Программа «Лозоплетение»

- автором предложены новые подходы, при изготовлении плетёных изделий, которые позволяют учитывать возрастные особенности и подготовленность обучающихся;

- занятия по плетению изделий тесно связаны с занятиями по ознакомлению с видами ив, другими материалами, используемыми в плетении (береста, солома, камыш, рогоз и др), что позволяет проводить различные интегрированные занятия;

- дети обучаются технологиям возделывания, способам размножения ивовых кустарников, правильной срезке прута и подготовке его к плетению;

- изготавливать плетеные изделия можно, как для личных целей, так и с целью реализации результатов своего труда на рынке при индивидуальной трудовой деятельности.

- работа руками помогает сосредоточиться, развивает волю и терпение, приучает к аккуратности, помогает справиться со стрессами, депрессиями, помогает самоутвердиться как личность;

- развитие мелкой моторики рук, экскурсии и практические занятия в лесу, на берегу реки способствуют укреплению физического и психического здоровья детей.

 

Педагоги

Галлеев Рамиль Фарисович, педагог высшей квалификационной категории, кандидат сельскохозяйственных наук.

Обучающиеся участвуют в конкурсах и выставках районного, регионального, федерального и международного уровней. Являются дипломантами и победителями этих конкурсов.

В 2018 году подтверждена высшая квалификационная категория, в 2017 – 2018 прошел обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете по программе профессиональной переподготовке.

Подготовлены методические разработки:

• Изготовление объёмной композиции "Букет в декоративной корзиночке";

• Изготовление композиции на основе плетеного прямоугольного донышка из неокоренных прутьев

в подарок маме к 8-му марта;

• Практикум на УОУ: "Агротехника возделывания ивы. Формирование кроны, правила резки прута. Вредители ивы«;

• Изготовление подарочного варианта сувенира-пылевыбивалки к 8-му марта;

• Плетение настенного украшения «Ромашка» в два прута на столе- шаблоне;

• Плетение хлебницы в два прутика на лекальном шаблоне;

• Плетение круглого донышка;

• Плетение карандашницы на лекальном шаблоне.

• Размножение ивы черенкованием и др.

Подготовлены компьютерные презентации:

• "Введение в образовательную программу "Лозоплетение";

• "Разведение ивы";

• "Виды ив и их использование";

• "Технология плетения круглой корзины с донышка";

• "Плетение мини-корзиночки из прутьев и ленты на разборном шаблоне";

• "Омоложение и пригибание старовозрастных кустарников ивы курайской для увеличения урожайности прутьев";

• "Компетентностный подход в программе "Лозоплетение«;

• «Диагонстика экологической культуры в программе» и др.

Содержание программы

 

Учебно-тематический план и содержание программы «Лозоплетение» первого года обучения.

  • Формирование объединения.
  • Вводное занятие.
  • Выращивание ивы, заготовка прутьев.
  • Подготовка материала к плетению.
  • Плетение и обработка изделий.
  • Участие в выставках, конкурсах, досуговых мероприятиях, проведение мастер-классов и т.п.
  • Заключительное занятие.

 

Учебно-тематический план и содержание программы «Лозоплетение» второго года обучения.

  • Вводное занятие.
  • Выращивание ивы, заготовка прутьев.
  • Подготовка материала к плетению.
  • Плетение и обработка изделий.
  • Участие в выставках, конференциях, интегрированных занятиях, досуговых мероприятиях, проведение мастер-классов.
  • Заключительное занятие.

 

Учебно-тематический план и содержание программы «Лозоплетение» третьего года обучения.

  • Вводное занятие.
  • Выращивание ивы, заготовка прутьев.
  • Подготовка материала к плетению.
  • Плетение и обработка изделий.
  • Участие в выставках, конференциях, интегрированных занятиях, досуговых мероприятиях, проведение мастер-классов.
  • Заключительное занятие.

 

Учебно-тематический план и содержание программы «Лозоплетение» четвёртого года обучения.

  • Вводное занятие.
  • Составление индивидуальных планов.
  • Работа с литературой.
  • Выращивание ивы, заготовка прутьев.
  • Подготовка материала к плетению.
  • Плетение и обработка изделий.
  • Написание отчётов, защита.
  • Участие в выставках, конференциях, интегрированных занятиях, досуговых мероприятиях, проведение мастер-классов.
  • Заключительное занятие.

Цели программы

Цель программы: формирование экологической культуры обучающихся, через овладение предметными компетенциями лозоплетения

Задачи.

Личностные:

- воспитывать уважение к культуре и истории Родины, ценностное отношение к природе, уважение к другому человеку;

- развивать творческую фантазию, воображение, образное и конструктивное мышление;

- формировать навыки безопасного поведения и здорового образа жизни;

- воспитывать трудолюбие и уважение к труду и др.

Метапредметные:

- повышать уровень экологической культуры;

воспитывать навыки самостоятельной работы и самоконтроля;

- развивать навыки сотрудничества, взаимопомощи и общения в коллективе;

- формировать навыки доведения замыслов до результата и др.

Предметные:

- изучить приемы и техники лозоплетения;

- получить представление об ивовых прутьях, их свойствах, подготовке к плетению;

- научиться работать с шаблонами, приспособлениями и инструментами;

- научиться обрабатывать изготовленные плетеные изделия;

- научиться выращивать ивовые кустарники и др.

