Программа «Юный эколог»

- в современном мире востребованы экологически грамотные люди, поэтому уже в детском возрасте необходимо развивать познавательный интерес к изучению природы, сознательное отношение к её сохранению. Важность программы обусловлена потребностью детей в общении с окружающим миром;

 

-практически каждый ребенок мечтает о домашнем животном, но не каждая семья имеет такую возможность. Благодаря занятиям и экскурсиям в «Мини-зоопарк», «Подводный мир дома», «Мир птиц», дети получают знания о животных. Контакты с обитателями живых уголков способствуют развитию познавательного интереса и положительного отношение к животным;

 

-изучение окружающего мира ориентировано на природу родного края. Законы экологии раскрываются через изучение экологических проблем края, в котором мы живем. Через проведение простых исследовательских и проектных работ, презентаций результатов своего труда на конференциях разного уровня, у детей развивается интерес к естественнонаучным предметам, появляется чувство собственной значимости;

 

-формируются навыки выполнения трудовых операций: правильно держать садовый инструмент, посеять семена на рассаду, подготовить почву, правильно поливать растения, ухаживать за ними. Формируется самостоятельность в последовательности выполнения этапов в работе с растениями и обитателями живых уголков;

 

-позитивный личный опыт взаимодействия, с окружающей средой дети приобретают через игру. Через игру они выполняют природоохранную работу, усваивают правила поведения в окружающей среде, становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Целью игр, является приобретение, и закрепление экологических знаний, дети видят уровень своей подготовленности, тренированности, игры побуждают к познавательной и двигательной активности;

 

- учатся общению друг с другом, слышать других и себя. Работать командой и вместе радоваться результатам труда. Выполнять нормы и правила поведения в природе, вести здоровый образ жизни.

Педагоги

Емелева Надежда Кирилловна, педагог дополнительного образования, первая категория.

 

Повышение квалификации:

- НИПКиПРО, 01.10.2014 – 28.11.2014 г., 108 час., «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования».

- НИПКиПРО, 03-12.04.2017 г., 72 ч., "Психолого-педагогическая компетентность ПДО в контексте профессионального стандарта".

Содержание программы

Учебно-тематическое планирование первого года обучения.

  • Вводное занятие (1 час).
  • Что такое экология (4 часа).
  • Вода-источник жизни на земле (3 часа).
  • Солнечные лучики рядом с нами (2 часа).
  • Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем (воздух) (3 часа).
  • Чудесная кладовая-земля (2 часа).
  • Как чудесен лес сибирский (7 часов).
  • Лесные жители (5 часов).
  • Человек и домашние животные (3 часа).
  • Лапы, уши и хвосты (9 часов).
  • В гостях у птиц (9 часов).
  • "Мал золотник, да дорог" польза и вред насекомых (5 часов).
  • Подводное царство (5 часов).
  • В гостях у двенадцати месяцев (13 часов).
  • Итоговое занятие (1 час).

 

Учебно-тематическое планирование второго года обучения.

  • Вводное занятие (2 часа).
  • Экология и мы (8 часов).
  • "Не всякая водица для питья годится" (2 часа).
  • Волшебство солнца (6 часов).
  • Воздух – это жизнь (2 часа).
  • Путешествие по зеленой тропинке (16 часов).
  • Мы в ответе за тех, кого приручили (6 часов).
  • Птичье царство (6 часов).
  • Огромный мир крошечных насекомых (4 часа).
  • Жизнь в воде (4 часа).
  • У природы нет плохой погоды (14 часов).
  • Итоговое занятие (2 часа).

Учебно-тематическое планирование третьего года обучения.

  • Вводное занятие (2 часа).
  • Экология и ее задачи (8 часов).
  • Среда обитания животных и растений (16 часов).
  • Воздействие человека на животных и растения (14 часов).
  • Природа и человек (18 часов).
  • Окружающая среда (18 часов).
  • Загрязнение окружающей среды (20 часов).
  • Проектная и исследовательская работа (20 часов).
  • Экологический календарь (16 часов).
  • Организационно-массовые мероприятия (10 часов).
  • Итоговое занятие (2 часа).

