Программа «Рукодельница»

В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого потенциала личности.

 

Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен.

 

Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у обучающихся. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.

 

Актуальность создания программы обусловлена желанием дать обучающимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она учитывает интересы и склонности обучающихся, даёт им возможность изготовить изделия, которые найдут своё место в жилом и общественном интерьере. На занятиях обучающиеся осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и ищут новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

 

Главный принцип работы педагога – любовь и уважение к обучающимся как активному субъекту воспитания и развития. К каждому обучающемуся применяется индивидуальный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему. Чем больше человек знает и умеет, тем легче удовлетворить потребности самовыражения. Трудовые навыки, эстетическое осмысление предмета, творческие способности развиваются только в работе. Чтобы обучающийся получил удовлетворение от результатов своего труда, от красивой и полезной вещи, педагогу приходится использовать самые различные формы и приемы работы по воспитанию трудовой культуры, формированию трудовых навыков.

 

Процесс обучения идет от простого к сложному. Одновременно в творческом объединении могут заниматься обучающиеся разного возраста, как младшего, так и старшего. Младшие наблюдают за работой старших и стараются усовершенствовать свое мастерство.

Педагоги

Желонкина Валентина Ивановна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории, педагогический стаж работы 17 лет, образование высшее педагогическое.

 

Педагог награжден:

  • Почётная грамота Министерство образования НСО, 2018

 

Награждение творческого объединения "Рукодельница":

  • I степень Региональный фестиваль "Юный дизайнер-2019".

Содержание программы

Содержание программы 1-ого года обучения «Рукодельница»

ТЕМА 1. Вводное занятие (14 часа).

Теория: организационные вопросы. Знакомство с оборудованием и инструментами. Правила техники безопасности и противопожарной защиты. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.

Практика: Просмотр фотографий, рисунков, схем, образцов. Проведение начальной диагностики.Обучение первоначальным приемам влажно-тепловой обработки.

 

ТЕМА 2.Введение (8 часов).

Теория:Краткие сведения по материаловедению

История лоскутной техники.

Практика: Просмотр и сравнение образцов разных тканей, а также определение лицевой и изнаночной стороны, долевой и уточной нити.

 

ТЕМА 3. Основы цветовых сочетаний, подбор тканей по рисунку и цвету (6 часов).

Теория:Теория времен года. Цветовой круг.

 

ТЕМА 4. Технология изготовления эскизов для работы (4 часа).

Теория: Приемы: копирование, увеличение и уменьшение размера рисунка при помощи клеток.

Практика: Увеличение рисунка при помощи клеток.

 

ТЕМА 5. Технология изготовления и использования шаблонов (8 часов).

Теория: Знакомство с рамочными и сплошными шаблонами.

Практика: Изготовление сплошных и рамочных шаблонов из плотной бумаги.

 

ТЕМА 6. Виды швов (16 часов).

Теория:Знакомство с видами ручных стежков, их назначение и применение. Знакомство со швейной машиной. Классификация машинных швов.

 

ТЕМА 7. Обработка срезов изделий (8 часов).

Теория: Тонкости раскроя ткани и приёмы обработки срезов изделия.

Практика: Выполнение разных приёмов обрабатывания срезов изделия.

 

ТЕМА 8. Обрабатывания углов изделий (6 часов).

Теория: Особенности лоскутного шитья при использовании обработки углов простыми приёмами.

Практика: Выполнение образцов разными способами.

 

ТЕМА 9. Стёжка (4 часа).

Теория: Виды и способы стёжки.

Практика: Выполнение образцов ручной и машинной стёжки.

 

ТЕМА 10. Аппликация из ткани (30 часов).

1. Изготовление декоративного коврика «Осенние листья»

Теория:Понятие аппликация и её видов. Ткани и материалы для аппликации.

Практика: Изготовление декоративного коврика «Осенние листья».

2. Изготовление тематического сувенира «Праздничный букет».

Теория: Знакомство с понятием натюрморт.

Практика: Изготовление сувенира «Праздничный букет».

 

ТЕМА 11. Изготовление блоков с использованием техники лоскутного шитья (108 часов).

Теория: Ознакомление с термином «орнамент». Виды орнаментов. Соединение «полосок», «квадратов», «треугольников», «спирали».

Практика: Выполнение эскизов в разных техниках. Подбор ткани по цвету и ее раскрой по шаблонам. Соединение деталей в блоки. Сборка блоков в целое полотно. Пошив изделия. Окончательная влажно-тепловая обработка готового изделия.

ТЕМА 12. Итоговое занятие «Карусель знаний» (4 часа)

 

Содержание программы 2-ого года обучения

ТЕМА 1. Организационное занятие (2 часа).