 

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся на первом уровне (1-ый и 2-ой годы обучения) должны знать:

• - основные инструменты, используемые при плетении, заготовке прутьев, работе на ивовых плантациях и технику безопасности при работе с ними;

• устройство плетеных изделий и виды плетения;

• - основные термины лозоплетения;

• - технологию оплетения изделий на основе-шаблоне и фанерных донышках и изготовления плетеных изделий;

• - технологию подготовки прутьев к плетению;

• - особенности использования окоренных и неокоренных прутьев;

• - отличительные признаки ивовых кустарников по расположению и форме листа, по побегам, по цвету коры и др.;

• - вегетативное размножение и элементы технологии возделывания ивовых кустарников;

• - правила заготовки прутьев, черенков и корневой поросли;

• - технологию пропаривания прутьев и правила пожарной безопасности;

• - правила поведения в лесу и профилактические меры против клещей;

• - технологию посадки черенков и корневой поросли.

Обучающиеся на первом уровне (1-ый и 2-ой годы обучения) должны уметь:

• - работать инструментами, используемыми при плетении, заготовке прутьев, работе на ивовых плантациях и применять технику безопасности;

• - составлять схемы и эскизы плетёных изделий;

• - оплетать ивовой лентой и прутьями изделия на основе-шаблоне и фанерных донышках;

• - выполнять различные виды плетения;

• - объяснять и использовать основные термины лозоплетения;

• - различать ивовые кустарники по расположению и форме листа, по побегам, по цвету коры и др.;

• - ухаживать за посадками ивовых кустарников;

• - заготавливать ивовые прутья, черенки и корневую поросль;

• - пропаривать и окорять прутья ивы;

• выполнять правила поведения в лесу, обнаруживать и уничтожать клещей;

• - высаживать черенки и корневую поросль;

• - ухаживать за высаженными растениями.

Обучающиеся на втором уровне (3-ий и 4-ый годы обучения) должны знать:

• - историю лозоплетения;

• - инструменты, используемые при плетении, изготовлении шаблонов, заготовке прутьев, работе на ивовых плантациях и технику безопасности при работе с ними;

• - термины лозоплетения;

• - устройство полностью плетеных изделий и виды плетения;

• - технологию плетения изделий на каркасных, лекальных и универсальных шаблонах, плетёных и фанерных донышках;

• - отличительные признаки видов ивовых кустарников по расположению и форме листа, по побегам, по цвету коры и др.;

• - вегетативное и генеративное размножение, технологию возделывания ивовых кустарников;

• - последовательность создания плантации ивовых кустарников в лесу, лесополосе, на берегу реки;

• - способы увеличения побегообразования на старо возрастных ивовых кустарниках;

• - правила заготовки и транспортировки прутьев, черенков и корневой поросли;

• - правила поведения в лесу, на берегу реки, профилактические меры против клещей;

• - технологию получения сеянцев, посадки черенков и корневой поросли, схемы и сроки посадок;

• - последовательность составления проектов плетения изделий, возделывания ивовых кустарников и др.

Обучающиеся на втором уровне (3-ий и 4-ый годы обучения) должны уметь:

• - беседовать об истории лозоплетения;

• - работать инструментами, используемые при плетении, изготовлении шаблонов, заготовке прутьев, работе на ивовых плантациях и выполнять технику безопасности при работе с ними;

• - объяснять и грамотно использовать термины лозоплетения;

• - изготавливать полностью плетеные изделия и выполнять различные виды плетения;

• - выполнять плетение изделий на каркасных, лекальных и универсальных шаблонах, плетёных и фанерных донышках;

• - различать виды ивовых кустарников по расположению и форме листа, по побегам, по цвету коры и др.;

• - выполнять приёмы технологии возделывания ивовых кустарников;

• - выбрать место и создать плантацию ивовых кустарников в лесу, лесополосе, на берегу реки;

• - использовать приёмы увеличения побегообразования на старовозрастных ивовых кустарниках;

• - заготавливать и транспортировать прутья, черенки и корневую поросль;

• - выполнять правила поведения в лесу, обнаруживать и уничтожать клещей;

• - выращивать сеянцы, высаживать черенки и корневую поросль, согласно схемам и срокам посадок;

• - составлять проекты плетения изделий, создания ивовых посадок, возделывания ивовых кустарников и др.;

• - подготавливать по проекту, тезисы, презентацию и доклад;

- выступать на конференциях по теме проектных и исследовательских работ.

Особые условия проведения

В зависимости от подготовленности дети могут быть приняты сразу на второй или третий год обучения. В третий год обучения обучающиеся осваивают метод проектов в лозоплетении. В четвёртый год обучения дети осваивают исследовательский метод применительно к лозоплетению или работают над проектами, выбирают тему работы, формируют программу обучения вместе с педагогом. С детьми, прошедшими 4-ый год обучения, формируются группы индивидуального набора (2-3 обучающихся), также возможны индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 3 часа или 2 раза по 1,5 часа (1 обучающийся). На эти группы составляются индивидуальные планы обучения.

ОВЗ – нет, бесплатная

Материально-техническая база

Просторное учебное помещение, помещение для складирования сухого прута, со шкафами и полками, помещение для пропаривания и замачивания прутьев

Список необходимого оборудования и материалов:

• учебные столы-верстаки и стулья;

• выставочные стенды;

• образцы плетёных изделий;

• ящики для инструментов (бокорезы, шилья, отвёртки, молотки и пр.);

• ёмкости для замачивания прута (ванна, фляги, вёдра др.);

• пропариватель;

• электроплитки для кипячения прута;

• коробочки для мусора;

• вытяжной вентилятор;

• линейки, транспортир, циркуль;

• кисточки для лакировки изделий и т.п;

• прутья различных видов ивы и др.

Информационное обеспечение: ноутбук, мультимедийная аппаратура, интернет.

В программе реализуются современные педагогические технологии.

Дидактические материалы:

• Выставка лучших работ детей при объединении.

• Схемы плетения изделий, технологии.

• Фотографии плетеных изделий.

• Образцы плетеных изделий по годам обучения.

• Фотоархив работ обучающихся в компьютере и пр.