- Главная
- Направления
- Художественная
- Декоративно-прикладное творчество
- Программа «Школа народного творчества»
Программа «Школа народного творчества»
Данная программа разработана на основе учебно – методических пособий Г.Н. Костиной «Мастерская мезенской росписи» и Н.А. Тарасевич «Домовая роспись Урала, Сибири и Алтая», книге М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение», а также знаний и опыта, полученных автором в Новосибирском областном центре русского фольклора и этнографии через серию семинаров – практикумов из курса комплексной программы по изучению и сохранению традиционной культуры «Дети и традиционная культура», «Фольклор и молодежь».
Новизна образовательной программы
Весь материал в программе рассматривается строго по древним канонам школ традиционных промыслов, соблюдается главный принцип подачи учебного материала на основе национальных традиций наших предков в тесной связи с движением светила и природных явлений.
Разнообразные виды художественно-творческой деятельности рассматриваются в широкой связи с традициями семейного лада и Природой. В программу включен раздел «Женщина – Природа – Мир», в котором через изготовление народных обрядовых кукол так же, как и через народную живопись, обучающийся осваивает мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Жизнь человека, как связующая часть Мира, представлена в главных своих этапах и важнейших семейно-бытовых обрядах. Человек рассматривается как часть Природы.
Введено в программу изучение Великоустюжской росписи, которая в других программах не встречается.
Педагоги
Колтун Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования, высшая категория.
Содержание программы
Учебно-тематическое планирование первого года обучения
- Вводное занятие.
- Из глубины веков.
- Символический язык мезенских узоров.
- Мезенские композиции.
- Как стать мастером.
- Женщина-Природа-Мир.
- Организационные мероприятия.
Учебно – тематическое план второго года обучения
- Вводное занятие.
- История Домовой Урало-Сибирской росписи.
- Живописная техника и приёмы.
- Законы композиции.
- Проектная работа.
- Женщина-Природа-Мир.
- Организационные мероприятия.
- Заключительное занятие.
Учебно-тематический план третьего года обучения
- Вводное занятие.
- История.
- Городецкая живопись.
- Орнамент.
- Животные городецкой росписи.
- Законы композиции.
- Женщина-Природа-Мир.
- Организационно-массовые мероприятия.
- Заключительное занятие.
Учебно-тематический план четвертого года обучения
- Вводное занятие.
- Неповторимость Великоустюжской росписи.
- Орнаменты.
- Персонажи – символы.
- Композиции Великоустюжской росписи.
- Организационные мероприятия.
- Заключительное занятие.
Учебно-тематический план пятого года обучения
- Вводное занятие.
- История Борецкой росписи.
- Особенности Борецкой росписи.
- Растительное и животное царства.
- Композиции в Борецкой росписи.
- Проектная работа.
- Организационно-массовые мероприятия.
- Заключительное занятие.
Цели программы
Цель программы – способствовать формированию духовно-нравственной личности обучающихся через овладение традиционными видами народной росписи.
Задачи:
Сформировать компетенции:
- мировоззренческую – знать и понимать нравственные ценности и взгляды, отраженные в народном творчестве, на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям;
- предметную – владеть техническими приемами различных видов кистевой росписи по дереву;
- проектную – проектировать свою деятельность от эскиза до композиции и создавать творческие композиции в традиции изучаемых росписей;
- патриотическую – любить окружающую природу, семью, Родину;
- коммуникативную – общаться в коллективе, сотрудничать на основе взаимодействия, взаимоподдержки и уважения друг к другу;
- социально-трудовую – организовать свое рабочее место, аккуратно выполнять работу, понимать общественную значимость труда и дальнейшее самоопределение личности.
Результат программы
Выпускник должен знать:
- нравственные ценности своих предков;
- историю возникновения и развития изученных видов народного творчества;
- место и роль изделий в жизни человека;
- законы композиции, цветоведения, законы построения орнаментов, пропорции;
- технологический процесс от эскиза до воплощения изделия в материале;
- технику безопасности.
Выпускник должен уметь:
- ставить перед собой творческую задачу и уметь её разрешить;
- наблюдать, импровизировать, фантазировать, разрабатывать эскизы изделий и изготавливать изделие по эскизам;
- проектировать свою деятельность;
- анализировать свою работу и работу своих друзей;
- работать в коллективе;
- применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
Особые условия проведения
Отличительная особенность программы является в том, что она, прежде всего, обращена к духовному миру ребенка. Её смысл – формирование средствами педагогики – здоровой души ЧЕЛОВЕКА.