Цели программы

Цель программы – формирование экологической культуры обучающихся через развитие познавательного интереса к изучению природы.

 

Задачи. Личностные:

- иметь представление об основах экологической культуры;

- быть дружелюбным в общении с другими детьми;

- иметь навыки здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные:

-иметь мотивацию и интерес к изучению окружающей среды;

-самостоятельность в постановке цели и задач познавательного обучения;

-ощущать потребность в сотрудничестве и совместной деятельности с педагогом и сверстниками, проявлять активность в работе в группе и индивидуально.

Предметные:

- знать основы экологической культуры;

- иметь практические навыки по уходу за растениями, животными, постановке простейших опытов с объектами живой и неживой природы;

- применять полученные знания на практике.

Результат программы

Определяя ожидаемые результаты, разработан перечень основных знаний, умений и навыков, личных качеств, формируемых за три года изучения программы.

 

Обучающиеся первого года знают:

- значение живой и неживой природы в жизни человека;

– правила поведения в природе;

– основные особенности и отличия каждого времени года;

– обитателей живых уголков.

 

Обучающиеся первого года умеют:

– кормить обитателей живых уголков (морских свинок, попугаев);

- осуществлять уход за комнатными и садовыми растениями (посев семян, полив, рыхление почвы);

– проводить простейшие опыты с объектами природы (совместно с педагогом);

– выполнять правила поведения в природе.

 

Сформированы личностные качества:

– интерес к познанию окружающего мира;

- бережное отношение к природе;

- внимательность, трудолюбие, ответственность за свои поступки;

- элементарные правила поведения в природе.

 

Обучающиеся второго года знают:

- понятие «экология», простейшие экологические связи между живой и неживой природой;

– источники загрязнения окружающей природы;

– правила ухода за растениями, домашними и декоративными животными;

- растения и животных местной фауны и флоры;

– редких животных, растений, грибов, занесенных в Красную книгу Новосибирской области.

 

Обучающиеся второго года умеют:

– применять теоретические знания при уходе за комнатными и садовыми растениями и животными живых уголков;

– следить за чистотой окружающей среды (дом, двор, школа, ближайшее природное окружение);

- вести наблюдения за предметами и явлениями природы по предложенному плану;

- проводить опыты с объектами природы и оформлять результаты в виде знаков, рисунков, описаний.

 

Сформированы личностные качества:

– устойчивый познавательный интерес к изучению окружающего мира;

– проявление инициативы и любознательности;

– способность к сотрудничеству и помощи;

– нормы и правила поведения в природе;

– навыки здорового образа жизни.

 

Обучающиеся третьего года знают:

– понятие среды обитания и ее классификацию;

– природные ресурсы и их виды;

– способы сохранения природных ресурсов;

– знаменательные даты из экологического календаря.

 

Обучающиеся третьего года умеют:

– проводить наблюдения за растениями и животными и оформлять результаты в дневнике наблюдений;

– сеять семена растений на рассаду, высаживать растения в грунт;

– работать садовыми инструментами (лопата, грабли, мотыга).

 

Сформированы личностные качества:

– самостоятельность, ответственность;

– инициативность, активность, лидерские качества

– ведение здорового образа жизни;

– бережное отношение к окружающей среде;

– способность к труду.

Особые условия проведения

Ограничение по состоянию здоровья (непереносимостью антигенов шерсти, перьев, частичек кожи или продуктов жизнедеятельности питомцев)

Материально-техническая база

  • Отдельное помещение (кабинет с посадочными местами и столами).
  • Мультимедийное оборудование.
  • Информационные источники (специальная литература, энциклопедии, справочники, электронные базы).
  • Лабораторное оборудование (стаканы, трубки, пакеты).
  • Семенной материал, комнатные растения.
  • Образцы почв, гербарных листов, плодов деревьев (шишки, ягоды).
  • Инвентарь и инструменты (стаканы для рассады, лейки, ручная вилка, садовый совок, сито, лопаты).
  • Аквариум и оборудование.
  • Материал для игр и новогодних поделок (веревка, карточки, природный материал, клей, карандаши, бумага).