Программа «Жизнь дана на добрые дела»

  • (2)

Ни отдельно взятому человеку, ни народу, ни стране нельзя существовать и строить будущее без знания своих корней, традиций, без тех духовных ценностей, которые были накоплены и завещаны предшествующими поколениями, поэтому столь актуальным является обращение молодого поколения страны к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям российской культуры.

 

В основе  программы"Жизнь дана на добрые дела" лежит образовательное партнерство родителей–детей–педагогов, ориентированное на обогащение развивающе-игровой среды для детей посредством художественных образов русской традиционной культуры.

 

Материалы и жанры народного творчества органичны, возрастосообразны и интересны ребенку, который живо на них откликается.

 

Приобщая к образам русской традиционной культуры через народно-поэтическое, декоративно-прикладное, хореографическое творчество, обрядовое действо и прочее, мы пробуждаем генетическую память и исподволь, ненавязчиво и естественно (на бессознательном уровне), воспитываем любовь к Родине, формируем нравственно-этические представления о добре и зле, чести и долге, семье и другие, присущие нашей культуре.

Педагоги

Никипелова Анна Викторовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, работает в ЦДО «Алые паруса» с 2013 года.

 

Руководитель студии русской традиционной культуры «Кужалек», и творческого объединения «Родник».

Образование высшее, факультет культуры и дополнительного образования НГПУ, специальность – дошкольное музыкальное образование.

Содержание программы

Учебный план первого года обучения

Раздел I. Введение – 2 часа.

Раздел II. Народные игры – 48 часов.

Раздел III. Осенняя обрядность – 26 часов.

Раздел IV. Зимняя обрядность – 22 часа.

Раздел V. Весенне-летняя обрядность – 30 часов.

Раздел VI. Устное народное творчество – 20 часов.

Раздел VII. Народные музыкальные инструменты – 20 часов.

Раздел VIII. Народный костюм – 20 часов.

Раздел IX. Традиционный быт – 20 часов.

Раздел X. Генеалогическое древо – 6 часов.

Раздел XI. Подведение итогов – 2 часа.

 

Учебный план второго года обучения

Раздел I. Введение – 2 часа.

Раздел II. Народные игры – 40 часов.

Раздел III. Осенняя обрядность – 36 часов.

Раздел IV. Зимняя обрядность – 36 часов.

Раздел V. Весенне-летняя обрядность – 34 часа.

Раздел VI. Традиционный быт – 14 часов.

Раздел VII. Устное народное творчество – 20 часов.

Раздел VIII. Народные музыкальные инструменты – 12 часов.

Раздел IX. Народный костюм – 20 часов.

Раздел X. Подведение итогов – 2 часа.

 

Учебный план третьего года обучения

Раздел I. Введение –2 часа.

Раздел II. Народные игры – 20 часов.

Раздел III. Осенняя обрядность – 36 часов.

Раздел IV. Зимняя обрядность – 36 часов.

Раздел V. Весенне-летняя обрядность – 38 часов.

Раздел VI. Традиционный быт – 6 часов.

Раздел VII. Устное народное творчество – 16 часов.

Раздел VIII. Народные музыкальные инструменты – 20 часов.

Раздел IX. Традиционная хореография – 20 часов.

Раздел X. Народный костюм – 20 часов.

Раздел XI. Подведение итогов – 2 часа.

Цели программы

Цель: создание условий для освоения учащимися русской традиционной культуры.

 

Задачи:

Образовательные:

·создание условий для раскрытия потенциальных творческих способностей и художественного вкуса учащихся через организацию деятельности студии РТК;

·расширение кругозора школьников в области традиционной культуры. Овладение ими основными терминами и понятиями различных фольклорных жанров;

·знакомство с обычаями и обрядами старожилов родного края, их песнями, сказками;

·создание условий для приобретения навыков анализа и осмысления текстов народной поэзии и прозы;

·обучение основам народной манеры пения, освоение учащимися основных навыков исполнения музыкальных произведений «открытым голосом»;

·знакомство с культурой быта и декоративно-прикладным творчеством.

