- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Экология
- Программа «Юные экологи»
Программа «Юные экологи»
- в современном мире востребованы экологически грамотные люди, поэтому уже в детском возрасте необходимо развивать познавательный интерес к изучению природы, сознательное отношение к её сохранению. Важность программы обусловлена потребностью детей в общении с окружающим миром;
-практически каждый ребенок мечтает о домашнем животном, но не каждая семья имеет такую возможность. Благодаря занятиям и экскурсиям в «Мини-зоопарк», «Подводный мир дома», «Мир птиц», дети получают знания о животных. Контакты с обитателями живых уголков способствуют развитию познавательного интереса и положительного отношение к животным;
-изучение окружающего мира ориентировано на природу родного края. Законы экологии раскрываются через изучение экологических проблем края, в котором мы живем. Через проведение простых исследовательских и проектных работ, презентаций результатов своего труда на конференциях разного уровня, у детей развивается интерес к естественнонаучным предметам, появляется чувство собственной значимости;
-формируются навыки выполнения трудовых операций: правильно держать садовый инструмент, посеять семена на рассаду, подготовить почву, правильно поливать растения, ухаживать за ними. Формируется самостоятельность в последовательности выполнения этапов в работе с растениями и обитателями живых уголков;
-позитивный личный опыт взаимодействия, с окружающей средой дети приобретают через игру. Через игру они выполняют природоохранную работу, усваивают правила поведения в окружающей среде, становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Целью игр, является приобретение, и закрепление экологических знаний, дети видят уровень своей подготовленности, тренированности, игры побуждают к познавательной и двигательной активности;
- учатся общению друг с другом, слышать других и себя. Работать командой и вместе радоваться результатам труда. Выполнять нормы и правила поведения в природе, вести здоровый образ жизни.
Педагоги
Емелева Надежда Кирилловна, педагог дополнительного образования, первая категория.
Повышение квалификации:
- НИПКиПРО, 01.10.2014 – 28.11.2014 г., 108 час., «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования».
- НИПКиПРО, 03-12.04.2017 г., 72 ч., "Психолого-педагогическая компетентность ПДО в контексте профессионального стандарта".
Содержание программы
Учебно-тематическое планирование первого года обучения.
- Вводное занятие (1 час).
- Что такое экология (4 часа).
- Вода-источник жизни на земле (3 часа).
- Солнечные лучики рядом с нами (2 часа).
- Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем (воздух) (3 часа).
- Чудесная кладовая-земля (2 часа).
- Как чудесен лес сибирский (7 часов).
- Лесные жители (5 часов).
- Человек и домашние животные (3 часа).
- Лапы, уши и хвосты (9 часов).
- В гостях у птиц (9 часов).
- "Мал золотник, да дорог" польза и вред насекомых (5 часов).
- Подводное царство (5 часов).
- В гостях у двенадцати месяцев (13 часов).
- Итоговое занятие (1 час).
Учебно-тематическое планирование второго года обучения.
- Вводное занятие (2 часа).
- Экология и мы (8 часов).
- "Не всякая водица для питья годится" (2 часа).
- Волшебство солнца (6 часов).
- Воздух – это жизнь (2 часа).
- Путешествие по зеленой тропинке (16 часов).
- Мы в ответе за тех, кого приручили (6 часов).
- Птичье царство (6 часов).
- Огромный мир крошечных насекомых (4 часа).
- Жизнь в воде (4 часа).
- У природы нет плохой погоды (14 часов).
- Итоговое занятие (2 часа).
Учебно-тематическое планирование третьего года обучения.
- Вводное занятие (2 часа).
- Экология и ее задачи (8 часов).
- Среда обитания животных и растений (16 часов).
- Воздействие человека на животных и растения (14 часов).
- Природа и человек (18 часов).
- Окружающая среда (18 часов).
- Загрязнение окружающей среды (20 часов).
- Проектная и исследовательская работа (20 часов).
- Экологический календарь (16 часов).
- Организационно-массовые мероприятия (10 часов).
- Итоговое занятие (2 часа).