Теория: Организационные работы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, гигиены и санитарии.

Практика: Просмотр фотографий, рисунков, схем, образцов. Проведение начальной диагностики.

 

ТЕМА 2. Изготовление блоков с использованием техники лоскутного шитья (156 часов).

Теория: Ознакомление с термином «орнамент». Виды орнаментов. Знакомство учащихся с различными образцами.

Практика: Выполнение эскизов в разных техниках. Выбор понравившегося узора. Подбор ткани по цвету и ее раскрой по шаблонам. Соединение деталей в блоки. Сборка блоков в целое полотно. Пошив изделия. Окончательная влажно-тепловая обработка готового изделия.

 

ТЕМА 3. Шитьё по бумаге (4 часа).

Теория: Один из методов обработки традиционных блоков.

Практика: Выполнение изделий методом шитья по бумаге.

 

ТЕМА 4. Знакомство с композицией. Законы композиции (4 часа).

Знакомство с тематической композицией: натюрмортом, пейзажем, портретом и т.д. Применение в рисунках знания законов линейной и воздушной перспективы. Знакомство с орнаментом в полосе, квадрате, круге. Композиция, ритм, движение, раппорт.

 

ТЕМА 5. Свободная сборка лоскутков (4 часа).

Теория: Методы свободной сборки лоскутков.

 

ТЕМА 6. Творческая работа (42 часа).

1. Изготовление панно на тему «Архитектурный ансамбль в Довольном»

ТЕМА 7. Итоговое занятие. Карусель знаний (4 часа).

Цели программы

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через изготовление изделий в лоскутной технике.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

· познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством лоскутного шитья;

· познакомить с инструментами и приспособлениями и видами тканей;

· познакомить с цветоведением;

· обучить приемам копирования, увеличения и уменьшения размера рисунка, обучить изготовлению шаблонов, научить составлять схемы;

· научить детей поэтапному выполнению технологических операций;

· познакомить детей с различными видами лоскутной мозаики.

 

Развивающие:

 

· развивать стремление к самообразованию в области народного искусства;

· развивать творческие способности учащихся;

· умение самостоятельно решать творческие задачи, применять знания и умения, полученные на занятиях;

· умение планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд.

 

Воспитательные:

 

· воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;

· формировать эстетический вкус, прививать уважительное отношение к труду;

· воспитывать чувство любви к национальной культуре, народному творчеству.

Результат программы

К концу 1 года обучения обучающиеся должны

 

Знать:

 

- историю создания лоскутного шитья;

- оборудование и инструменты;

- организацию рабочего места (при выполнении ручных, машинных и влажно-тепловых работ);

- основы цветовых сочетаний;

- технологию изготовления эскизов и шаблонов;

- виды швов;

- обработку срезов и углов изделия;

- виды и способы стёжки;

- понятия аппликация, орнамент. Виды. Ткани и материалы.

 

УМЕТЬ:

 

- работать с материалами, инструментами и оборудованием;

- организовывать рабочее место;

- подбирать цветовые сочетания ткани по оттенкам;

- увеличивать и уменьшать рисунок;

- изготавливать сплошные и рамочные шаблоны;

- выполнять разные виды швов;

- выполнять разные приёмы обрабатывания срезов изделия;

- выполнять ручную и машинную стёжку;

- изготавливать аппликации из ткани;

- выполнять виды орнаментов («полоска», «квадрат», «треугольник», «спираль»;

- оформлять и защищать свои изделия на выставке.

 

К концу 2 года обучения обучающиеся должны

 

Знать:

 

- виды орнаментов («ромб», «волна», «уголок», «многогранник», «пуфик», «витраж»);

- законы линейной и воздушной перспективы;

 

УМЕТЬ:

 

- выполнять эскизы и изделия в технике «ромб», «волна», «уголок», «многогранник», «пуфик», «витраж»;

- выполнять шитьё по бумаге;

- шить методом свободной сборки лоскутков;

- оформлять и защищать свои изделия на выставке.

Особые условия проведения

В творческое объединение обучающиеся принимаются по желанию, без каких – либо ограничений.

Материально-техническая база

Оборудование: кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, шкафы для размещения материалов и наглядных пособий. Доска, швейные машины,оверлог, утюг, гладильная доска.

Технические средства обучения: компьютер.

 

Инструменты и приспособления: ножницы, иглы ручные и машинные, наперстки, портновские булавки, игольницы, карандаши, шаблоны, линейки, сантиметровые ленты, мел портновский, ученический, ткань, синтепон, нитки армированные, простые, мулине, тесьма, шнуры, пуговицы, копировальная бумага, бумага для эскизов, выкроек и шаблонов.