Программа «Юные краеведы»

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно дает знания по истории малой родины. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал происходит приобщение обучающихся к прошлому, настоящему и будущему своего села, своей школы.

 

В истории и традициях школы, в прошлом села и страны обучающийся осознает ценности человека: честность, справедливость, совестливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение ведется воспитание гражданина России.

 

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине.

 

Посещая школьный музей, изучая предметы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.

 

В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

 

В деятельности кружка – изучение истории села Довольное и своей школы, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея.

Педагоги

Семинько Ольга Николаевна,педагог дополнительного образования,  образование – высшее, педагогический стаж работы – 25 лет, категория – высшая.

Содержание программы

Раздел 1. Культурно-просветительская деятельность 40 часов.

Раздел 2. Научно-исследовательская деятельность 40 часов.

Раздел 3. Участие в формировании, сохранении и рациональном использовании школьного музейного фонда 40 часов.

Цели программы

Создание условий для самореализации школьников через самостоятельное творческое отношение к делу средствами краеведения и музееведения; изучение истории родного села и своей школы, подготовка экскурсоводов для школьного музея.

 

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о культуре, обычаях и традициях своей школы;
  • закрепление этих знаний на практике.

 

Воспитательные:

  • формирование активной гражданской позиции учащихся МКОУ Доволенская СОШ № 2 имени С.И.Лазарева, воспитание патриотизма, гордости за свою страну, школу, село;
  • приобщение учащихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе историко – краеведческого материала.

 

Развивающие:

  • развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработки статистических и анкетных материалов, интервьюирования.

Результат программы

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

 

Обучающиеся должны знать:

- историю Доволенского района;

- историю своей школы.

 

Обучающиеся должны уметь:

- вести поисковую деятельность по сбору материала к проектной деятельности;

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- готовить сообщения и выступать с презентациями;

- выполнять практическую деятельность по составлению презентации.

 

Способы определения результативности:

- мониторинг навыков, умений, знаний обучающихся;

- отслеживание уровня духовной культуры через, беседы, анкетирование;

- участие в конкурсах, проведения экскурсий.

 

Формы подведения итогов:

- формирование банка краеведческих данных;

- организация выставок;

- проведение экскурсий по музею;

- составление презентаций, фотоальбомов;

- участие в конкурсах краеведческой направленности.

 

Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах краеведческой деятельности:

• Сбор материала о старейших педагогах, известных людях.

• Формирование банка краеведческих данных.

• Участие в конкурсах краеведческой направленности.

Особые условия проведения

В творческое объединение принимаются по заявлению от родителей, по желанию ребёнка. 

Материально-техническая база

Музей Доволенской средней общеобразовательной школы им. С.И.Лазарева.

Экспонаты музея

1. Тематические материалы школьного краеведческого музея «История села», « История школы», и др.

2. Экспозиции школьного музея «Памяти С.И.Лазарева», «История школы», Наш край в годы войны,и др.

3. Сценарии и разработки мероприятий в музее.