Программа «Кужалёк»

  • (8)

Наш народ имеет свою традиционную культуру. На протяжении тысячелетий из поколения в поколение люди хранили веками накопленные знания, передавая их через устное народное творчество, пение, танцы и обряды, декоративно-прикладное творчество. Научные исследования народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

 

Песни, игры, танцы не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и, обогащают, таким образом, духовный мир детей. Благодаря систематическим занятиям по изучению традиционной культуры каждый ребёнок откроет для себя красочный мир народного искусства.

 

Новизна программы состоит в том, что она учитывает развивающие возможности декоративно-прикладного искусства народов России как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство.

 

Программа «Кужалёк» направлена на возрождение традиций изготовления предметов народного рукоделия и приобщение учащихся к народным истокам, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации ребенка через народное творчество.

 

На занятиях педагог знанет «наизусть» фольклорный материал.

Занятия сопровождаются игрой на балалайке или другом народном инструменте.

Педагог проводит занятия в народном костюме (или с использованием его элементов).

 

Педагоги

ФИО: Никипелова Анна Викторовна

 Образование: Новосибирский государственный педагогический университет

· Факультет культуры и дополнительного образования НГПУ, специальность - дошкольное музыкальное образование.

 

Квалификация:

Педагог высшей квалификационной категории.

 

Повышение квалификации:

· "Педагог-практик в современном пространстве" конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»

 

Достижения:

· Благодарность Департамента образования мэрии города Новосибирска за многолетний добросовестный труд, высокие результаты в профессиональной деятельности и в связи с празднованием Дня учителя, 2020;

· Диплом лауреата Областной выставки декоративно-прикладного творчества "Пряльюшки-вышивальюшки", 2020;

· Диплом II степени за доклад на научно-практической конференции «IX Областные Ломоносовские чтения» посвященные 309 годовщине со дня рождения М.В. Ломоносова, 2020;

Почётная грамота Департамента образования мэрии города Новосибирска за добросовестный труд, высокие результаты в профессиональной деятельности по итогам работы в 2020 году.

Содержание программы

Учебный план:

 

Первый год обучения

Традиционный быт, праздники народного календаря, декоративно прикладное творчество (всего 144 часа)

Раздел 1 – Введение (2 ч)

Раздел 2 – Традиционный быт  (34 ч)

Раздел 3 – Традиционные осенние праздники (12 ч)

Раздел 4 - Традиционные зимние праздники (12ч)

Раздел 5 - Традиционные весенне-летние праздники (12 ч)

Раздел 6 – Традиционный быт (24 ч)

Раздел 7 – Традиционные осенние праздники (12 ч)

Раздел 8 - Традиционные зимние праздники (18ч)

Раздел 9 - Традиционные весенне-летние праздники (14 ч)

Раздел 10 - Контрольное занятие (4 ч )

 

 

2 год обучения  

Народный театр, праздники народного календаря, декоративно прикладное творчество (всего 144 часа)

Раздел 1 – Введение (2 ч)

Раздел 2 – Традиционный быт  (34 ч)

Раздел 3 – Традиционные осенние праздники (12 ч)

Раздел 4 - Традиционные зимние праздники (12ч)

Раздел 5 - Традиционные весенне-летние праздники (10 ч)

Раздел 6 – Традиционный быт (32 ч)

Раздел 7 – Традиционные осенние праздники (12 ч)

Раздел 8 - Традиционные зимние праздники (12 ч)

Раздел 9 - Традиционные весенне-летние праздники (14 ч)

Раздел 10 - Контрольное занятие (4 ч )

 

 

3 год обучения

Традиционные танцы, праздники народного календаря, декоративно прикладное творчество (всего 144 часа)

Раздел 1 – Введение (2 ч)

Раздел 2 – Традиционные танцы (72 ч)

Раздел 3 – Традиционная роспись (18 ч)

Раздел 4 - Экспидиционные куклы (12ч)

Раздел 5 - Традиционная вышивка (12 ч)

Раздел 6 - Кукла в традиционном костюме (26 ч)

Раздел 6 - Контрольное занятие (2 ч)

Цели программы

Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры средствами традиционных народных ремесел, песенно-игрового творчества.