 

Развивающие:

·поддержка и развитие у детей интереса к познанию, самостоятельной работе и творчеству;

·формирование эмоционального восприятия окружающего мира и искусства;

·развитие творческой активности, эмоциональной раскрепощенности;

·развитие основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, воображения и ассоциативного мышления;

·формирование у учащихся коммуникативных способностей, желания и умения вступать в контакт.

 

Воспитательные:

·расширение ценностно-смысловых представлений ребенка на основе «проживания» этнокультурных традиций;

·формирование основ нравственно-этического иммунитета посредством приобщения детей к ценностям традиционной русской культуры;

·активизация творческого потенциала детей посредством включения в народно-поэтическое, декоративно-прикладное, хореографическое творчество, обрядовое действо;

·воспитание эстетического вкуса, способности отличить подлинное искусство от ложного.

Результат программы

В результате реализации программы к концу первого года обучения учащиеся будут знать:

· основные праздники народного календаря и примерные сроки их проведения (Рождество, Масленица, Пасха);

· 5-6 народных инструментов;

· основные музыкальные жанры;

· особенности мужского и женского традиционного костюма;

· правила составления родословной (до 3 колена).

 

В результате реализации программы к концу первого года обучения учащиеся будут уметь:

· включиться в народную игру;

· объяснить правила игры;

· исполнить 2-3 обрядовых песни;

· составить родословную до 3 колена.

 

В результате реализации программы к концу второго года обучения учащиеся будут знать:

· основные традиционные праздники, период и особенности их празднования;

· основные особенности быта русского крестьянина;

· основные музыкальные жанры;

· основные виды духовых народных инструментов;

· 20-25 частушек.

 

В результате реализации программы к концу второго года обучения учащиеся будут уметь:

· завести (выступить организатором) народные игры;

· исполнить 5-6 обрядовых песен;

· исполнить частушки под разные наигрыши («Барыня», «Подгорная» и т.п.).

 

В результате реализации программы к концу третьего года обучения учащиеся будут знать:

· традиционные праздники трех основных календарных периодов, особенности их празднования;

· основные особенности быта русского крестьянина;

· основные музыкальные жанры;

· основные виды духовых народных инструментов;

· основные ремесла и промыслы русского народа;

· правила поведения в пляске;

· отличия различных жанров традиционной хореографии (хоровод, пляска, кадриль и др.);

· региональные отличия в традиционном русском костюме (север и юг России, Сибирь).

 

В результате реализации программы к концу третьего года обучения учащиеся будут уметь:

· отличать костюмы разных регионов России;

· петь в группе 5-6 человек в унисон;

· плясать сольно и в паре;

· запеть песню, спеть подголосок.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества

· общительность;

· уважение к старшим;

· любовь к Родине;

· трудолюбие;

· милосердие.

Материально-техническая база

Для проведения занятий имеются помещения, отвечающее всем нормам СанПиН, этнографический кабинет в ЦДО «Алые паруса» и интерактивный этнографический музей ЦДО «Алые паруса».

 

Оборудование:

· предметы, ранее используемые в крестьянском быту (прялка, ухват, коромысло, чугунок и т.д.), которые могут выступать в качестве экспоната, реквизита для театрализованных игр;

· комплекс русских народных игр;

· оригинальные и адаптированные для детей народные музыкальные инструменты (балалайка, гармонь, свистульки, трещетки, бубны, ложки, коробочки, маракасы, дудочки, бубенчики);

· игрушки и куклы для создания игровой ситуации и обозначения сюжетной линии: кукольный театр (перчаточный, пальчиковый, настольный), традиционные куклы (тряпичные, соломенные, деревянные, глиняные) и пр.;

· детская художественная литература – русские народные сказки с качественными иллюстрациями (В.М. Васнецов, И. Билибин и др.);

· аудиоматериалы (диски с музыкальным сопровождением).

Видео

[ "", "", "" ]