Программа «Юный эколог-краевед»

Изучение краеведения воспитывает стремление участвовать в общественной жизни, природоохранных мероприятиях по сохранению неповторимой и своеобразной природе своего края.

 

Основной упор делается на более глубокое изучение поселка Краснообск, знакомство с историей возникновения поселка, его особенностями, знаменитыми земляками. В программе большое внимание уделяется выявлению экологических проблем местного характера и сравнение их с проблемами других территорий.

 

В программе конкретизировано понимание Родины у обучающихся. В ходе реализации программы у обучающихся понимание Родины должно быть связано с ощущением земли, на которой родился и рос; с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам. Программа помогает получить знания о родном крае, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к природоохранной и творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.

Педагоги

Емелева Надежда Кирилловна, педагог дополнительного образования, первая категория.

 

Повышение квалификации:

- НИПКиПРО, 01.10.2014 – 28.11.2014 г., 108 час., «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования»
- НИПКиПРО, 03-12.04.2017 г., 72 ч., "Психолого-педагогическая компетентность ПДО в контексте профессионального стандарта".

Содержание программы

Учебно – тематическое планирование первого года обучения:

  • Вводное занятие.
  • Моя малая Родина.
  • Изучаем свой край.
  • Мой замечательный поселок – Краснообск.
  • Природа вокруг нас.
  • В царстве растений.
  • В царстве животных.
  • Итоговое занятие.

 

Учебно-тематическое планирование второго года обучения:

  • Вводное занятие.
  • Введение в экологическое краеведение и проектную деятельность.
  • Мой родной поселок.
  • «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
  • Как живет Новосибирский район?
  • Природа родного края.
  • Экологический календарь природы.
  • Геральдика Новосибирской области.
  • Итоговое занятие.

Цели программы

Цель программы – формирование экологической культуры обучающихся через эколого-краеведческую деятельность.

 

Задачи:

Обучающие:

  • ознакомить с прошлым и настоящим поселка;
  • получить общее представление о своеобразии сибирского региона, его природной, историко-культурной, хозяйственной ценности;
  • познакомить с биографией земляков, оставивших заметный след в истории поселка, страны. 

Воспитательные задачи:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям поселка, района, области;
  • формировать умение и желание активно беречь и защищать природу родного поселка. 

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения;
  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся.

Результат программы

Обучающиеся первого года должны знать:

  • понятие малой Родины;
  • наиболее важные исторические события истории родного поселка;
  • вклад в историю поселка знаменитых земляков – Гребенникова В.С., Синягина И.И.;
  • правила поведения в природе и на улицах поселка;
  • типичных представителей животного и растительного мира Сибири, из них пять видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Новосибирской области. 

Обучающиеся первого года должны уметь:

  • выполнять правила поведения в природе и на улицах поселка;
  • принимать посильное участие в природоохранной деятельности (субботники по уборке территории поселка, изготовление кормушек, подкормка птиц);
  • ориентироваться в поселке;
  • выражать свое отношение к природе и людям поселка в продуктивной деятельности;
  • проводить простейшие исследования, обрабатывать собранные материалы, представлять итоги работы.

 

Обучающиеся второго года должны знать:

  • понятия краеведения;
  • пять источников по краеведению о поселке Краснообск;
  • основные виды местной фауны и флоры;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую природу;
  • символику поселка Краснообска, района, области. 

Обучающиеся второго года должны уметь:

  • выполнять экологические правила поведения в природе;
  • показать на географической карте нахождение 10 объектов Новосибирского района;
  • вести наблюдения за явлениями природы и оформлять результаты наблюдений в виде описаний;
  • делать простейшие презентации проведенного исследования, проекта.

Прогнозируемым результатом освоения дополнительной общеобразовательной программы «Юный эколог -краевед» является сформированность экологической культуры обучающихся через эколого-краеведческую деятельность.

Материально-техническая база

· отдельное помещение (учебный кабинет с посадочными местами и столами);

· мультимедийное оборудование, наличие и доступность Интернета;

· подшивки местных газет, карта Новосибирской области, Новосибирского района, карта-план поселка Краснообск;

· лабораторное оборудование и материалы (электролизер, микроскопы, лабораторная посуда, рулетки на 10, 50 метров, метр портняжный);

· фонды библиотек Краснообска.