Программа «Школа народного творчества»

Данная программа разработана на основе учебно – методических пособий Г.Н. Костиной «Мастерская мезенской росписи» и Н.А. Тарасевич «Домовая роспись Урала, Сибири и Алтая», книге М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение», а также знаний и опыта, полученных автором в Новосибирском областном центре русского фольклора и этнографии через серию семинаров – практикумов из курса комплексной программы по изучению и сохранению традиционной культуры «Дети и традиционная культура», «Фольклор и молодежь».

 

Новизна образовательной программы

Весь материал в программе рассматривается строго по древним канонам школ традиционных промыслов, соблюдается главный принцип подачи учебного материала на основе национальных традиций наших предков в тесной связи с движением светила и природных явлений.

 

Разнообразные виды художественно-творческой деятельности рассматриваются в широкой связи с традициями семейного лада и Природой. В программу включен раздел «Женщина – Природа – Мир», в котором через изготовление народных обрядовых кукол так же, как и через народную живопись, обучающийся осваивает мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Жизнь человека, как связующая часть Мира, представлена в главных своих этапах и важнейших семейно-бытовых обрядах. Человек рассматривается как часть Природы.

 

Введено в программу изучение Великоустюжской росписи, которая в других программах не встречается.

Педагоги

Колтун Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования, высшая категория.

Содержание программы

 Учебно-тематическое планирование первого года обучения

  • Вводное занятие.
  • Из глубины веков.
  • Символический язык мезенских узоров.
  • Мезенские композиции.
  • Как стать мастером.
  • Женщина-Природа-Мир.
  • Организационные мероприятия.

Учебно – тематическое план второго года обучения

  • Вводное занятие.
  • История Домовой Урало-Сибирской росписи.
  • Живописная техника и приёмы.
  • Законы композиции.
  • Проектная работа.
  • Женщина-Природа-Мир.
  • Организационные мероприятия.
  • Заключительное занятие.

Учебно-тематический план третьего года обучения

  • Вводное занятие.
  • История.
  • Городецкая живопись.
  • Орнамент.
  • Животные городецкой росписи.
  • Законы композиции.
  • Женщина-Природа-Мир.
  • Организационно-массовые мероприятия.
  • Заключительное занятие.

Учебно-тематический план четвертого года обучения

  • Вводное занятие.
  • Неповторимость Великоустюжской росписи.
  • Орнаменты.
  • Персонажи – символы.
  • Композиции Великоустюжской росписи.
  • Организационные мероприятия.
  • Заключительное занятие.

Учебно-тематический план пятого года обучения

  • Вводное занятие.
  • История Борецкой росписи.
  • Особенности Борецкой росписи.
  • Растительное и животное царства.
  • Композиции в Борецкой росписи.
  • Проектная работа.
  • Организационно-массовые мероприятия.
  • Заключительное занятие.

Цели программы

Цель программы – способствовать формированию духовно-нравственной личности обучающихся через овладение традиционными видами народной росписи.

 

Задачи:

Сформировать компетенции:

  • мировоззренческую – знать и понимать нравственные ценности и взгляды, отраженные в народном творчестве, на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям;
  • предметную – владеть техническими приемами различных видов кистевой росписи по дереву;
  • проектную – проектировать свою деятельность от эскиза до композиции и создавать творческие композиции в традиции изучаемых росписей;
  • патриотическую – любить окружающую природу, семью, Родину;
  • коммуникативную – общаться в коллективе, сотрудничать на основе взаимодействия, взаимоподдержки и уважения друг к другу;
  • социально-трудовую – организовать свое рабочее место, аккуратно выполнять работу, понимать общественную значимость труда и дальнейшее самоопределение личности.

Результат программы

Выпускник должен знать:

  • нравственные ценности своих предков;
  • историю возникновения и развития изученных видов народного творчества;
  • место и роль изделий в жизни человека;
  • законы композиции, цветоведения, законы построения орнаментов, пропорции;
  • технологический процесс от эскиза до воплощения изделия в материале;
  • технику безопасности.

Выпускник должен уметь:

  • ставить перед собой творческую задачу и уметь её разрешить;
  • наблюдать, импровизировать, фантазировать, разрабатывать эскизы изделий и изготавливать изделие по эскизам;
  • проектировать свою деятельность;
  • анализировать свою работу и работу своих друзей;
  • работать в коллективе;
  • применять полученные знания и умения в повседневной жизни.

Особые условия проведения

Отличительная особенность программы является в том, что она, прежде всего, обращена к духовному миру ребенка. Её смысл – формирование средствами педагогики – здоровой души ЧЕЛОВЕКА.

