Программа «Ратоборец»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец» носит гражданско-патриотический и общеразвивающий характер, способствуя формированию у детей духовно-нравственных установок и ценностных ориентаций гражданина и патриота, как своей малой Родины, так и страны в целом.

В настоящее время вопросы гражданско-патриотического воспитания приобрели особую актуальность в связи с изменением социального и технологического уклада. Сегодня значительно увеличился разрыв между ценностями старшего и младших поколений, обострились проблемы межнациональных отношений, усложнилась картинна мира, в которой всё большее значение приобретает влияние доступной информации о жизненных позициях людей, об их убеждениях, идеалах, принципах познания и деятельности, часто противоречивых ценностных ориентациях и духовных ориентирах.

В тоже время, при определении актуальности воспитательных программ необходимо учитывать территориальную специфику, особенно специфику сельской местности, так как она имеет выраженное своеобразие по сравнению с городскими поселениями.

На современном этапе отличительными чертами жизни на селе продолжают оставаться: занятость населения в аграрном секторе, преобладание среди населения людей пенсионного возраста, ведение личных подсобных хозяйств, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, ограниченность в выборе формы досуга, культурной деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец» создана для учащихся МКОУ Баклушевской СОШ имени Е.М. Дергай и реализуется на базе МКОУ ДО ДДТ. Село Баклуши находится в Юго-западной части Новосибирской области, в 45 км от районного центра с. Довольное. Ближайшая железнодорожная станция Каргат 155 км., областной центр г. Новосибирск в 350 км. За последние пять лет в селе отмечена тенденция к снижению численности населения, что делает актуальным создание условий для закрепления на молодёжи на территории поселения, в том числе за счёт формирования мотивации получения образования, востребованного в селе, что может обеспечить возвращение молодых специалистов на малую Родину по завершении обучения.

Образовательная инфраструктура с.Баклуши включает в себя среднюю школу, детский сад, что в силу довольно узкого охвата, обостряет проблему занятости подрастающего поколения и, в первую очередь, подростков.

В 2012 году на базе МКОУ Баклушевская СОШ имени Е.М. Дергай, создан военно-патриотический клуб «Ратоборец». Деятельность военно-патриотического клуба получило поддержку администрации села, педагогического коллектива школы, родительской общественности и вызвала огромный интерес учащихся. Для обеспечения эффективного развития военно-патриотического клуба, с учетом требований времени педагогом МКОУ ДО ДДТ разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец» Актуальность программы обусловлена общими тенденциями развития общества и местной спецификой, связанной с социо-культурными и демографическими условия малого поселения.

Отличительные особенности программы и новизна Особенностью программы является сочетание военно-спортивной подготовки, гражданско – патриотической, духовно – нравственной и социо – культурной деятельности, обеспечивающей формирование у воспитанников представлений об историческом пути развития российских территорий, навыков технического продуктивного творчества, закрепление у них интереса к изучению истории своей страны.

Новизна программы связана с реализацией системного подхода и сочетания трех взаимосвязанных системных направлений деятельности:

-военно-патриотического, которое предполагает начальную военную подготовку и освоение навыков сохранения жизни и здоровья в критических ситуациях;

-историко-поискового, в рамках которого реализуется деятельность, направленная на изучение истории и реализацию исследовательских проектов по освоению исторических традиций, в том числе связанных с военным делом;

-творческо-прикладного, связанного с освоением навыков ремесленного труда и обеспечивающего процесс реконструкции доспехов и вооружения, изученных в ходе поисковой деятельности.

Педагоги

Вертков Сергей Николаевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: высшее педагогическое.

Стаж работы: 7 лет. 

  • Благодарственное письмо от Новосибирского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общество 18.07.2014 год.
  • Почётная грамота Министерства культуры Новосибирской области 2014 год.
  • Грамота от Регионального центра допризывной подготовки по Новосибирской области 2014 год.
  • Диплом лауреата Министерство образования Новосибирской области, Новосибирская общественная профсоюзная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ 2015 год.
  • Почётная грамота главы Доволенского района 2017 год.
  • Благодарственное письмо от автономной некоммерческой организации Центра ресурсов «Р.О.С.Т.О.К» 2017 год.
  • Диплом I степени от редакционно-экспертного совета СМИ «Педагогический экспресс «Образование – XXI век» г. Екатеренбурга 2017 год.
  • Диплом Министерства за качественную подготовку воспитанников образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 2018 год.
  • Диплом победителя зонального этапа педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2018 год.
  • Почётная грамота Министерства образования Новосибирской области 2018 год.
  • Благодарность Законодательного собрания НСО 2018 год.
  • Программа вошла в десятку лучших программ России по патриотическому воспитанию.