Цели программы
Цель программы – формирование экологической культуры обучающихся через развитие познавательного интереса к изучению природы.
Задачи. Личностные:
- иметь представление об основах экологической культуры;
- быть дружелюбным в общении с другими детьми;
- иметь навыки здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные:
-иметь мотивацию и интерес к изучению окружающей среды;
-самостоятельность в постановке цели и задач познавательного обучения;
-ощущать потребность в сотрудничестве и совместной деятельности с педагогом и сверстниками, проявлять активность в работе в группе и индивидуально.
Предметные:
- знать основы экологической культуры;
- иметь практические навыки по уходу за растениями, животными, постановке простейших опытов с объектами живой и неживой природы;
- применять полученные знания на практике.
Результат программы
Определяя ожидаемые результаты, разработан перечень основных знаний, умений и навыков, личных качеств, формируемых за три года изучения программы.
Обучающиеся первого года знают:
- значение живой и неживой природы в жизни человека;
– правила поведения в природе;
– основные особенности и отличия каждого времени года;
– обитателей живых уголков.
Обучающиеся первого года умеют:
– кормить обитателей живых уголков (морских свинок, попугаев);
- осуществлять уход за комнатными и садовыми растениями (посев семян, полив, рыхление почвы);
– проводить простейшие опыты с объектами природы (совместно с педагогом);
– выполнять правила поведения в природе.
Сформированы личностные качества:
– интерес к познанию окружающего мира;
- бережное отношение к природе;
- внимательность, трудолюбие, ответственность за свои поступки;
- элементарные правила поведения в природе.
Обучающиеся второго года знают:
- понятие «экология», простейшие экологические связи между живой и неживой природой;
– источники загрязнения окружающей природы;
– правила ухода за растениями, домашними и декоративными животными;
- растения и животных местной фауны и флоры;
– редких животных, растений, грибов, занесенных в Красную книгу Новосибирской области.
Обучающиеся второго года умеют:
– применять теоретические знания при уходе за комнатными и садовыми растениями и животными живых уголков;
– следить за чистотой окружающей среды (дом, двор, школа, ближайшее природное окружение);
- вести наблюдения за предметами и явлениями природы по предложенному плану;
- проводить опыты с объектами природы и оформлять результаты в виде знаков, рисунков, описаний.
Сформированы личностные качества:
– устойчивый познавательный интерес к изучению окружающего мира;
– проявление инициативы и любознательности;
– способность к сотрудничеству и помощи;
– нормы и правила поведения в природе;
– навыки здорового образа жизни.
Обучающиеся третьего года знают:
– понятие среды обитания и ее классификацию;
– природные ресурсы и их виды;
– способы сохранения природных ресурсов;
– знаменательные даты из экологического календаря.
Обучающиеся третьего года умеют:
– проводить наблюдения за растениями и животными и оформлять результаты в дневнике наблюдений;
– сеять семена растений на рассаду, высаживать растения в грунт;
– работать садовыми инструментами (лопата, грабли, мотыга).
Сформированы личностные качества:
– самостоятельность, ответственность;
– инициативность, активность, лидерские качества
– ведение здорового образа жизни;
– бережное отношение к окружающей среде;
– способность к труду.
Особые условия проведения
Ограничение по состоянию здоровья (непереносимостью антигенов шерсти, перьев, частичек кожи или продуктов жизнедеятельности питомцев)
Материально-техническая база
- Отдельное помещение (кабинет с посадочными местами и столами).
- Мультимедийное оборудование.
- Информационные источники (специальная литература, энциклопедии, справочники, электронные базы).
- Лабораторное оборудование (стаканы, трубки, пакеты).
- Семенной материал, комнатные растения.
- Образцы почв, гербарных листов, плодов деревьев (шишки, ягоды).
- Инвентарь и инструменты (стаканы для рассады, лейки, ручная вилка, садовый совок, сито, лопаты).
- Аквариум и оборудование.
- Материал для игр и новогодних поделок (веревка, карточки, природный материал, клей, карандаши, бумага).