 

Задачи

Образовательные:

  1. Познакомить с песенно-игровым этнографическим материалом. Познакомить с видами декоративно-прикладного творчества, народными ремеслами.
  2. Познакомить с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
  3. Познакомить с жанрами фольклора.
  4. Дать представление об обычаях и обрядах русского народа.
  5. Расширить этнокультурный кругозор детей младшего школьного возраста.
  6. Познакомить детей с правильным дыханием и положением тела при традиционном пении.
  7. Познакомить с формами, особенностями и приемами игры в фольклорном театре.

 

Развивающие:

  1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, обогащению словаря, развитию образного строя речи.
  2. Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность.
  3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  4. Развивать музыкальный слух.
  5. Развивать (формировать) пространственную координацию, умение синхронной деятельности в паре и коллективе.
  6. Развивать художественный вкус, зрительную память, фантазию, воображение, «чувство» цвета, формы, пространства;
  7. Развивать творческую активность и инициативу
  8. Развить кругозор и устойчивый интерес к народной культуре
  9. Сформировать навыки игры в инсценировках обрядов и праздничных театрализованных представлениях на основе фольклорного материала.

 

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  2. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к старшим и друг к другу.
  3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
  4. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
  5. Воспитывать вкус, аккуратность при выполнении творческой работы.
  6. Воспитывать любовь и уважение к окружающему миру, традиционной культуре, к прикладному творчеству, к народным ремеслам.
  7. Способствовать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
  8. Способствовать формированию национального самосознания на основе русского фольклора.
  9. Дать представление о семейных традициях по проведению культурного досуга.
  10. Формирование нравственных принципов, патриотических чувств.

Результат программы

К концу обучения учащиеся будут:

знать:

· народные приметы;

· характерные особенности традиционных праздников;

· традиционные песни и их принадлежность к праздникам;

· виды художественных промыслов России;

· классификацию тряпичных кукол;

· материалы и инструменты, используемые для изготовления изделий;

· правила безопасности при работе с материалами и инструментами;

· жанры русского фольклора;

· праздники народного календаря.

 

Уметь:

· отличать категории «добра и зла» и делать нравственный выбор;

· активно включаться в песенную и игровую деятельность;

· взаимодействовать в коллективе;

· владеть основными навыками рукоделия;

· самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;

· изготавливать изделия по образцу;

· пользоваться материалами и инструментами для рукоделия;

· подбирать ткань по цвету и фактуре;

· коллективно исполнять русские традиционные песни.

 

 

Метапредметные результаты освоения программы представлены через освоенные учащимися действия:

· оценивает и согласовывает собственное поведение с поведением других детей;

· работает в паре и малых группах;

· имеет расширенный общий лингвистического кругозор за счет освоения специальной терминологии.

 

 

Личностные результаты освоения программы представлены через воспитанность качеств личности учащихся:

· эмоциональность;

· отзывчивость;

· вежливость;

· аккуратность;

· усидчивость.

Особые условия проведения

Предполагается входная диагностика.

Материально-техническая база

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.

Кабинет оборудован столами и стульями. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.

 

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование для кабинета:

·    лавки – 4 шт.;

·    стулья - 15шт.;

·    общий стол – 1 шт.;

·    русские традиционные детские костюмы- 15 комплектов.

 

Для реализации данной программы по разделу «декоративно-прикладное творчество» необходимы:

·      шкафы для хранения материалов - 1 шт.;

·      ножницы– 15 шт.;

·      х/б ткань (белая, цветная) - 5метров;

·      х/б нитки (цветные)- 40 шт.;

·      бисер (цветной) – 10 цветов;

·      иглы (разной длинны и толщины, с широким и узким ушком) – 10 наборов;

·      коротких линеек (15-20 см) - 15 шт.;

·      бумага - 100 листов;

·      картон – 30 листов;

·      карандаши простые 30 шт.

 

 

Информационное обеспечение:

Презентации и видеофильмы, записи творческих занятий по разным видам разделов программы. (представлены в разделе «Методические материалы» на сайте учреждения)

 

 

Педагогические технологии, используемые в программе.

·   игровые технологии

·   технологии проектирования

·   технология исследовательской деятельности

·   технология портфолио

·   здоровьесберегающие технологии

·   технологии проектирования

 

 

Дидактические материалы:

методические пособия (мозаики);

образцы творческих работ;

игры для детей (волшебный мешочек, бирюльки).

Видео

[ "", "" ]