Содержание программы

1 Вводное занятие

Теория: Знакомство с программой первого года обучения. История клуба, учебного заведения. Ратная история древней и средневековой Руси. Практика: Боевые традиции армии и флота Российской империи. Великие полководцы и флотоводцы. Государственная и военная символика России. Служба в армии как почётная обязанность гражданина России.

2 Строевая подготовка

Теория: история, виды, основы подготовки личного состава подразделения к совместным действиям.

Практика: Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строем. Повороты в движении. Отдание воинской чести. Выход из строя и подход к начальнику. Развернутый строй отделения.

3 Огневая подготовка

Теория: Основы стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость и энергия пули. Отдача оружия. Полет пули в воздухе. Наводка и её элементы.

Пневматическая винтовка. Назначение, боевые свойства, устройство и работа пневматической винтовки. Устройство частей и механизмов винтовки и принадлежностей. Работа частей и механизмов винтовки. Осмотр винтовки и подготовка к стрельбе.

Практика: Приёмы стрельбы из пневматической винтовки. Правила стрельбы из винтовки. Изготовка к стрельбе. Производство стрельбы (выстрел). Прекращение стрельбы.

Уход за оружием, его хранение и сбережение. Общие положения. Особенности чистки и смазки малокалиберной винтовки. Хранение и сбережение оружия.

Приёмы метания ручных гранат. Правила метания гранат. Метание гранат из положения стоя, лёжа, с колена, в движении и в пешем порядке. Меры безопасности при обращении с гранатами.

4 Защита от химического и радиоактивного заражения

Теория: Основные способы защиты населения при радиоактивном загрязнении (заражении). Оповещение об опасности радиоактивного загрязнения. Укрытие в защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях (ПРУ)), а при их отсутствии в зданиях с немедленной герметизацией окон, дверей, вентиляционных отверстий и т.п.

Практика: Тренировки по использованию средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов), а при их отсутствии ватно-марлевых повязок. Исключение потребления загрязненных продуктов и воды. Тренировки по эвакуации, населения с загрязненной территории. Тренировки по оцеплению, ограничению доступа на загрязненную территорию. Санитарная обработка людей, дезактивация одежды, техники, сооружений, транспорта и других объектов. Порядок действия и правила поведения людей в загрязненном радиоактивными веществами районе определяется радиационной обстановкой.

5 Основы медицинских знаний

Теория: приобретение необходимых знаний для предупреждения травм угрожающих жизни и состояния человека. Овладеть теоретическими знаниями оказания помощи при несчастных случаях. Упражнять в практическом использовании полученных знаний и навыков в конкретных ситуациях. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи.

Практика: оказание первой помощи при различных видах ран и их причин. Отработка навыков оказания первой помощи. Виды травм и их характеристика. Характеристика различных видов кровотечений и их причины. Перевязочные средства. Характеристика перевязочных материалов. Отработка навыков наложения повязок. Солнечные и тепловые удары.

6 Физическая подготовка

Теория: комплекс мероприятий, служащих для физического совершенствования в целях обеспечения их физической готовности к выполнению боевых задач и требований, обусловленных военной службой. Главные виды боевой подготовки личного состава. Формы физической подготовки, утренняя физическая зарядка, учебные занятия, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, утренняя физическая зарядка.

Практика: занятия по отдельным разделам физической подготовки

· ускоренное передвижение (спортивная ходьба) и лёгкая атлетика (бег);

· гимнастика и атлетическая подготовка;

· лыжная подготовка;

· преодоление полосы препятствий;

· военно-прикладное плавание;

· рукопашный бой;

· спортивные и подвижные игры.

7 Реконструкция доспехов и вооружения.

Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Виды и типы средневекового защитного вооружения, их назначение. Название частей доспеха и их защитные свойства. Способы плетения кольчуг. Виды соединения лямелярного доспеха.

Практика: изготовление пружин из проволоки и рубка колец из нее для изготовления кольчуги. Отработка навыков плетения кольчуги 4 в 1. Соединение пластин лямелярного доспеха при помощи кожаного шнурка.

8. Историческое фехтование.

Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию. История клинкового оружия, виды и типы мечей.

Практика: изучение стоек с одноручным мечом, изучение и отработка техники нанесения колющих, рубящих и режущих ударов при атаке, а так же способы защиты от них. Применение щита при атаке и защите. Изучение приемов и отработка их по обезоруживанию.

9. Игра клинка.

Теория: Введение в дисциплину – «игра клинка», что входит, какие элементы будут изучаться, техника безопасности.

