Программа «Школа музейных наук»

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку. Музей школы действует в сфере дополнительного образования, работает с 2005 года. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Особенность данной программы заключается в том, что уникальная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Педагоги

Ермакова Елена Александровна, педагог дополнительного образования, образование высшее - Сибирская Академия Государственной службы в 1996 г. Квалификация по диплому: Менеджер – психолог, стаж педагогической работы 23 года.

Повышение квалификации: 2018 г. - «Оказание первой помощи детям и взрослым», ООО ЦПР «Партнер», 40 ч.

Профессиональная переподготовка: 2019 г.-«Обществознание», ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 250 ч.

Содержание программы

1. Введение.

Цели и задачи объединения. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.

2. История родного края

Возникновение села Довольное. Первые упоминания о селе (работа с архивным материалом). Происхождение слова «Довольное». Освоение Сибири Ермаком. Село вначале 19 века. Томская губерния. Население села. Основные занятия крестьян. Сборы (подати) с крестьян. Экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с экспозициями «Освоение Сибири Ермаком», "Сибирь в начале 19 века«. Отмена крепостного права. Массовые переселения в Сибирь. Томская губерния и Карасукская волость после реформы. Население села. Быт сибирских крестьян. Экскурсия в Краеведческий музей. Категории населения села. Книга Головачёва «Сибирь. Природа. Люди. Жизнь». Дома, пища, одежда, хозяйство, основные занятия крестьян, их досуг. Село в начале 20-ого века. Аграрная реформа в начале 20 – ого века. Массовые переселения в Сибирь. Томская губерния, Барнаульский уезд, Индерская волость. Число дворов, душ. Земли села. Богатые и зажиточные крестьяне. Ярмарки в селе. Школы. Первый председатель совета. Образование Новониколаевской губернии, Каргатского уезда. Индерь – центр Индерской волости. Разукрупнение волостей. Ликвидация безграмотности. Собрание сельского актива. Колхозы на территории Доволенского сельского совета. Первые колхозники. Раскулачивание. Основные показатели в сельском хозяйстве. Ход коллективизации в Доволенском районе. Лучшие колхозники села. Ударники коммунистического труда.

3. Музей

Экспонаты, подаренные музею. Фотоэкспонаты. Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. Атрибуция музейных предметов. Основной фонд: вещественные, письменные источники. Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея. Учет фондов. Инвентарная книга. Практическая часть: 1) оформить «словарик» из музейных понятий; 2) описать музейный предмет – экспонат.

4. Экскурсионная работа

Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным темам и вопросам темы. Показ и анализ определенных экспонатов. Рассказ экскурсовода. Технические средства сопровождения экскурсии: мультмедийные презентации, компьютер. Экранно-звуковые средства в музее: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, грампластинки, магнитные записи. Использование техники в работе школьного музея. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. Отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. Содержание экскурсии. Отработка и показ экскурсии. Отработка и демонстрация экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. Отработка и сдача тематической экскурсии. Отработка и сдача обзорной экскурсии. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для разновозрастной аудитории. Подготовка доклада, выступления, презентации. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.). Проведение виртуальной экскурсии в музее.

5. Домашний музей

Понятие генеалогическое древо. Знакомство с родословным древом семьи, правила его составления. Сбор информации для составления родословного древа. Сбор фотографий и документов о трудовых династиях. Записать воспоминания родственников, участников Великой Отечественной войны. Составление генеалогического дерева своей семьи. Схема генеалогического дерева. Я и мои родители. Их образование, трудовая и общественная деятельность. Происхождение своей фамилии. Поколение бабушек и дедушек. Их жизнь рассказы, воспоминания. Рассказ воспоминание моего дедушки (бабушки) о памятном историческом событии. Поколение прабабушек и прадедушек, социальная принадлежность, сословное происхождение, их трудовые и общественные дела. История моей семьи (в фотографиях). Знакомство с предметами быта, орудиями труда. Моя семья и труд. Моя семья и образование. Судьба страны в судьбе семьи. Создание семейной летописи.

 

6. Вахта Памяти

Методика поисковой работы среди старожилов и ветеранов, анкетирование, порядок опроса, тактическое направление беседы. Труженики тыла. Продолжить сбор материалов и записей воспоминаний в личной беседе, отснять копии документов и фотографий. Уголок Боевой Славы. Книга Памяти. Жители села в годы Великой Отечественной войны. Урок мужества. Мой дедушка – ветеран Великой Отечественной войны. «Детство, опаленное войной». Моя бабушка/дедушка – труженик тыла. «Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины – интернационалисты). Экскурсия к памятнику павших во время Великой Отечественной войны.

Участие в региональных поисково-исследовательских конкурсах.

 

Цели программы

Цель: Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

Личностные:

  • формировать основы российской гражданской идентичности, воспитывать чувство гордости за достижения своих односельчан;
  • воспитывать уважительное отношение к своей истории, любовь к родному краю, своей семье, гуманное отношение, толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • учить понимать роль человека в обществе, правильному взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
  • формировать основы экологической культуры, понимать ценность любой жизни, осваивать правила индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные:

  • осознавать целостность окружающего мира, расширять знания о разных его сторонах и объектах;
  • обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в природе и обществе;
  • овладевать наиболее существенными методами изучения окружающего мира (исследование);
  • использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширять кругозор и культурный опыт школьника, формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные:

  • сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (проект, сообщение, презентация, реферат и др.).
  • быть готовым к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

В процессе обучения у учащихся происходит:

  • формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
  • формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
  • воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии

Результат программы

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.

Предметные результаты:

  • овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей малой Родины и страны.

Особые условия проведения

Учебно-воспитательный процесс строится с учётом возрастных психо-физиологических особенностей данной категории детей. Стремление к самостоятельности и социальному признанию и невозможность полностью добиться этого в общении со взрослыми заставляют ребенка искать другую сферу удовлетворения потребности – коллектив сверстников. Он хочет быть принят в некое сообщество, группу ребят. Здесь его признают как самостоятельную социальную единицу. В группе нет четкой иерархии. В ней каждый имеет право на свое слово и свой поступок и признает право другого. Чтобы при этих условиях группа могла существовать, вырабатывается определенный свод правил. Так формируется модель социума со своими законами и моральными нормами.

Материально-техническая база

Занятия по программе проводятся в музее, специально приспособленном для экспонирования и хранения музейных предметов и музейных коллекций. Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.

Кабинет оснащён учебной мебелью, стационарными компьютерами. Имеется принтер, сканер, мульти-медийный проектор и экран. При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы, определители, энциклопедии, видеофильмы, соответствующие тематике программы, географические карты РФ, области, района, выход в интернет.

  • школьный музей Доволенской средней общеобразовательной школы № 1, видеофильмы, соответствующие тематике программы;
  • географические карты РФ, области, района;
  • компьютер;
  • презентационное оборудование;
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • магнитная доска;
  • настольные развивающие игры;
  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.