Программа «Мой любимый зоопарк»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Образовательная программа «Мой любимый зоопарк» по степени авторства – эксперименатальная, направленность программы – естественнонаучная, по уровню освоения – общекультурного уровня, по цели и содержанию – познавательная. По сроку реализации программа среднесрочная, рассчитана на 3 года обучения.

 

Актуальность. Общение с представителями животного мира, тесный контакт и забота о них делает ребенка добрее, внимательнее, формирует ответственное отношение к «братьям нашим меньшим». В настоящее время воспитание таких качеств у детей особенно необходимо. Наблюдение за животными – выяснение особенностей их поведения, развития, существования в природных сообществах позволит внести в образовательный и воспитательный процесс формирование навыков опытнической деятельности, гуманного отношения к окружающему миру природы.

 

Новизна программы состоит в том, что разработанные темы учебно-тематического плана позволяют обучающимся получить начальные опережающие знания в области биологии, удовлетворить их потребность в теоретическом познании и приобретении практических навыков в вопросах содержания и сохранения здоровья своих домашних питомцев с учетом интересов к их видовому многообразию.

 

Наличие представителей животного мира в объединениях СЮН, относящихся к разным классам, позволяет максимально использовать эту базу для формирования представления об их биологических особенностях, получить практические навыки по уходу и кормлению декоративных животных. Обучающимся предоставляется возможность выполнения практических работ, связанных с наблюдением за домашними питомцами, выполнением опытнических работ. Таким образом, программа направлена на формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности уже на ранних этапах обучения.

Педагоги

Курякова Ирина Сергеевна, педагог дополнительного образования, без категории.

Инкижинова Светлана Борисовна, педагог дополнительного образования, первая категория.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения:

1. Вводное занятие.
2. Многообразие мира животных.
3. Кто такие насекомые?
4. Удивительный мир улиток.
5. За стеклянным берегом.
6. Лягушка-царевна и ее родня.
7. Большая семья тетушки Тортиллы.
8. Пернатая радуга.
9. Мои ласковые и нежные зверята.
10. Растения – гости из разных стран.
11. Заключительное занятие.

 

Учебно-тематический план второго года обучения:

1. Вводное занятие.
2. Мир насекомых.
3. Угощение для домашних питомцев.
4. О чем молчат рыбы?
5. Обитатели подводного мира.
6. Из икринки – лягушонок, из яйца – черепашонок.
7. Язык и поведение животных.
8. Птицы – наши друзья. Пернатая радуга в доме.
9. Наши четвероногие воспитанники.
10. Загадочный мир природы.
11. Заключительное занятие.

 

Учебно-тематический план третьего года обучения:

1. Вводное занятие.
2. Животный и растительный мир планеты у нас дома.
3. Любимые корма декоративных животных.
4. Знакомство с микромиром.
5. Поведение животных в природе и в неволе.
6. Здоровый образ жизни домашнего питомца и его хозяина.
7. Наши зеленые друзья.
8. Оформление опытнических работ и наблюдений.
9. Охранять природу – значит охранять Родину.
10. Заключительные занятия.

Цели программы

Цель программы – развитие мотивации личности ребенка к познанию и формирование интереса к опытнической деятельности естественнонаучной направленности.

 

Задачи:

Обучающие:

  • формирование опережающих знаний эколого-биологической направленности;
  • приобретение основ трудовых навыков, связанных с уходом за домашними питомцами;
  • обучение основам экологической культуры.

Развивающие:

  • формирование опыта познавательной деятельности на основе наблюдения за декоративными животными;
  • овладение начальными навыками опытнической работы;
  • формирование интереса к опытнической деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности, добросовестного отношения к труду;
  • воспитание любви к природе;
  • формирование гуманистического мировоззрения;
  • формирование экологической культуры.

Результат программы

Ожидаемые результаты реализации программы первого года обучения.

Обучающиеся должны знать:

· требования к содержанию животных в домашних условиях;

· требования к кормам и правила кормления мелких и декоративных животных;

· основные биологические особенности декоративных животных, содержащихся в объединениях СЮН;

· правила личной гигиены и техники безопасности при уходе за животными;

· значение экологических терминов (экология, среда обитания).

 

Обучающиеся должны уметь:

· проводить уборку в клетках с декоративными животными;

· готовить простые корма для 1-2 видов животных;

· вести элементарный учет наблюдений за животными и растениями;

· готовить краткие сообщения по результатам наблюдений.

 

Ожидаемые результаты реализации программы второго года обучения.

Обучающиеся второго года обучения должны знать:

· возрастные особенности декоративных животных (поведение, развитие, кормление);

· гигиенические требования к содержанию декоративных животных;

· понятие о рационе;

· значение экологических терминов (биотические факторы, абиотические факторы, антропогенные факторы, биотические связи).

 

Обучающиеся второго года обучения должны уметь:

· готовить простые корма для 3-4-х видов животных;

· проводить наблюдение и регистрировать результаты за поведением, аппетитом, развитием декоративных животных;

· готовить сообщения о результатах своих наблюдений.

 

Обучающиеся третьего года обучения должны знать:

· биологические особенности отдельных видов декоративных животных;

· видовые особенности животного для составления рациона;

· виды кормов и их значение;

· требования к содержанию декоративных животных;

· требования к проведению опыта;

· несколько видов животных, занесенных в Красную книгу Новосибирской области;

· значение основных экологических терминов.

 

Обучающиеся третьего года обучения должны уметь:

· составить рацион для нескольких видов декоративных животных;

· выполнять требования к содержанию животных;

· самостоятельно вести дневник наблюдений;

· готовить сообщения о результатах своих наблюдений.

Особые условия проведения

Занятия проводятся в объединении «Юный Айболит» (кабинет № 1), используются кабинеты объединений «Мини-зоопарк», «Мир птиц», «Комнатное цветоводство».

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы

Уголки живой природы: «Мир птиц», «Подводный мир дома», «Мини – зоопарк», перепелиная ферма, зимний сад. Животный мир представлен: мелкими декоративными млекопитающими (13 видов), экзотическими пресмыкающимися (6 видов), насекомыми (4 вида), птицами (15 видов), рыбами (15 видов), земноводными (5 видов).

 

Растительный мир представлен лианами, суккулентами, эпифитами, декоративно- цветущими, декоративно – лиственными и ампельными растениями – всего около 400 видов. Этот разнообразный набор живых объектов позволяет обучающимся определиться с темами наблюдения и опытнических работ.

 

Для проведения наблюдений и опытнической работы имеется набор лабораторной посуды, микроскоп «Микромед −1». Оформление опытнических работ, наблюдений проводится с использованием мультимедийного оборудования.

 

Информационное обеспечение программы

Используется учебно-методическая литература библиотеки и методические разработки ПДО СЮН, периодические издания педагогической литературы, интернет-ресурсы.

 

Программно-методическое обеспечение программы

Для реализации программы разработан пакет методических материалов (приложения 1-5).