Практика: разминка, изучение и отработка базовых элементов дисциплины.

10. Военные и культурные традиции.

Теория: история создания и развития родного края. Введение в культурные и военные традиции. Праздники на Руси, народные гуляния. Народные игры – содержания и правила проведения. Значение «молодецких» игр в военной подготовке на Руси.

Практика: проведение народных игр, силовых «молодецких» игр и игр на взаимодействие.

Цели программы

Цель программы – развитие у подростков и юношества гражданственности, патриотизма, развитие и формирование чувства преданности своему Отечеству, гордости за ее прошлое, любви к своей Родине, выработка профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного долга.

Задачи программы:

Предметные

  • изучение истории создания, традиции русской армии в средних веках и современных Вооруженных Сил РФ;
  • изучение истории создания средневековых рыцарских доспехов;
  • повышение образовательного и культурного уровня учащихся;
  • воспитание чувства любви к родному краю, к природе;
  • изучение истории и культуры малой Родины и Отечества;
  • обучение действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
  • правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни;
  • изучения комплекса физических упражнений;
  • изучение основ и способов огневой и строевой подготовки
  • разбирать и собирать АК, пользоваться противогазом.
  • изучение фехтования, силовые упражнения.

Метапредметные:

  • противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в подростковой и молодежной среде;
  • физического развития молодежи и детей, повышения привлекательности здорового образа жизни;
  • развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
  • формировать потребность в самопознании и самореализации;
  • формировать способы социального взаимодействия;
  • участия в подготовке граждан к военной службе, популяризации работы в органах внутренних дел, других войск, воинских формирований и органов.

Личностные

  • утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
  • уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
  • формирование восприятия учащимися общечеловеческих норм поведения и морали, разностороннее развитие как личности;
  • желания вести здоровый образ жизни и активный отдых;
  • формирование умения анализировать свои мысли, чувства, поступки и умение управлять ими;
  • умение выполнять поставленную задачу самостоятельно.

Результат программы

Предметные результаты:

  • знание основ строевой подготовки; умение выполнять обязанности перед построением в строю, выполнение строевых приёмов на месте и в движении;
  • знание правил ношения формы и знаков; строгое соблюдение правил ношения форменного оборудования;
  • понимание ключевых проблем патриотического воспитания;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям, её культуре и истории;
  • умение отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог, осмысленно воспринимать информацию на слух;
  • умение строить высказывания на темы, связанные с патриотической тематикой, создавать творческие работы, рефераты, проекты и мини-проекты.

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения познавательных задач, собственные возможности их решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Особые условия проведения

Программа ориентирована на учащихся 13-17 лет. Занятия проводятся на базе МКОУ Баклушевской СОШ им. Е.М. Дергай согласно утвержденному МКОУ ДО ДДТ календарному учебному графику. При реализации программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей данной возрастной группы.

Материально-техническая база

1. Кабинет ОБЖ, где проходят занятия по предмету ОБЖ и теоретических занятий клуба «Ратоборец». Кабинет оснащен стендами с государственными символами России, учебными стендами по основам безопасности, по основам медицинских знаний, стенды по основам военной службы и историко – патриотическими материалами.

2. Оружейная палата, где находится все боевое вооружение и доспехи клуба, сделанное все своими руками и содержащие в начищенном состоянии, готовы к эксплуатации.

3. Мастерская, где проводятся работа по изготовлению доспехов клуба. Мастерская оснащена всеми необходимыми инструментами и электроприборами, что позволяет выполнять любую необходимую работу.

4. Тир, для стрельбы из пневматической винтовки.

5. Лазерный тир с программным обеспеченьем, лазерное оружие (пистолеты, автоматы, винтовки )

6. Спортзал с душевыми кабинками, тренажерный зал. На территории школы есть высотный и гимнастический городок, плац, для занятий по строевой подготовке, а также полоса препятствий. Занятия по историческому фехтованию проходят в спортзале.

7. Для практических занятий имеется: макет АК-74 – 1шт., пневматическая винтовка – 2 шт., солдатская каска – 3 шт., меч деревянный – 10шт., меч пластиковый – 7шт., меч поролоновый – 4 шт., шлем тренировочный – 4 шт., а также все необходимое туристическое оборудование.

8. Наличие символики клуба: герб, гимн, стяг, форма одежды: головной убор в виде берета, шевроны двух видов и курсивы, текст «Торжественной клятвы», древне – русские доспехи и оружие.

  1. Макеты стрелкового оружия, пневматическая винтовка, мишени.
  2. Военная форма.
  3. Мастерская для работы по изготовлению доспехов (мастерская оснащена всеми необходимыми инструментами).