Программа «В некотором царстве»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

 

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

 

Отличительная особенность программы «В некотором царстве» состоит в том, что весь образовательный процесс проходит через сказку. Образовательный процесс строится комплексно: в сюжет народных сказок, которые являются главной ведущей линией занятия, вставляются творческие задания для обучающихся – народные игры, песни, танцы. Один сказочный сюжет может быть рассчитан как на несколько занятий, так и может укладываться в одно. Весь репертуар строится сообразно народному календарю.

Педагоги

Никипелова Анна Викторовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, работает в ЦДО «Алые паруса» с 2013 года.

 

Руководитель студии русской традиционной культуры «Кужалек», и творческого объединения «Родник».

Образование высшее, Факультет культуры и дополнительного образования НГПУ, специальность – дошкольное музыкальное образование.

Содержание программы

Раздел I. Введение – 1 час.

Раздел II. Традиционные осенние праздники – 11 часов.

Раздел III. Традиционные зимние праздники – 12 часов.

Раздел IV. Традиционные весенне-летние праздники – 11 часов.

Раздел V. Подведение итогов – 1 час.

Цели программы

Цель: создание условий для общекультурного развития детей, их воспитания и обучения на основе русской традиционной культуры через изучение сказок как фольклорных образцов для воспитания нравственного поведения у детей младшего школьного возраста.

 

Задачи

Образовательные:

1. Познакомить с народными приметами.

2. Познакомить с традициями быта русского народа.

3. Научить правильному исполнению русских традиционных песен.

 

Развивающие:

1. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

2. Развивать музыкальный слух.

3. Развивать (формировать) пространственную координацию.

4. Развивать умение синхронной деятельности в паре и коллективе.

5. Развивать смекалку.

6. Развивать чувство товарищества и способность к взаимовыручке.

7. Содействовать развитию познавательной сферы детей, обогащению словаря, развитию образного строя речи.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к старшим и друг к другу.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

4. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

5. Способствовать усвоению детьми через проигрывание духовно-нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жалость, простота-хитрость, и правил доброй, совестливой жизни.

6. Расширять кругозор детей младшего школьного возраста.

Результат программы

В результате реализации программы  учащиеся будут знать:

  • народные приметы;
  • характерные особенности традиционных праздников;
  • тексты изученных песен (Комар шуточку шутил», «Масляная мы на горку», «Далалынь-далалынь по яиченьку» и т.д.).

 В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

  • активно включаться в песенную и игровую деятельность;
  • взаимодействовать в коллективе;
  • правильно исполнять русские традиционные песни.

 У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • эмоциональность;
  • отзывчивость;
  • вежливость.

Материально-техническая база

Для проведения занятий имеется помещение, отвечающее всем нормам СанПиН. Занятия проводятся в специально оборудованном этнографическом кабинете в Центре дополнительного образования «Алые паруса». Оформление кабинета создает положительный эмоциональный настрой детей, комфортные условия для работы.

 

Оборудование для кабинета:

· 2 лавки;

· лоскутное одеяло;

· балалайка.