Программа «Наш край»

Программа «Наш край» направлена на изучение истории своего края, как части России. Воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, способствует развитию патриотизма, духовности, национального самосознания. Программа развивает чувства любви и патриотизма к родной стране через познание своей "Малой Родины".

Ведущей формой реализации программы является работа с документацией и экспонатами музея, общение с представителями старшего поколения жителей села, экскурсии, изучение достопримечательностей родного края. Обучающиеся сами следят за состоянием экспозиций музея, узнают историю каждого предмета в нем.

Педагоги

Педан Любовь Павловна, педагог дополнительного образования, образование высшее, НГПУ, педагогический стаж работы 27 лет, высшая квалификационная категория.

Повышение квалификации: «Менеджмент в образовании», 2017 г., 72 ч., ООО Учебный центр «Профессионал»; «Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении», 2017 г., 16 ч.

Участник Регионального музейного проекта «Живой урок» для музеев Боевой и Трудовой Славы образовательных организаций Новосибирской области 2018 г.

Содержание программы

1. Школьный музей

Теория. Инструктаж по ТБ.

Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Значение, роль, цели, задачи школьного музея. Основы музееведения. Знакомство с профессией музееведа. Фонд. Экспозиционная деятельность.

Практика. Работа с фондом музея. Обучение экскурсоводов. Проведение экскурсии. Создание и проведение экскурсионного маршрута "Я экскурсовод«.

2. Моя семья

Теория. Изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, основоположников семейного древа, их социального происхождения.

Практика. Изучение и составление родословной семьи. Создание мини проектов «Моя семья». Создание мини проектов «Судьба семьи в судьбе страны» и "Война в судьбе моей семьи«.

3. Родная школа

Теория. Изучение истории и традиций МКОУ Суздальской СОШ, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы.

Практика. Сбор и систематизация материала по истории школы. Проекты «Наша гордость – выпускники», «Ветераны педагогического труда». Экскурсия по материалу проекта "Времен связующая нить".

4. Мое село

Теория. Прошлое, настоящее, история названия населенного пункта, известные односельчане, народные традиции и обычаи, национальная и духовная (религиозная) культура, достопримечательности. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Практика. Составление тематической выставки "Мой край".

Проект "Наши земляки – участники Великой Отечественной войны".

5. История Доволенского района

Теория. Историческое прошлое, история возникновения, народные традиции и обычаи, национальная и духовная (религиозная) культура, достопримечательности. Ими гордится наш район.

Практика. Экскурсия в Доволенский историко-краеведческий музей.

6. История Новосибирской области

Теория. Историческое прошлое и настоящее, место Новосибирской области в историческом развитии России, народные традиции и обычаи, национальная и духовная (религиозная) культура, достопримечательности.

Практика. Виртуальная экскурсия.

7. Заключение Итоги участия в районных краеведческих мероприятиях, конкурсах, викторинах, олимпиадах. Оформление портфолио.

Цели программы

Цель программы: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, село, Россию.

Задачи программы:

1. Предметные

· сохранение исторического наследия и исторической памяти;

· сохранение лучших традиций школы, района, города;

· развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;

· развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;

· развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности.

2. Личностные

· прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

· воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

· формировать эстетический и художественный вкус.

3. Метапредметные

· способствовать развитию индивидуальных творческих способностей ребенка;

· развивать образное мышление, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию;

· развивать коммуникативные навыки, мотивацию продуктивной деятельности.

Результат программы

Обучающиеся будут знать

  • Знание традиций русской народной культуры и культуры народов России;
  • Расширят знания о истории и культуре родного края;
  • Нравственные качества уважительного отношения к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
  • Углубят и расширят знания о своих корнях, истории родного края; традициях и культуре односельчан;
  • Как применять методы поиска и исторического исследования;
  • Как представлять результаты своей деятельности в различных формах, приобретут опыт создания;
  • краеведение, музееведение, поисковая деятельность, коллекционирование;
  • выразительные средства – словесные, наглядные, практические, символика крестьянского быта;
  • приемы активных методов обучения: поисковая деятельность, ролевые игры, использование сети Интернет;
  • правила техники безопасности при работе с музейными экспонатами.

 

Обучающиеся будут уметь

  • применять полученные знания на практике;
  • ориентироваться в системе полученных знаний;
  • добывать новые знания, использую накопленный опыт;
  • выполнять практические работы и проекты по заданным темам;
  • самостоятельно оформлять свои творческие работы;
  • самостоятельно работать с источниками информации;
  • изучать различные технологии изготовления предметов народного промысла, быта;
  • пользоваться экспонатами музея как наглядными пособиями;
  • проводить презентации, конференции, мастер-классы.

Особые условия проведения

На обучение по программе принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Набор детей производится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся. Для успешной реализации программы целесообразно набирать в группу не более 13 – 15 человек, в соответствии с нормами СанПиН.

Материально-техническая база

Материально техническое обеспечение

Занятия по программе проводятся в школьном музее и учебном кабинете. Музей находится в здании школы, состоит из одной комнаты площадью 51,4 кв.м. Освещение искусственное, температура 18 градусов, влажность 60%. Хорошая искусственная освещённость (для защиты экспонатов от действия естественного света). Окон нет. Лампы накаливания расположены на таком расстоянии, чтобы не нагревать поверхности экспоната. Музей содержится в чистоте и порядке, исключающем возможность появления пыли, насекомых, плесени и грызунов. В этих целях проводится ежедневная влажная уборка помещений. Стеллажи ручной работы и заводские. Устройство и оборудование экспозиционных залов предусматривает создание оптимальных условий для показа и сохранности экспонатов. Оформлено 7 разделов.

Информационное обеспечение

  • ноутбук,
  • проектор,
  • сканер,
  • принтер,
  • музейные экспонаты,
  • фотоальбомы,
  • фотодокументы,
  • методические пособия