Анализ образовательных программ по декоративно-прикладному творчеству показал, что, в основном, они рассчитаны на 3 – 2 – 1 год обучения, чаще на детей младшего школьного возраста. В некоторых программах дается до 10 и более видов росписей, но для их освоения отводится небольшое количество часов (Тимофеева Л. Ф. «Народные росписи Русского Севера», Знатных О.В. «Росписи русского Севера», Платова Анна «Традиционная роспись») или дается один – два вида росписи (Пузанова М.А. «Декоративно-прикладное творчество. Художественная роспись, Городецкая роспись» и др.).
В отличие от существующих программ, в образовательной программе «Школа народного творчества» представлен обширный географический пласт росписей с учетом сложившихся традиционных зон: Русский Север, Урал, Сибирь, Алтай, Поволжье. Культурные традиции каждого вида росписи представлены в содержании программы, не как собрание ремесленных навыков, а, прежде всего, как образ Мира, живущего в народном сознании. Даны росписи совершенно разные по технике. Для углубленного изучения самобытности узоров, имеющих богатейшие традиции и отражение многовековой истории, и подробного освоения технологии, каждой росписи отведен учебный год. Именно за учебный год в программе планируется сформировать те компетенции, которые дадут возможность обучающимся сформировать свое отношение к предмету, понимание и умение ставить задачи и решать их через народную живопись. Расширен возрастной ценз обучающихся.
Основную долю программы составляет практическая работа (до 70 %), которая проводится вслед за теоретическим материалом, и осуществляется через несколько этапов: повтор, вариации, импровизации на традиционной основе. Познавательная часть программы базируется на истории и традициях народного искусства. Каждая тема раскрывается наглядно с использованием фольклорного материала.
На протяжении всего курса обучающиеся знакомятся с художественными промыслами, импровизируя в любом из них, по-новому открывая для себя предметный мир и познавая его эстетическую ценность. Обучающиеся постепенно осваивают азбуку ремесла кистевой росписи, постигают плоскую форму, полуобъём, объём, свободно и, что особенно важно, сознательно трансформируют одно в другое.
Срок реализации программы 5 лет.
Данная программа является программой открытого типа. По желанию детей и их родителей изучение росписи можно начать вне зависимости от года обучения программы. В этом случае при обучении в группе используется многовариативность заданий по степени сложности для каждого индивидуально, т.е. перед каждым обучающимся ставятся разные по сложности художественно – творческие задачи.
Материально-техническая база
Успешность реализации программы зависит от условий ведения образовательного процесса.
При реализации авторской дополнительной образовательной программы «Школа народного творчества»:
1. Занятия проходят в помещении, оформленном в стиле русской горницы. Помещение оформлено репродукциями изделий народных мастеров, коллекциями натуральных образцов изделий, отображающим подлинное народное искусство. Интерьер создает благоприятную эстетическую среду, способствует эмоциональному настрою и повышению творческой активности обучающихся.
Рабочие столы располагаются так, что дети могли видеть друг друга в лицо.
2. Настенная доска, мебель, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
3. Используются методические и учебные пособия.
Для успешного освоения детьми ремесла росписи по дереву автором было разработано наглядное пособие по освоению основных приемов Городецкой росписи. Это пособие – своеобразная энциклопедия всех элементов росписи, начиная с первых «кружков», деталей в рисунках цветов, коней, птиц людей и кончая традиционными сюжетами росписи. Пособие построено по принципу от простого к сложному.
4. Раздаточный материал: подборка фото, открыток, иллюстраций работ старых мастеров, книги-альбомы «Мастерская мезенской росписи», «Домовая роспись Урала, Сибири и Алтая», «Городецкие праздники», «Городецкая роспись», энциклопедия «Роспись». Визуальные и аудиовизуальные средства.
5. Инструменты и приспособления:
- Кисти круглая колонковая № 0 – 1, № 2 или синтетическая круглая № 13 с ворсом средней длинны (для контурной работы и обводки черной краской).
- Кисть круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.
- Кисть плоская синтетическая или щетинистая № 4, 5, 6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
- Кисти плоские из щетины от 8 до 16-20 номеров для подмалевки и моделировки нанесения красной краски.
- Краски гуашевые 12 цветов, акриловые, темперные, белая водоэмульсионная краска.
- Альбом для рисования, ножницы, карандаш, ластик, палитра.
- Клей ПВА, лак ПФ – 283, водорастворимый акриловый лак.
- Баночка для воды.
- Фартук, клеёнка на стол.
- Ткань для вытирания кистей и рук.
- Цветной картон – формат АЗ, А4, оргалит.
- Деревянные формы из древесины или фанеры в соответствие с тематикой занятий.
- Лоскутки Х/Б или льняной ткани.
- Разноцветные обрывки нитей и пряжи.
- Тонкая плоская щепа, ветка березы, рогатинка из берёзы, толщиной в мизинец, кора березы.