 

Анализ образовательных программ по декоративно-прикладному творчеству показал, что, в основном, они рассчитаны на 3 – 2 – 1 год обучения, чаще на детей младшего школьного возраста. В некоторых программах дается до 10 и более видов росписей, но для их освоения отводится небольшое количество часов (Тимофеева Л. Ф. «На­родные росписи Русского Севера», Знатных О.В. «Росписи русского Севера», Платова Анна «Традиционная роспись») или дается один – два вида росписи (Пузанова М.А. «Декоративно-прикладное творчество. Художественная роспись, Городецкая роспись» и др.).

 

В отличие от существующих программ, в образовательной программе «Школа народного творчества» представлен обширный географический пласт росписей с учетом сложившихся традиционных зон: Русский Север, Урал, Сибирь, Алтай, Поволжье. Культурные традиции каждого вида росписи представлены в содержании программы, не как собрание ремесленных навыков, а, прежде всего, как образ Мира, живущего в народном сознании. Даны росписи совершенно разные по технике. Для углубленного изучения самобытности узоров, имеющих богатейшие традиции и отражение многовековой истории, и подробного освоения технологии, каждой росписи отведен учебный год. Именно за учебный год в программе планируется сформировать те компетенции, которые дадут возможность обучающимся сформировать свое отношение к предмету, понимание и умение ставить задачи и решать их через народную живопись. Расширен возрастной ценз обучающихся.

 

Основную долю программы составляет практическая работа (до 70 %), которая проводится вслед за теоретическим материалом, и осуществляется через несколько этапов: повтор, вариации, импровизации на традиционной основе. Познавательная часть программы базируется на истории и традициях народного искусства. Каждая тема раскрывается наглядно с использованием фольклорного материала.

 

На протяжении всего курса обучающиеся знакомятся с художественными промыслами, импровизируя в любом из них, по-новому открывая для себя предметный мир и познавая его эстетическую ценность. Обучающиеся постепенно осваивают азбуку ремесла кистевой росписи, постигают плоскую форму, полуобъём, объём, свободно и, что особенно важно, сознательно трансформируют одно в другое.

 

Срок реализации программы 5 лет.

 

Данная программа является программой открытого типа. По желанию детей и их родителей изучение росписи можно начать вне зависимости от года обучения программы. В этом случае при обучении в группе используется многовариативность заданий по степени сложности для каждого индивидуально, т.е. перед каждым обучающимся ставятся разные по сложности художественно – творческие задачи.

Материально-техническая база

Успешность реализации программы зависит от условий ведения образовательного процесса.

 

При реализации авторской дополнительной образовательной программы «Школа народного творчества»:

1. Занятия проходят в помещении, оформленном в стиле русской горницы. Помещение оформлено репродукциями изделий народных мастеров, коллекциями натуральных образцов изделий, отображающим подлинное народное искусство. Интерьер создает благоприятную эстетическую среду, способствует эмоциональному настрою и повышению творческой активности обучающихся.

Рабочие столы располагаются так, что дети могли видеть друг друга в лицо.

 

2. Настенная доска, мебель, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.

 

3. Используются методические и учебные пособия.

Для успешного освоения детьми ремесла росписи по дереву автором было разработано наглядное пособие по освоению основных приемов Городецкой росписи. Это пособие – своеобразная энциклопедия всех элементов росписи, начиная с первых «кружков», деталей в рисунках цветов, коней, птиц людей и кончая традиционными сюжетами росписи. Пособие построено по принципу от простого к сложному.

 

4. Раздаточный материал: подборка фото, открыток, иллюстраций работ старых мастеров, книги-альбомы «Мастерская мезенской росписи», «Домовая роспись Урала, Сибири и Алтая», «Городецкие праздники», «Городецкая роспись», энциклопедия «Роспись». Визуальные и аудиовизуальные средства.

 

5. Инструменты и приспособления:

  • Кисти круглая колонковая № 0 – 1, № 2 или синтетическая круглая № 13 с ворсом средней длинны (для контурной работы и обводки черной краской).
  • Кисть круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.
  • Кисть плоская синтетическая или щетинистая № 4, 5, 6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
  • Кисти плоские из щетины от 8 до 16-20 номеров для подмалевки и моделировки нанесения красной краски.
  • Краски гуашевые 12 цветов, акриловые, темперные, белая водоэмульсионная краска.
  • Альбом для рисования, ножницы, карандаш, ластик, палитра.
  • Клей ПВА, лак ПФ – 283, водорастворимый акриловый лак.
  • Баночка для воды.
  • Фартук, клеёнка на стол.
  • Ткань для вытирания кистей и рук.
  • Цветной картон – формат АЗ, А4, оргалит.
  • Деревянные формы из древесины или фанеры в соответствие с тематикой занятий.
  • Лоскутки Х/Б или льняной ткани.
  • Разноцветные обрывки нитей и пряжи.
  • Тонкая плоская щепа, ветка березы, рогатинка из берёзы, толщиной в мизинец, кора березы.