролевые задания); видео – урок; урок-игра; урок-концерт и праздник также используются в процессе обучения и воспитания учащихся.

 

Рекомендуемая продолжительность учебного занятия – 40 минут.

Материально-техническая база

Программа обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.

 

Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.

 

Материально-техническая база МКОУ С (К) Ш № 107 и  МКОУ СКШИ №152 соответствуют санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта, созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

 

Музыкальный зал с необходимым оборудованием (синтезатор, ноутбук, флеш накопитель, колонки, проектор для работы с аудио- и видеоматериалами, просмотра видео).

 

Учебная аудитория для занятий, оснащена учебной доской, партами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами (бубны, барабаны, трещетки и т.д.).

 

Печатные пособия:

- учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);

- портреты композиторов;

- портреты исполнителей и дирижеров;

- демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.

- дидактический раздаточный материал;

Информационно-коммуникационные средства обучения:

- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

- мультимедийные энциклопедии;

- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;

– видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;

- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.

 

Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- принтер;

- интерактивная доска;

- музыкальный центр;

- DVD.

 

Учебно-практическое оборудование:

- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/синтезатор);

- комплект элементарных музыкальных инструментов: бубен, бубенцы, колокольчики, кастаньеты, ритмические палочки, ручной барабан, ксилофон, ложки (музыкальные ложки), маракас, металлофон, погремушки, треугольник, – театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.).