Программа «Солнышко»

Модифицированная программа «Солнышко» разработана на основе образовательной программы «Звездочка» (автор Нестеренко Л.В.).

 

Программа естественнонаучной направленности общекультурного уровня освоения. По содержанию программа является познавательной. По сроку реализации среднесрочная (двухгодичная).

 

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. В связи с ухудшением среды обитания необходимо сформировать у детей понятие, что человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, стихий. Объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов – каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Формировать у детей желание и в дальнейшем бережно относиться к живой и неживой природе.

 

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка. Проявляются такие личностные качества как доброта, сопереживание, отзывчивость, трудолюбие, умение общаться в коллективе.

Педагоги

Лызлова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования, первая категория.

Содержание программы

Учебно – тематический план первого года обучения.

  • Вводное.
  • Осень золотая.
  • Зимушка-хрустальная.
  • К нам пришла весна-красна.
  • Планета наш общий дом.
  • Здоровье-это важно.
  • Экскурсия по СЮН.

 

Учебно – тематический план второго года обучения.

  • Вводное.
  • Осенняя пора.
  • Пришла зима – снег и радость принесла.
  • Зима сменяется весной.
  • Ты и я патриот.
  • Здоровый образ жизни.
  • Экскурсия по СЮН.

Цели программы

Цель программы – формирование экологической культуры обучающихся через бережное отношение к природе.

 

Задачи:

  • уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
  • формирование знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
  • формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса;
  • развитие эмоционально-доброжелательного отношения в процессе общения с живыми объектами;
  • формирование осознания себя как активного субъекта окружающего мира;
  • формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;
  • развитие умения правильно взаимодействовать с природой;
  • совершенствование нравственно-экологического воспитания;
  • воспитание гуманного отношения к людям;
  • воспитание чувство патриотизма, любви к природе;
  • содействовать сохранению и укреплению здорового образа жизни;
  • формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
  • развитие экологического мышления в процессе проведения элементарных опытов;
  • развитие навыков использования разнообразных форм ручного труда.

Результат программы

Дети первого года обучения должны знать:

  • несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений;
  • иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот;
  • называть обитателей живого уголка природы;
  • называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных;
  • иметь представления о временах года и частях суток. 

Дети первого года обучения должны уметь:

  • анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
  • делать выводы о том, как человек может беречь природу;
  • заботится о чистоте помещения и участка;
  • ухаживать за комнатными растениями и за растениями на участке.

 

Дети второго года обучения должны знать:

  • объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
  • знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества;
  • иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края;
  • иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д. 

Дети второго года обучения должны уметь:

  • устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
  • делать элементарные выводы и умозаключения;
  • устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием;
  • ухаживать за растениями и животными в уголке природы;
  • делать выводы и заполнять «Календарь природы» знаками и символами;
  • проводить опыты по предложенному плану;
  • прогнозировать последствия своего поведения в природе.

 

Ожидаемые педагогические результаты освоения программы «Солнышко»:

  • понимание основ экологического мировоззрения и культуры;
  • желание детей бережно относиться к природе, любить её, наблюдать за сезонными изменениями и делать самостоятельные выводы;
  • осознание бережного отношения к своему здоровью;
  • четкое представление о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о существующих в ней взаимосвязях.

Особые условия проведения

Для эффективной реализации программы имеются:

  • отдельное помещение для занятий, оборудованные мебелью и освещением в соответствии с возрастом детей;
  • литература для детей;
  • дидактический материал (дидактические, логические и развивающие игры);
  • уголок живой природы (живой уголок, аквариумистика, орнитология, цветоводство);
  • материал для ручного труда (бросовый и природный материал).

Материально-техническая база

  • отдельное помещение для занятий, оборудованные мебелью и освещением в соответствии с возрастом детей;
  • литература для детей;
  • дидактический материал (дидактические, логические и развивающие игры);
  • уголок живой природы (живой уголок, аквариумистика, орнитология, цветоводство);
  • материал для ручного труда (бросовый и природный материал).